русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Антикризисные характеристики управления персоналом


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 1777; Нарушение авторских прав


Литература

ВОПРОСЫ

1. Какие функции выполняет конфликт в организации?

2. Какие причины могут вызвать конфликт в трудовом коллективе?

3. Опишите процесс развития конфликта.

4. Назовите возможные способы разрешения конфликта.

5. Охарактеризуйте методы разрешения конфликтов.

 

1. Веснин В.Р. Основы менеджмента. М.: Триада Лтд, 1996.

2. Корнелиус X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. М.: Стрингер, 1992.

3. Кричевский Р.Л. Если вы — руководитель. М., ИНФРА-М, 1997.

4. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М.: ИНФРА-М, 1996.

5. Некрасов В.Н., Леонов Н.И. Управление конфликтами: теория и практика взаимодействия. Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 1993.

6. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления: Учеб. пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 1997.

7. Управление персоналом организации: Учебник/Под ред. А.Я. Киба-
нова. М.: ИНФРА-М, 1997.

8. Чернышев В.Н., Двинин А.П. Человек и персонал в управлении. СПб.:
Энергоатомиздат, СПб отделение, 1997.

Лекция 12

Тема 13.Антикризисное управление персоналом организации

 

Никакие теория, программа или правительственная политика не могут сделать предприятие успеш­ным; это могут сделать только люди.

А. Морита

 

Проблематика.Что такое персонал? Как соотносятся понятия «персонал управления» и «человеческий капитал»? Из каких под­систем состоит система антикризисного управления персоналом? Какова структура антикризисной кадровой политики? Что собой представляют принципы антикризисного управления?

 

Для всех организаций, больших и малых, производственных и действующих в сфере услуг, управление людьми имеет первостепен­ное значение. Без надлежащим образом отобранных, расставленных и профессионально подготовленных людских ресурсов ни одна ор­ганизация не сможет достичь своих целей и выжить. Это положение является основополагающим в концепции антикризисного управле­ния.



До последнего времени само понятие «управление персоналом» в отечественной управленческой литературе либо отсутствовало, либо о нем речь шла мимоходом, в контексте рассмотрения других проблем управления. Естественно, что и вопросы антикризисного управления персоналом как составной части концепции антикри­зисного управления разработаны весьма поверхностно.

В литературе по менеджменту нередко можно встретить такие термины, как «управление трудовыми ресурсами», «рабочей силой», «людскими ресурсами» и др. И это не случайно. Эти понятия роди­лись в период господства технократической концепции управления. Как справедливо подчеркивает профессор Э.М. Коротков, новая гу­манистическая парадигма управления требует новых, более четких понятий, адекватно отражающих ведущую роль человека в теории и практике управления. По его мнению, «понятие «персонал управле­ния» в большей мере соответствует идее человеческого фактора в современном управлении, чем какое-либо понятие. Но еще более этой идее соответствует понятие «человеческий капитал» [2, с. 203].

Это не игра в термины, а отражение совершенно другого отношения к человеку в процессе управления. Человек может рассматриваться как рабочая сила и может рассматриваться как капитал. Если чело­век выступает как формальный, механический исполнитель своих обязанностей, приказов и указаний начальства, и достаточно боль­шое число таких людей составляют определенную силу, но если человек обладает развитым интеллектом, выраженной творческой индивидуальностью, предприимчивостью, новаторским складом характера — это не просто рабочая сила, это — ценный капитал. И относиться к нему надо как к высшей ценности, как к ведущему фактору достижения всех управленческих целей.

Для повышения эффективности управления необходимо выяс­нить, какие категории работников относятся к управленческому персоналу. По этому вопросу у исследователей, работников кадро­вых служб единства взглядов пока нет. Одни считают, что к управ­ленческому персоналу относятся все работники аппарата управле­ния организацией. Другие считают, что в основу решения вопроса об отнесении того или иного работника к персоналу управления должен быть положен функциональный принцип: именно содержа­ние выполняемых работником основных функций управленческого труда.

Руководствуясь этим критерием, к персоналу управления следует отнести работников, которые полностью или частично заняты уп­равленческим трудом (руководители, их заместители, специалисты и технический персонал).

