русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА


Дата добавления: 2014-11-20; просмотров: 707; Нарушение авторских прав


ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Оценка эффективности социального планирования и социального программирования, как правило, осуществлялась с точки зрения экономического или социально-экономического эффекта.

Экономическая эффективность связана с учетом произведенных затрат на внедрение мероприятия. Можно выделить три вида эффективности: социальную эффективность экономических средств, израсходованных на мероприятия, (А-В)/Г; экономическую эффективность реализованных социальных мероприятий В/(Г-Д); экономическую эффективность ресурсов, израсходованных на реализацию социальных программ, А-Д.

Таким образом, под эффектом социального мероприятия понимается разница между исходным и конечным состоянием процесса, с учетом того, что эффект вызван воздействием данного мероприятия. Поскольку в реальной практике нельзя использовать чистый эксперимент, чтобы доказать данную каузальную зависимость, то в реальной ситуации используются компромиссные варианты, которые позволяют делать неполные суждения.

Оценочные исследования и эффективность социальных технологий. Для социальных технологий, плодотворнее оценивать технологии с точки зрения оптимальности способа достижения поставленной цели и обеспечения достижения определенных результатов. Эффективность социальных технологий может быть оценена на основе получивших в последнее время на Западе широкое распространение оценочныx исследований.

Оценочное исследование может быть проведено как разработчиком, так и заказчиком социальной технологии. При этом важно, что оценочное исследование может быть проведено и на стадии разработки, и на стадии реализации технологии. В первом случае могут оцениваться актуальность разработки технологии и степень ееобеспечения ресурсами. На стадии реализации оценивание направлено на обнаружение и устранение дефектов технологии.



Необходимо подчеркнуть, что практика оценочных исследований может быть ориентирована не на всю технологию, а на какую-то ее часть. Следует отметить, что при процессном оценочном исследовании существует ориентация на внутренние характеристики технологии, позволяющие судить о ее позитивных и негативных качествах. В случае продуктивной и внедренческой стратегии исследовательские ориентации переходят на поиск и оценку внешних эффектов или на ее продуктивность.

Оценка эффективности технологии может проводиться на основе разных моделей. Целевая модель оценочного исследования направлена на оценку самих целей, соответствия социальной технологии заданным в ней целям и на определение степени их реализации. Здесь важно подчеркнуть, что, во-первых, в этом случае оценивается качество декларируемых и перечень потенциальных целей, с которыми может связываться конкретная социальная технология. В основу такого оценивания могут быть положены аналитические и экспертные методы. Во-вторых, оцениваются сами технологические процедуры с точки зрения их адекватности выдвигаемым целям. Эффективность технологии тем выше, чем в большей степени она соответствует обозначенным в ней целям. Нецелевое оценочное исследование направлено на выделение явных или латентных эффектов социальной технологии. Оценка эффективности социальных технологий связана со сложностью отбора самих ожидаемых эффектов: с одной стороны, полимодальность реальных эффектов для объекта, субъекта и самой социальной технологии как средства, а с другой - отсутствие адекватного валидного инструментария для их измерения.

Эффективность социальных технологий может оцениваться через сопоставление возможных уровней деятельности: фактического, свидетельствующего о том, что может быть достигнуто при существующих ресурсах и ограничениях без внедрения технологии, наличного, связанного с внедрением конкретной технологии при существующих ресурсах и ограничениях и потенциального при развитии используемых технологических средств и снятии разного рода ограничений. При этом можно говорить о границах роста эффективности социальной технологии при наличии ограничения ресурсов ее осуществления.

Развитие социотехнологического подхода, как нам представляется, должно сопровождаться развитием теории и практики оценочных исследований, позволяющих решать вопросы оценки их эффективности. К числу основных принципов оценивания социальной технологии следует отнести принцип целевого назначения, принцип динамичности и принцип системности.

В качестве критериев оценки социальной технологии могут выступать критерий новизны результата, получаемого в результате внедрения социальной технологии; критерий воспроизводимости результата технологии; критерий компенсаторности и аксеологический критерий.

Эффективность социальной технологии, таким образом, определяется как субъективными, так и объективными факторами. К числу первых следует отнести индивидуальные особенности людей, задействованных в технологии, уровень их профессиональной подготовленности и их состояние. Объективные факторы организации деятельности: обьективные условия обстановки, организация рабочего места, поток информации, контроль деятельности [табл. 2.2).

Эффективность социальных технологий связана и со сроками использования. Эффективность социальной технологии тем выше, чем длиннее срок ее действия по сравнению с периодом разработки в рамках социально и экономически оправданной долговечности. При этом более эффективны те социальные технологии, которые базируются на перспективных, долгоживуших идеях и на результатах фундаментальных исследований [197].

