русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Роль цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе.


Дата добавления: 2014-11-27; просмотров: 36630; Нарушение авторских прав


В рамках федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды» поставлена задача обеспечения единства государственного образовательного пространства, решить,которую предполагается за счет совершенствования существующих и формирования недостающих элементов информационной инфраструктуры сферы образования. Наиболее перспективными в этом качестве видятся цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), под которыми понимается доступная в цифровом виде совокупность данных, используемая в учебном процессе как единое целое.

Одним из важнейших компонентов ЦОР является интерфейс обучающегося. Благодаря ему, осуществляется доступ к контенту ЦОР, связанному с блоками учебной информации и контрольно-измерительных материалов (чаще всего в форме тестов), обеспечивающих организацию индивидуальной образовательной траектории, а также позволяющих осуществлять различные виды контроля и предоставлять сервис удаленного образовательного консалтинга (в случае дистанционного обучения).

Последовательное развитие ЦОР предполагает включение в их состав программных средств создания (обновления) контента, предоставляя пользователям специализированный инструментарий для разработки стандартизированных электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК). Примерами подобных средств могут служить программные оболочки, предназначенные для разработки контента к интерактивным доскам. Проанализируем основные методики использования ЭУМК (ЦОР) в образовательном процессе.

Во-первых, отметим один из самых востребованных способов использования ЭУМК, когда электронные пособия применяются при объяснении нового материала или закреплении изученного. В описанных ситуациях в качестве ЦОР целесообразно использование анимационных и видеофрагментов, проигрывание звуковых файлов, показ графических изображений. В наиболее удачных версиях ЭУМК (адаптированных под учебную программу конкретного предмета) возможно полное использование их контента (без предварительной его корректировки). В других ситуациях фрагменты ЦОР могут быть внедрены в разрабатываемые преподавателем собственные презентации, электронные плакаты и другие средства обучения. ЭУМК и ЦОР также могут быть полезны при подготовке раздаточного материала.



Во-вторых, стоит отметить широкие возможности, заложенные в ЭУМК для организации самостоятельной учебной деятельности. Такая деятельность может быть осуществлена при подготовке домашних заданий, зачетов и т.п. Материалы ЦОР, входящие в состав ЭУМК, также могут быть востребованы при организации проектной деятельности. В этом случае могут оказаться полезными все материалы учебного комплекса: анимация, видео, звуковое сопровождение, интерактивные компоненты, рисунки, таблицы, графики, диаграммы и даже простые тексты. Необходимо заметить, что такой метод использования ЭУМК и ЦОР позволяет преподавателю наиболее эффективно реализовывать межпредметные связи, а обучающимся почувствовать себя исследователями в конкретной области знания, что способствует повышению их мотивации к изучению дисциплины.

Третьимвозможным способом использования целостных ЭУМК, а также вычлененных из них ЦОР является их применение при организации различных видов контроля: входного, текущего, рубежного, итогового. Контрольно-диагностические мероприятия в этом случае подразумевают организацию компьютерного тестирования обучающихся. К достоинствам такой формы контроля можно отнести: программное отслеживание хода выполнения заданий теста, информирование преподавателя наглядным способом (с использованием графиков, таблиц и диаграмм) о проценте верных ответов как у одного тестируемого, так и у всей группы в целом. В некоторых ЭУМК вводится ранжированная система оценивания, что значительно упрощает процесс сбора и анализа информации о качестве обучения.

В-четвертых, использование мультимедийных пособий дает возможность накопления ЭУК и ЦОР по конкретному предмету или направлению. Это позволяет сформировать базу данных хранимых ресурсов, а при достаточном их наборе и разумных систематизации и каталогизации организовать быстрый и доступный поиск и выбор наиболее соответствующих интересующей теме ЦОР или ЭУК как для учителей, так и для учеников. Таким образом, в рамках образовательного учреждения может быть создан банк данных о хранящихся ЭУК, ЦОР, ресурсах на бумажных носителях, ссылках на сайты в сети Internet по интересующей проблематике.

Пятымвозможным методом использования ЭУМК и ЦОР является их применение при выполнении лабораторных работ и различных видов групповой учебной деятельности, предусмотренных во многих курсах как школьными, так и вузовскими программами. Здесь, в основном, речь идет об интерактивных ЦОР, являющихся имитаторами проведения лабораторных работ. Безусловно, подобное использование ЭУМК и ЦОР обладает рядом недостатков: обучающийся непосредственно не участвует в проведении опыта; результат, получаемый им, является виртуальным; опыт, хотя и показывается обучающемуся в деталях, не дает ему выполнить работу своими руками, почувствовать текстуру материала, научиться пользоваться измерительными и другими приборами. Тем не менее, при использовании подобных ЦОР достигается высокий уровень наглядности, реализуется (при необходимости) возможность непосредственного обращения к теоретическому или справочному материалу по теме работы, преподаватель получает объективную картину о ходе и результатах выполнения лабораторной работы, что позволяет оценить уровень усвоения материала. Наиболее существенным преимуществом таких ЭУМК и ЦОР является то, что их применение позволяет заменить громоздкое и дорогостоящее оборудование учебных классов и лабораторий.

Шестойспособ в большей степени характерен для предметов естественнонаучного цикла, а также информатики и ИКТ, где интерактивные ЭУМК и ЦОР используются в качестве симуляторов и тренажеров. В данном случае программно создается модель объекта, явления или процесса, максимально приближенная к реальности, поведение которой всесторонне исследуется за счет возможности изменения ее параметров. В информатике примером такого ресурса может служить уже достаточно давно и активно использующийся клавиатурный тренажер. В преподавании, к примеру, школьного курса физики полезно использование компьютерных моделей, позволяющих имитировать поведение собранной электрической схемы при изменении параметров ее элементов и соединений, а также воздействий на входе. В курсе химии подобные модели «помогут» получить то или иное химическое вещество при задании, например, соответствующих наборов и параметров реагентов. Таким образом возможно смоделировать практически любой процесс или явление, поведение того или иного устройства, что позволяет перевести выполнение опасных или дорогостоящих опытов на компьютер и тем самым повысить практическую значимость учебного процесса.

К седьмомуспособу использования ЭУМК и ЦОР можно отнести дистанционное обучение, дающее возможность обучающимся знакомиться с теоретическим материалом, выполнять лабораторные работы и тестовые задания без участия преподавателя в удобное для них время и индивидуальном темпе. Этот способ весьма актуален для временно нетрудоспособных учеников (студентов), детей, обучающихся на дому или находящихся в отъезде, а также студентов заочной формы обучения.

В заключение хотелось бы отметить, что полноценное внедрение ЦОР с их встраиванием в учебный процесс при выполнении описанных методов использования позволит лаконично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, использующими информационные технологии, объективно оценивать качество обученности по предмету. При этом станет возможным осуществление постоянного и многовариантного мониторинга успеваемости, причем риск предвзятой или неверной оценки будет снижен за счет большого количества результатов измерений, и, наконец, будет достигнута ситуация, когда учителя-предметники, классные руководители, а также руководство образовательного учреждения будет получать реально отражающую ситуацию статистику, что позволит сделать выводы об успешности деятельности по поддержанию и повышению качества образования в рамках всего учреждения.

 

 

Глава 2.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Дидактические возможности цифровых образовательных ресурсов | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.064 сек.