Потребляемый ток в дежурном режиме, мА, не более ------------------5
Принципиальная электрическая схема устройства представлена на рис.6.
Схема подключения к бортовой сети автомобиля – представлена на рис.6
Датчиками охраны служат имеющиеся на автомобили дверные выключатели освещения салона и дополнительно устанавливаемые контакты, срабатывающие при открывании капота и крышки багажника. Включают автосторож в режим охраны тумблером SA1. При этом импульс высокого уровня, возникающий на выходе R счетчика DD2, установит его в состояние 0. Это в свою очередь, приведет к установке триггера DD3.2 в состояние 0 по входу R. В результате будет зашунтирован вход ключа на составном транзисторе VT3 VT4.
Состояние в этот момент триггера DD3.1 неопределенно, однако при выходе водителя из салона и закрывании двери сигналом от дверного выключателя или от датчика колебаний этот триггер установится в единичное состояние и тем самым разрешит работу генератора импульсов, собранного на элементах DD1.1, DD1.2. По спаду 33-го импульса генератор на выходе 32 счетчика DD2 появится плюсовой перепад, который переключит триггер DD3.1 в состояние 0 и одновременно снимет установочный сигнал с выхода R триггера DD3.2. Генератор DD1.1, DD1.2 останавливается.
Такое состояние устройства соответствует вхождению его в дежурный режим.
При открывании хотя бы одной из дверей или по сигналу от датчика колебаний триггер DD3.1 переключится в состояние 1 и запустит генератор. Счетчик DD2 продолжит подсчет импульсов и, как только на его выходе 8 (через 8 тактов) появится плюсовой перепад, триггер DD3.2 перейдет в состояние 1, разрешая прохождение импульсов от генератора на транзисторный ключ VT3 VT4, через который поступает питание на реле сигналов автомобиля. Таким образом будет включен сигнал тревоги.
Через 24 такта генератора на выходе 32 счетчика DD2 появится низкий уровень, триггер DD3.2 установится в нулевое состояние и низким уровнем с прямого выхода запретит дальнейшее прохождение импульсов на транзисторный ключ. Сигнал тревоги прекратится. Генератор же продолжит работу, и через 32 такта на выходе 32 счетчика появится плюсовой перепад, который переведет триггер DD3.1 в состояние 0-генератор прекратит работу. Сторож вновь перейдет в дежурный режим.
Это произойдет, однако, в том случае, если до момента переключения в состояние 0 триггера DD3.1 датчики охраны будут переведены в дежурный режим. При замкнутых контактах датчиков сигнал тревоги будет включаться многократно на время 24сек.(32сек.) с паузами 40сек.(32сек.) и до тех пор, пока датчики не будут возвращены в исходное состояние.
Если пользователю такой порядок работы сторожа покажется нежелательным, то для однократного включения сигнала тревоги необходимо между выходом элемента DD1.3 и входом S триггера DD3.1 включить дифференцирующую цепь C6 R18 (показанную на схеме Ц.С.У. синим цветом). Когда же на вход устройства поступит сигнал от датчиков: крышки капота или багажника, то одновременно переключатся оба триггера, и поэтому сигнал тревоги включится немедленно, причем продолжительность его будет больше на восемь тактов.
В качестве датчика, преобразующего механические колебания кузова автомобиля в электрические сигналы, использован микроамперметр М476/1 с незначительной доработкой, о которой рассказано ниже. Усилитель электрических сигналов датчика собран на ОУ DA1. Выбор ОУ КР140Д1208 обусловлен низким напряжением питания, малыми напряжением смещения и его температурным коэффициентом, отсутствием триггерного эффекта. Соотношение номиналов резисторов R10 и R12 выбрано таким, чтобы напряжение на выходе ОУ было равно 0,6 от Uпит. Поскольку для микросхем структуры КМОП пороговое напряжение срабатывания равно 0,5 Uпит., то уровень 0,6 Uпит. будит ими восприниматься как высокий.
Конденсатор C4 служит для сглаживания паразитных колебаний сигнала, поступающих из цепи датчика. При необходимости датчик колебаний можно отключить тумблером SA2 (рис.6. синим цветом здесь обозначены цепи бортовой сети автомобиля, а черным – вновь вводимые элементы).
Транзисторный ключ, через который поступает питание, к светодиоду HL1, выполнен на транзисторе VT2 по схеме эмиттерного повторителя. Это позволило второй вывод светодиода соединить с кузовом. Высокое входное сопротивление повторителя практически не оказывает шунтирующего влияния на выход генератора.
В стороже применены постоянные резисторы МЛТ, конденсаторы К73-17(С2), К50-6(С5), К10-7В или другие керамические (остальные).
Транзисторы КТ 315Г (VT1 и VT2) можно заменить на любые кремниевые структуры n-p-n с обратным напряжением эмиттер-коллектор не менее 35в. Вместо транзистора КТ315Г в составном ключе можно использовать КТ315Е, КТ342Г, КТ503Б, КТ503Г, а вместо КТ815Б – КТ815В, КТ 815К, КТ817Б – КТ817Г, со статическим коэффициентом передачи тока не менее 40.