НАДЕЖНОСТЬ И ВАЛИДНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Надежность социальных технологий может быть рассмотрена в следующих аспектах: надежность инструментария, составляющего технологию; надежность воспроизведения технологии в пространстве и времени или, иначе, оценка, уровня тождественности технологии самой себе при повторных воспроизведениях на одном и том же объекте или при переносе в другие условия; надежность прогноза. Отсюда понятно, какое значение имеет для социальной инженерии обеспечение надежности и валидности применяемых методик и средств. Надежность часто связывают с точностью - чем точнее измерение или воспроизведение, тем более оно обычно считается надежным. Валидность измерения означает пригодность измерительного инструмента, его обоснованность для достижения поставленных целей.

Самое фундаментальное понятие, определяющее надежность или ненадежность измерения или воспроизведения, - это понятие вариации или дисперсии. В основу социологического подхода к надежности кладется идея о приближенном измерении или воспроизведении с достаточной (приемлемой) точностью. Мы отмечали ранее, что технологические операции носят достаточно обобщенный характер, что находит свое отражение в идее доверительных интервалов и вероятности риска допустить ошибку в выводах или действиях. Основной критерий качества социологической информации - надежность включает в себя обоснованность, точность, правильность расшифровываемых метрических измерений в социологическом исследовании.

Понятие надежности более тесно связано с понятием вероятности, поскольку оно характеризует такие процессы, результаты которых носят" вероятностный характер. Надежность означает способность с большей вероятностью обеспечивать получение искомого, запрограммированного результата. Надежность предполагает уверенность в том, что при данных условиях отношениечисла m-случаев достижения некоторой цели к числу n-случаев применения этих средств деятельности, а следовательно, величина, измеряемая дробью m/n, приближается к 1 при достаточно большом числе случаев применения данных средств исследования [40]. Иначе говоря, метод (инструмент) считается надежным, если он с большей вероятностью обеспечивает получение искомого результата, т.е. такого качества исполнения, которое удовлетворяет разработчика.

Но это не единственное определение понятия надежности. Понятие надежности раскрывает и особое качество сохраняемости, самотождественности (степень исправного функционирования) сложно-телеономических систем, к которым относятся технические системы, живые образования всех форм и уровней организации, а также социальные явления. В социальных технологиях речь идет о сохранности воспроизведения их пространственно-временных характеристик, модальности и интенсивности.

В прикладном аспекте надежность - это чаще всего характеристика качества результата или продукта деятельности людей. Теория надежности - это дисциплина, изучающая закономерности, которых следует придерживаться при проектировании, изготовлении, испытании и эксплуатации изделий для получения максимального эффекта от их использования. Здесь надежность - это качество, развернутое во времени, способность социальной технологии сохранять качественные результаты при определенных условиях эксплуатации.

Разработчикам социальных технологий приходится мириться с неизбежностью ошибок, с неопределенностью, неточностью, недостаточностью данных. Поэтому надо знать их меру, т.е. насколько им можно доверять. Ошибка - это разница между результатом действия системы и действительным содержанием объекта технологии. Измерение и использование социальных переменных, преимущественно скрытых, - сложный процесс, которому свойственны ошибки, искажающие качество данных.

Надежность инструмента, используемого в технологии, проверяется разными методами: перепроверкой (повторение процедуры); делением выборки пополам; способом эквивалентной формы; согласованностью пунктов используемых шкал (модификация техники деления пополам).

ДОЛГОВЕЧНОСТЬ И СРОК СЛУЖБЫ ТЕХНОЛОГИИ

Время функционирования социальной технологии, иными словами, продолжительность ее жизни зависит от конструктивных особенностей технологии и от временной достижимости целей, которые она может обеспечивать.

Последний критерий положен В. В. Чичилимовым в основу его типологии социальных технологий. Он выделяет долгосрочные, тактические, оперативные, или ситуативные, рубежные, циклические технологии [284].

Долгосрочные социальные технологии направлены на реализацию стратегических целей социальной политики. Их долговечность определяется горизонтом этой политики до 20-25 лет и более.

Если временной интервал достижения целей рассматривается как самоцель, т.е. важное значение имеет именно время достижения определенной цели, то такие социальные технологии В. В. Чичилимов называет тактическими. И рассчитаны они, по его мнению, на временной горизонт в 3-5 лет. К таким технологиям отнесены технологии реализации планов социального развития, технологии перестройки деятельности организации.

Для решения кратковременных, или разовых, ситуаций применяются оперативные технологии, которые позволяют регулировать деятельность людей или групп для получения вполне очевидного, достаточно хорошо программируемого, результата. Это могут быть технологии проведения выборной кампании, собраний и др.

