Долгосрочный период – это период достаточно продолжительный, при котором фирма может изменить размеры своего предприятия, свои производственные мощности и количество всех задействованных ресурсов. Следовательно, все ресурсы являются переменными.
Предприятие может варьировать свой масштаб производства, пропорционально изменяя все используемые ресурсы. Естественно, что при увеличении масштаба производства объем выработки (а значит, и общие издержки) растет. Однако характер увеличения масштаба производства может быть различным. Возможны три ситуации:
1) объем производства растет быстрее, чем увеличивается количество ресурсов;
2) объем производства в той же степени, что и количество ресурсов;
3) объем производства растет медленнее, чем увеличивается количество ресурсов.
В долгосрочном периоде действует закон – «эффект масштаба», т.е. рост масштабов производства. Он бывает положительный и отрицательный.
Положительный эффект масштаба – эффект массового производства, или экономия за счет масштабов деятельности. Он объясняет нисходящую часть кривой LATC. По мере роста размеров предприятия, целый ряд факторов снижает средние издержки производства:
1) Специализация труда и управленческого персонала.
2) Более эффективное использование «капитала». Например, применение более совершенной технологии, оборудования и пр.
3) Производство побочных продуктов, переработка отходов.
Увеличение количества всех занятых ресурсов на 10% вызывает более чем пропорциональный прирост производства на 20%, и LATC понижаются.
Отрицательный эффект масштаба– возникает из-за сложности управления крупномасштабным производством, падает эффективность системы контроля и координации операций фирмы. Объясняет восходящую часть кривой LATC. Влияют технические и организационные факторы. Увеличение объема всех занятых ресурсов на 10% вызывает непропорциональный рост производства на 5%, и LATC повышаются.
При неизменных ценах на ресурсы эффект масштаба обуславливает динамику издержек в долгосрочном периоде.
В долгосрочном периоде используется кривая LATC – долгосрочных средних общих издержек. Кривая LATC состоит из участков кривых краткосрочных АТС, соответствующих различным размерам предприятий, которые фирма может построить в течение длительного периода времени.
Каждая кривая краткосрочных ATC показывает наименьшие издержки производства единицы продукции для данного объема производства, т.е. при каких объемах производства фирме следует изменить размер предприятия, чтобы обеспечить себе более низкие издержки производства единицы продукции. Кривая LATC имеет дугообразную форму.
Рисунок 3. Кривая долгосрочных средних общих издержек: четыре возможных размера
Уровень предприятия.
издержек
20 30 50 60 Объем
производства
В некоторых случаях интервал между объемом производства, при котором исчерпывается положительный эффект масштаба, и объемом производства, когда вступает в силу отрицательный эффект масштаба, бывает довольно значительным. Графически это показывает отрезок, соответствующий постоянной отдаче от роста масштаба, на протяжении которого долгосрочные средние общие издержки остаются неизменными. В его пределах увеличение объема всех занятых ресурсов на 10% вызывает пропорциональный прирост производства на те же 10%, и LATC постоянны.
Если положительный эффект масштаба исчерпывается довольно быстро, а отрицательный не проявляется до достижения больших объемов производства, то долгосрочные средние общие издержки остаются неизменными весьма долго.
Уровень
издержек
Объем производства
Если положительный эффект масштаба относительно устойчив и продолжителен, а отрицательный – отложен во времени, то кривая средних общих издержек понижается на продолжительном интервале горизонтальной оси.
Уровень
издержек
Объем производства
Если положительный эффект масштаба быстро исчерпывается и незамедлительно сменяется отрицательным эффектом, то минимальные средние общие издержки достигаются при относительно малом объеме производства.
Уровень
издержек
Объем производства
Тема 8. «Теория фирмы»
В экономической теории принято выделять совершенную и несовершенную конкуренцию. Это специфические условия для функционирования рынка.
Конкуренция – это борьба или соперничество между потребителями или производителями на рынке.
Выделяют несколько видов конкуренции:
а) совершенная и несовершенная;
б) ценовая и неценовая;
в) добросовестная и недобросовестная.
Ценовая – изменение цен, ценовой политики предприятия.
Неценовая – цена не изменяется, привлечение покупателей достигается другими методами: реклама, торговые марки, товарные знаки, связи с общественностью, улучшение качества товара, его ассортимента.
Недобросовестная – применение не легальных или не законных методов борьбы: не честная игра (сжечь ларек).
Совершенная (чистая) конкуренция – на рынке действует множество производителей и потребителей, производиться однородный продукт, достаточно легкие условия вступления в отрасль и выхода из нее, нет барьеров. Потребителю безразлично у кого покупать товар. Информация о рынке и конкурентах доступна, и ее легко получить.
Несовершенная конкуренция – обязательно присутствуют ограничения в чем-либо. Очень трудно вступить в отрасль, есть барьеры. Ограниченное число производителей или потребителей. Нет полной и доступной информации о рынке и конкурентах. Производиться, как правило, дифференцированный продукт (разный). Обязательно применяется неценовая конкуренция.
Характерные черты основных моделей рынка
Совершенная конкуренция
Несовершенная конкуренция
Характеристика рынка
Совершенная конкуренция
Чистая монополия
Монополи-стическая конкуренция
Олигополия
Число фирм на рынке
Очень много
Одна
Много
Несколько
Тип продукта
Стандартный
Уникальный, нет близких заменителей
Дифференци-рованный, много заменителей
Стандартный или дифференцированный (мало заменителей)
Доля рынка
Очень маленькая
100 %
Небольшая
Значительная
Контроль
над ценой
Отсутствует
Полный
Ограниченный
Ограниченный, но значительный при тайном сговоре
Неценовая конкуренция
Отсутствует
Связи с обще-ственностью, реклама
Торговые марки,
Товарные знаки, связи с обществен-ностью
Присутствует особенно при дефференциа-ции продукта
Условия вступления в отрасль
Очень легкие, препятствия отсутствуют
Блокировано
Сравнительно легкие
Существенно затруднены
Информация о рынке и конкурентах
Полная (абсолютная)
Полная
Умеренная
Ограниченная или несовершенная
Примеры:
Сельское хозяйство, павильоны.
Крас. Энерго, гор. Свет, водоканал, комунал. служба