Микросхемы К176ЛА7 и К176ТМ2 можно заменить на аналогичные из серии К561. Вместо счетчика К176ИЕ1 подойдет К561ИЕ10 с соответствующими коррекцией включения и изменением печатной платы. На месте КР140УД1208 удовлетворительно работают ОУ КР140УД608, КР544УД1А(при этом резистор R11 исключают).
Для изготовления датчика PA1 корпус микроамперметра вскрывают. На изогнутый конец стрелки надевают и аккуратно обжимают плоскогубцами небольшой груз. Между грузом и шкалой должен быть зазор не менее 1,5мм. По краям шкалы на нее нужно наклеить демпферы ограничители из мягкого поролона. После этого корпус готового датчика склеивают и высушивают.
Сторожевое устройство устанавливают в потайном месте салона автомобиля так, чтобы ось вращения рамки датчика была параллельна направлению движения автомобиля, а стрелка с грузом направлена вниз. Подключают устройство к бортовой сети согласно схеме на рис.6.
Тумблер «охрана» устанавливают в потайном и удобном для водителя месте. Светодиод должен быть установлен так, чтобы его работа была видна снаружи автомобиля.
Для постановки автомобиля на охрану включают тумблер «охрана» и выходят из салона. Через 32 сек. Сторож войдет в дежурный режим. Для снятия с охраны необходимо открыть дверь и в течение не более 8-ми сек. выключить тумблер «охрана», иначе прозвучит сигнал тревоги.
Входные и выходные показатели.
Со стороны входа усилитель характеризуется входным сопротивлением Zвх, который имеет в общем случае комплексный характер. Обычно Zвх представляет собой параллельное соединение активной составляющей Rвх и реактивной составляющей, обусловленной входной емкостью Cвх. Таким образом, входная цепь усилителя характеризуется входным напряжением Uвх, входным током Iвх, входным сопротивлением Rвх, а также входной мощностью Pвх.
Выходная цепь усилителя, в которую подключается нагрузка, характеризуется эквивалентной схемой, состоящей из генератора ЭДС и выходного сопротивления Rвых (генератора тока SUвх и выходной проводимости Gвых), а также сопротивлением нагрузки Rн. По этим параметрам легко определить основные выходные данные усилителя: выходное напряжение Uвых усиленного сигнала на нагрузке, выходной ток Iвых и полезную выходную мощность Рвых, отдаваемую усилителем в нагрузку.
Хотя выходное сопротивление и сопротивление нагрузки в общем случае имеют комплексный характер, но в рабочей полосе частот усилителя эти сопротивления можно считать чисто активными Rвых и Rн. При этом условии выходная мощность и напряжение усиленного сигнала на нагрузке определяются выражениями
(2.1)
Выходная мощность, отвечающая заданной норме нелинейных искажений, называется номинальной.
Типовым значением сопротивления нагрузки Rн современных акустических систем является Rн=8 Ом. Высокая верность воспроизведения акустических систем или громкоговорителя может быт только при эффективном демпфировании свободных колебаний подвижной части. Это возможно лишь в случае выполнения условия Rвых<Rн. Поэтому для современных высококачественных усилителей вводят понятие коэффициента демпфирования, определяемого отношением
(2.2)
3. . Амплитудно-частотная характеристика.
Амплитудно-частотная характеристика усилителя есть зависимость модуля коэффициента усиления от частоты , которая показывает неравномерность усиления различных составляющих. В литературе эту характеристику для краткости называют частотной характеристикой.
Более наглядное представление дает графическое изображение (рис.2.4) частотной характеристики , которая строится в полулогарифмическом масштабе. Идеальной характеристикой является прямая, параллельная горизонтальной оси (штриховая линия на рис. 2.4).
Рис.2.4. Амплитудно-частотная характеристика.
На практике из-за влияния реактивных элементов имеет место спад частотной характеристики в области низких и высоких частот.
По частотной характеристике определяют следующие количественные показатели усилителей:
- верхняя fв и нижняя fн граничные частоты, на которых коэффициент усиления Кв=Кн=0,707К0=К0/ , или частоты, на которых указаны другие допустимые частотные искажения;
- полоса пропускания усилителя или диапазон усиливаемых частот
П = fв- fн » fв ; (2.13)
- частотные искажения, вызываемые неодинаковым усилением различных частот. Эти искажения оцениваются коэффициентами частотных искажений на нижних и верхних частотах Мн и Мв, определяемых из следующих выражений:
Мн = К0 / Кн, Мв = К0 / Кв. (2.14)
Коэффициенты Мн и Мв обычно задаются в децибелах:
МндБ = 20 lgМн; МвдБ = 20 lgMв. (2.15)
Для высокочастотных стереофонических музыкальных центров коэффициент частотных искажений не превышает 1,2 дБ.