Технологии, обеспечивающие воспроизводство какого-либо качества или свойства системы, рассчитанные на постоянную работу и действующие непрерывно, определены В. В. Чичилимовым как циклические.

Рубежные технологии предназначены для решения относительно самостоятельных социальных проблем, достижения конкретной цели или для обеспечения заданных параметров процесса в строго определенное время, после чего технология прекращает свою работу.

 

 

РИСК И СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В последние годы возрос интерес к проблемам риска и безопасности. Это связано как с осознанием невозможности полной власти человека над природой, катаклизмы которой демонстрируют бессилие человека перед стихиями, так и с отражением опасностей, создаваемых самим человеком в результате целенаправленного изменения среды своего обитания. Обычно понятие риска связывают с атомными технологиями, транспортом, отдельными вредными привычками (наркоманией, курением). Технологический риск все больше осознается как реальная угроза не только жизни человека как биологического существа, но и как угроза его социальной жизни. Особенности восприятия широкой общественностью проблем риска и безопасности могут оказывать значительное влияние на судьбу той или иной технологии.

К числу недостатков технологий относят [294]: повышение тревожности и ощущение бессилия индивида перед лицом внешней заданности поведения, дезориентирующую сложность технологии, организационную хрупкость любого вторжение в самоорганизующиеся системы, вторжение в частную жизнь, снижение личной профессиональной ответственности, а также возможное искажение "образа Я", связанное с внешней регуляцией.

Социальные технологии, регулирующие деятельность людей по достижению определенных целей, могут становиться источником опасности и риска для отдельных личностей, социальных групп и общностей. В качестве примера можно привести технологию психотерапевтического воздействия на зрительскую аудиторию средств массовой информации.

Социальные технологии, по мнению критиков социотехнологического подхода, несут в себе угрозу социуму. Эта угроза связана, прежде всего, с формализацией естественной среды существования человека, возрастанием угрозы манипуляции поведением людей. Например, Ф. А. Хайек главную угрозу социоинженерной и технологической деятельности видит в воздействии на синергетические процессы в социальной среде, в ориентации на приостановление хаотического развития социальных институтов [273]. Ч. Г. Миле главным источником риска в социальных технологиях считает ориентацию на бюрократическую элиту, на обслуживание идей "абстрактного блага". Существуют опасения, что технологизация современной жизни ведет к утрате уникальности и представляет собой новый способ коллективной идентификации, искусство уничтожения личностных характеристик [100, с. 82]. Такой подход особенно характерен для представителей феноменологического направления в социологии. П. Бергер видит угрозу технологии в замене многообразия человеческой жизни когнитивной абстракцией, указывая тем самым на искусственный характер происхождения технологии. Технологии способствовали изменению роли времени в жизни современного общества, нацеливая его на будущее и подавляя интерес к настоящему. Включение человека в технологическую среду усиливает индивидуализацию процесса социализации и разрушает его естественные социальные связи с другими людьми. Он показывает, что технология производства порождает анонимные социальные отношения, в результате чего появляется дихотомия восприятия человеком самого себя и другого как неповторимой и уникальной личности, с одной стороны, и с другой - как анонимного функционера, совершающего абстрактные действия [25].

Не в меньшей степени связаны с риском и диагностические социальные технологии. Диагностическая ошибка может приводить к неоптимальным рискованным решениям. Кроме того, значительный риск несет угроза использования технологии непрофессионалами, дилетантами. Анализ риска, связанного с проведением социологических исследований, с разработкой социальных технологий, так же как и подготовка решений в условиях неопределенности, пока не занял достойного места в социологии.

Термин "риск" используется в широком и узком значениях. В первом значении под риском понимается возможность отклонения от цели, на достижение которой направлено решение, во втором - это возможность некоторого конкретного исхода, особо неблагоприятного для лица, принимающего решение.

В проблематике анализа риска выделяют три взаимосвязанных аспекта: идентификацию, измерение, оценку. Идентифицировать риск - значит выявить возможные результаты реализации решения, отличные от целевого, и условия, способствующие осуществлению каждого из них. Важное значение при идентификации риска имеет выявление таких параметров ситуации риска, как границы зоны риска. Под измерением риска понимают выявление степени риска (как вероятности неблагоприятного исхода) и цены риска (как величины отклонения анализируемого результата от целевого).

Можно говорить о двух сложившихся подходах к оценке риска. В первом случае риск рассматривается как физический атрибут любой технологии и сводится "...к количественной оценке вероятности определенного ущерба в координатах пространства и времени" [163, с. 121]. Характерной особенностью этого подхода является игнорирование субъективных оценок и ценностей людей. Главной задачей, с точки зрения такого подхода, является нахождение путей удовлетворения потребностей за счет внедрения технологии с минимально возможным ущербом.

