Все ИС можно разбить на 4 класса по их сложности (развитости). Эта сложность определяется количеством типов информационных процедур, которые реализуют данную систему.
1. Самые простейшие ИС – измерительные. В них реализуются 2 процедуры: сбор и отображение. Контур 1-2-3-4-5-6 или 1-2-3-15. Возможно присутствие связи 16. Например, система, установленная на автомобиле, который в каждый момент времени производит измерение параметров, анализирует состояние автомобиля и процесс его движения. При испытании космических аппаратов необходимо одновременно фиксировать, измерять до нескольких 10000 различных параметров. Причем, время между измерениями отдельных значений может составлять 10-3¸10-5 секунд. Осуществляется связь 11. Возможно использование процедуры хранения. Такие измерительные системы входят в состав более сложных ИС.
2. Контролирующие системы. В них в каждый момент времени производится сравнение значений параметров с областью допустимых значений. При выходе параметров за пределы этой области оператору передаются соответствующие сообщения. В таких системах каждый параметр может анализироваться как независимо от других параметров, также может учитывать зависимости между параметрами. Например, высота и скорость полета.
3. Информационно-справочные системы. В этих ИС решения формируются вручную. Однако всей необходимой информацией для принятия решения ИС снабжает лицо, принимающее решение. Появляется возможность оператору выполнять запросы поиска необходимой информации (связи 13-14). Само решение готовится оператором. Например, справочная система Казанского аэропорта
4. Советующие системы. В них формируются готовые для выполнения решения. Такие ИС могут выдавать несколько отличных друг от друга решений. Из этого множества единственное решение выбирается человеком. Решения обычно являются оптимальными по выбранному критерию.
Среди советующих систем выделяют класс интеллектуальных ИС. Эти системы имитируют принятие решения, которое производится по тем же самым алгоритмам, что и у оператора, т.е. эти системы имитируют действия оператора. Они могут строить логический вывод, могут производить нечеткий логический вывод. Такие системы наделяются также развитым интерфейсом. В этом случае язык общения приближается к естественному. Такие ИС могут самообучаться; в процессе эксплуатации, повышается точность решений, формируемых ИС. ИС может объяснить принятое решение.
Различают следующие архитектуры ИС:
- Файл - серверная архитектура «Клиент-сервер»;
- Двухзвенная архитектура «Клиент-сервер»;
- Трехзвенная архитектура «Клиент-сервер».
Файл - серверная архитектура «Клиент-сервер» − это архитектура ИС в которой предусматривается выделение одного из узла ВС, называемого сервером для оказания набора услуг по запросам клиентов, других узлов ВС. Примерами серверов являются файл-серверы в локальных сетях. Серверы баз данных, Web серверы в INTERNETe. При выполнении запроса пользователю передается файл или вся БД.
В системах, основанных на двухзвенной архитектуре, сервер поддерживает базу данных и обрабатывает запросы, поступающие со стороны клиентов. В свою очередь клиентские узлы поддерживают пользовательские интерфейсы и выполняют обработку данных для приложений (толстый клиент).
В системах, основанных на трехзвенной архитектуре, существует сервер, поддерживающий базу данных и ведущий обработку запросов, поступающих со стороны клиентов и сервер приложений, выполняющий обработку данных для приложений. Клиенты освобождаются от поддержки функций приложений и обеспечивают поддержку лишь пользовательских интерфейсов (тонкий клиент).
Intranet – это архитектура, которая построена с использованием методов и средств Internet. Такая система может быть локальной и изолированной от глобальной сети или опираться на виртуальную корпоративную сеть Internet. Intrarnet – система может использовать все службы Internet.
Склады данных. Аналитическая информационная система.
Интегрированные распределенные системы.
Мультиагентные ситемы.
Список вопросов для повторения материала
1. Понятие информационной системы (ИС).
2. Сложные системы.
3. Функциональная структура ИС.
4. Математическое и информационное обеспечение
5. Программное и техническое обеспечение.
6. Организационное обеспечение.
7. Методическое. Лингвистическое и эргономическое обеспечение.
8. Информационные процедуры.
9. Классификация ИС по развитости.
10. Классификация ИС по назначению.
11. Архитектуры ИС.
12. Аналитические системы и распределенные системы.
13. Мультиагентные системы
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
Проектирование, проект, технического задания, проектная процедура. Методологии проектирования. Последовательность синтеза подсистем. Приемы проектирования. Предпроектная фаза. Организационная, функциональная, алгоритмическая, и техническая структура. Фаза проектирования. Техническое проектирование. Рабочее проектирование. Ввод в действие и эксплуатация. Спиральная модель проектирования ИС.