Организационная структура системы управления базируется на функциональной иерархической структуре TMN. В основе организации управления цифровой сетью связи ФЖТ лежат принципы:
· централизации управления с возможностью децентрализации функций управления;
· создания гибкой архитектуры на основе методологии открытых систем, обеспечивающей возможность реконфигурации и наращивания функций управления;
· использование единой системы стандартов по техническому, информационному и программно-алгоритмическому обеспечению на базе Рекомендаций МСЭ-Т, стандартов ЕТСИ, МОС, ГОСТ, а также стандартов Минсвязи России.
Функциональная структура программно-технических комплексов центров системы управления определяется в соответствии с выполняемыми функциями, на основе типовой обобщенной модели TMN.
В состав программно-технических комплексов входят:
· управляющие системы, обеспечивающие обработку информации при реализации различных функций управления сетью и услугами, ведение баз данных, управление вычислительными процессами;
· элементы сети – оборудование сети связи или его часть и вспомогательное оборудование (электропитания и пр.), которое находится под контролем сети управления связью;
· медиаторы, предназначенные для преобразования информации при прохождении ее от элементов сети к управляющим системам;
· рабочие станции, обеспечивающие взаимодействие с пользователями системы управления;
· сеть передачи данных, обеспечивающая взаимодействие территориально разнесенных элементов сети с управляющими системами;
· Q-адаптеры – устройства, которые служат для подсоединения элементов сети с нестандартными интерфейсами к сети управления;
· интерфейсы: Qx - для взаимодействия между собой вышеуказанных блоков через локальную сеть; Q3 – для взаимодействия программно-технических комплексов через сеть передачи данных; F – для подключения рабочих станций к компонентам программно-технических комплексов; X – для взаимодействия с системами управления других операторов; M (медиаторы) – для подключения аппаратуры, не имеющей стандартных стыков.
Надежность и живучесть системы управления должны быть выше этих параметров для управляемых сетей и объектов связи. Для повышения надежности и живучести системы управления сетью связи железнодорожного транспорта оборудуются как основные, так и резервные пункты управления.
Система управления сетью ОТС, как составная часть сети связи железнодорожного транспорта, обеспечивает мониторинг и администрирование сети ОТС на следующих уровнях функциональной иерархии управления:
· управление коммутационной станцией;
· управление сетью в пределах участка (зоны обслуживания);
· управление сетью в пределах дороги.
Мониторинг и администрирование сети ОТС обеспечивают решение следующих задач:
· непрерывный круглосуточный контроль работоспособности оборудования ОТС;
· предоставление инструментальных средств диагностики и устранения отказов в оборудовании ОТС;
· конфигурация технических средств ОТС, цифровой сети ОТС и направление информационных потоков в сети ОТС.
Для решения задач мониторинга и администрирования сети ОТС организуются:
· дорожный (региональный) центр технического управления (ЦТУ);
· зональные центры технического обслуживания (ЦТО).
Дорожный (региональный) центр технического управления (ЦТУ) размещается при управлении железной дороги и предназначен для выполнения следующих административных функций:
· общий контроль технического состояния сети ОТС в целом по дороге (региону);
· установление (присвоение) системных адресов сетевым элементам ОТС согласно системе адресации;
· планирование и управление конфигурацией информационных потоков в сети ОТС.
Зональные ЦТО обеспечивают в пределах подведомственных зон обслуживания:
· контроль (мониторинг) работоспособности оборудования ОТС (контроль за работой коммутационных станций, определение степени работоспособности станций, обработка информации о возникновении аварийных ситуаций, контроль линейного тракта и системы резервирования, в случае аварии переключение с основного на резервный линейный тракт, отображение конфигурации сети);
· ремонтно-восстановительные работы в случае отказов компонентов сети ОТС.
Объектом мониторинга и администрирования в системе СМА-ОТС являются:
· оборудование линейного тракта, входящего в состав аппаратуры ОТС;
· коммутационные станции (или иное коммутационное оборудование) цифровой сети ОТС;
· источники бесперебойного электропитания аппаратуры технологической связи;
· каналы цифровой сети ОТС (каналы Е1), кольцевые схемы организации которых определены ОСТ 32.145-2000;
· аппаратура станционной парковой связи СДПС-Ц (в перспективе);
Требования к сетям передачи данных СМА-ОТС:
Сети передачи данных СМА-ОТС, обеспечивающие передачу информации между объектами этой сети, организуются следующим образом.
Передача информации о состоянии каналов и объектов сети ОТС (мониторинга сети ОТС) в ЦТУ и ЦТО осуществляется независимо от сети ОТС с целью обеспечения функционирования при отказах систем передачи и другого оборудования технологического сегмента. Этим требованиям, в большинстве случаев, отвечает дорожная и магистральная сети СПД, работающие по протоколу TCP/IP, которые рекомендуется использовать для мониторинга сети ОТС.
Для мониторинга допускается также использование некоммутируемых каналов ПЦК (ОЦК), организованных по отдельной ВОЛП.
Передача информации администрирования (конфигурирование структуры и объектов сети ОТС) организуется с использованием общего канала сигнализации (ОКС) ОТС.
Сеть передачи данных администрирования (управления) должна быть защищена от несанкционированного доступа в соответствии с рекомендациями, приведенными в Основных направлениях по обеспечению информационной безопасности и защиты от несанкционированного доступа в системе ОТС железных дорог России.
Структура сети СМА-ОТС железной дороги приведена на рис. 23.
Требования к организационной структуре СМА-ОТС
СМА-ОТС должна обеспечивать подключение рабочих мест эксплуатационного персонала (РМ) к оборудованию ОТС на трех уровнях:
· на первом (нижнем) уровне – непосредственно на объектах, где установлено оборудование ОТС, в режиме локального доступа к ресурсам коммутационной станции (РМ-1);
· на втором уровне – в зональных ЦТО, в режиме дистанционного доступа к ресурсам коммутационных станций, входящих в состав подведомственной зоны (участка) обслуживания (РМ-2).
Количество рабочих мест РМ-2 зональных ЦТО, должно определяться из условия: в зоне обслуживания одного РМ-2 должно быть не более 50 коммутационных станций.
При увеличении этого показателя (в случае более 50 станций) количество РМ-2, размещаемых в одном зональном ЦТО, должно соответственно увеличиваться.
Соединение РМ-1 с коммутационной станцией должно осуществляться по интерфейсу RS-232 (в соответствии с требованиями ОСТ 32.145-2000) или по интерфейсу Ethernet.
Для сопряжения с сетью СПД оборудования рабочих мест (серверов) РМ-3 и РМ-2 должен использоваться преобразователь интерфейсов, например, типа DE302 или сетевая карта.
Сопряжение оборудования рабочих мест РМ-2 и РМ-3 с общим каналом сигнализации (ОКС) должно осуществляться по интерфейсу RS-232 или по интерфейсу Ethernet.
При компоновке РМ-3 рекомендуется для управления сетью использовать отдельный компьютер (РМ-3(у)).
Система СМА-ОТС должна обеспечивать обслуживание из ЦТУ не менее 400 коммутационных станций дороги.