Однако в аппарате управления организацией есть группы работ­ников, которые непосредственно управленческим трудом не зани­маются (персонал охраны, оздоровительных учреждений, водители служебных машин, работники учетно-расчетных служб и т. д.). Данная категория работников составляет обслуживающий персонал организации.

Не принижая роль других групп управленческого аппарата, сле­дует подчеркнуть определяющее влияние на всю систему управле­ния организацией руководителя органа управления.

В содержание понятия «руководитель» (менеджер), по нашему мнению, можно включить следующие категории работников управ­ления: во-первых, управленцев, которые в полной мере осуществляют руководство организацией, всеми ее подсистемами в предкризис­ный, кризисный и послекризисный периоды; во-вторых, категорию руководителей отделов, служб, участков, цехов, в которых также осуществляется полный управленческий цикл, но в меньших масш­табах; в-третьих, категорию заместителей руководителей, которые в известной степени являются дублерами руководителей. Заместитель руководителя в большинстве случаев обладает полномочиями руко­водителя и не только юридически, но и фактически им является.

Руководитель - центральная фигура системы управления. Он направляет деятельность всего коллектива на реализацию постав­ленных целей, несет персональную ответственность за своевремен­ное принятие и осуществление стратегических, оперативных и иных решений по всем жизненно важным вопросам функционирования и развития организации. Для этого руководитель добивается необхо­димой слаженности всего аппарата управления.

Группа специалистов — второе по значению звено аппарата уп­равления. К ней относится большая часть персонала управления: экономисты, технологи, юристы, социологи, психологи, референты, консультанты и т. п. Отличительной особенностью этой группы яв­ляется то, что к ее деятельности приложимы не все, а только часть признаков управленческого труда. На первое место в их работе выдвигается профессионально-аналитическая сторона. Такой сущест­венный признак, как управленческая компетентность, применительно к труду специалиста имеет специфически функциональное назна­чение.

Специалист не связан со всеми операциями, стадиями управлен­ческого цикла. Он не объединяет и не направляет управленческий процесс в целом. Для специалистов не характерен признак лидерст­ва. Но нельзя недооценивать управленческий потенциал этого звена персонала управления. Эффективность всей системы управления нередко определяется и обеспечивается активной, творческой дея­тельностью специалистов. Руководитель (менеджер), опирающийся на профессиональные знания специалистов, их опыт, как правило, добивается успеха в достижении поставленных целей с меньшими затратами материальных, финансовых и человеческих ресурсов.

Третьим крупным отрядом управленческих кадров является тех­нический персонал аппарата управления. К этой группе также приложимы некоторые существенные признаки управленческого труда. Технический персонал по поручению руководителей, специалистов и при их контроле выполняет отдельные задания, относящиеся к управленческой деятельности. Кроме того, работники этой группы обеспечивают общий ритм управленческого цикла, в значительной степени освобождают линейных руководителей, специалистов аппа­рата управления от рутинных, технических операций и дают им возможность сосредоточиться на решении наиболее сложных управ­ленческих проблем. От технических работников зависят четкое про­хождение информации в различных сферах, доведение решения до исполнителей, масса мелких организационных вопросов.

Разумеется, разделение персонала управления на эти группы нельзя абсолютизировать, поскольку функции трех перечисленных катего­рий аппарата управления неразрывно связаны и переплетаются. Скажем, линейный руководитель призван в ряде случаев быть и специалистом, в принципе знать специфические аспекты деятель­ности управляемой организации. Речь может идти здесь лишь о преимущественной направленности деятельности работников аппа­рата управления. Но такое разделение имеет существенное значение при проведении операций и процедур отбора, расстановки персонала в аппарате управления.

Проведенные социологические исследования показывают, что эффективность управления в государственных и предприниматель­ских структурах снижается. Об этом заявил 71% опрошенных. Среди причин снижения эффективности управления были названы: слабая профессиональная подготовка управленцев - 48% опрошенных, несовершенная система отбора и расстановки персонала управле­ния — 52% опрошенных. Конечно, данные социологических опросов не следует абсолютизировать и распространять на все организации, но нельзя и игнорировать их. По всей вероятности, не все благопо­лучно у нас в стране складывается с проблемой отбора, расстановки и подготовки кадров управления.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Антикризисное управление конфликтами | Система антикризисного управления персоналом


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.008 сек.