Во втором случае акцент сделан на связь оценок риска с социальными нормами и ценностями. С. М. Никитин и К. А. Феофанов [163] указывают на ряд факторов, которые непосредственно определяют реакцию людей на технологический риск: степень демократичности государственного или организационного устройства; степень опасности и личных выгод непосредственно для конкретного человека; степень опасности или выгод для других; непрямая информация (слухи); личный отрицательный опыт, связанный с другими рисками, и др.

Оценка риска от внедрения технологий связывается с тремя базисными представлениями о риске как таковом. Иными словами, риск может рассматриваться как вероятность реализации нежелательных последствий, как размер возможных потерь, как комбинация вероятности и размера потерь. В значительной мере риск во внедрении социальных технологий связан с неучетом механизмов саморегуляции, свойственных всем социальным системам, возможностью влияния на порождение бифуркаций, итог которых принципиально непредсказуем. Социальным системам свойственно сохранять свою организацию гомеостатически неизменной путем вариаций собственной структуры.

Кроме того, сами социальные технологии как системы обладают эффектом самоорганизации и порождают новые свои внутренние регуляции. Отсюда возможны несовпадения расчетных показателей риска с реальным риском. Автономия социальных технологий как систем проявляется в определенной независимости от внешней среды. Операциональная замкнутость социальной технологии проявляется в отсутствие прямой причинно-следственной связи как однозначного реагирования на воздействия извне. Это означает, что возможно перерождение технологии или утрата системной памяти.

Риск, возникающий в процессе внедрения, может предварительно оцениваться непосредственно разработчиком или заказчиком. В последнем случае технология может быть подвергнута экспертизе по программе оценочного исследования, о концепции которого говорилось ранее. В основу оценивания риска при внедрении социальных технологий может быть положена оценка его характера, который определяется модальностью Технологии, серьезностью или значимостью последствий или результатов риска, их интенсивностью, вероятностью, внезапностью или распределением угрозы во времени и масштабами распространения последствий риска.

Предпосылки снижения риска при внедрении социальных технологий связаны с обеспечением личностной адекватности технологии, с открытостью технологии с точки зрения ее адаптации к изменяющимся условиям, с уровнем интенсивности технологии, с целевой реалистичностью. Цель прогноза в социоинженерной деятельности - это снижение риска воздействий на социальные системы.

Таким образом, сам рост интереса к феномену технологического риска свидетельствует, прежде всего, о необходимости осмысления технологических процессов в жизни социума. Пространственно-временное устройство деятельности человека еще не стало центром научного интереса. Поэтому, на наш взгляд, возникает противопоставление технологического и социального. Социальные процессы сами по себе имеют топологические и временные характеристики, отличаются по модальности и интенсивности, характеризуются определенной обобщенностью, константностью и предметностью. Сама человеческая жизнь может быть рассмотрена с технологической точки зрения: целеполагания, нормирования, интерперсональной и личностной адекватности.

Технологическая познавательная система, по нашему мнению, только складывается, и ей в большей мере соответствуют новые познавательные принципы постмодерна. Технологизация социологической деятельности связана с необходимостью ее дальнейшей профессионализации и предотвращения возможных негативных последствий. Механистическое отношение к технологиям, в том числе и социальным, ставит вопрос о принципиальной заменимости человека техническими устройствами.

2.2. Возможности и пределы технологизации социального пространства

Современная социально-технологическая доктрина, сформировавшаяся в начала XX в., дала мощный толчок развитию нескольких направлений практического осмысления и внедрения социальных технологий.

Первое направление практической технологизации было связано с революционными потрясениями и попытками реализовать утопически-патерналистские модели развития общества, построенные на принципах уравнительной справедливости, государственной собственности, господстве марксистской идеологии. Стремление реализовать технологии строительства социализма и коммунизма обеспечило довольно быстрый прогресс ряда стран с точки зрения аграрно-индустриального развития. Однако эти завоевания напоминают Пиррову победу: они дались этим странам очень большой ценой и в конечном итоге так и не привели их к вечному "коммунистическому благополучию". Дело в том, что во второй половине XX ст. в мире началась широкомасштабная научно-техническая революция, развитие которой в условиях бывших социалистических стран потребовало полной реализации индивидуальной творческой свободы человека, а также достижения цивилизованного уровня общественного потребления. Формально провозгласив целью социалистического общества благосостояние всех людей, что, по сути, означало принадлежность практически всего населения к среднему классу, уравнительный социализм не смог обеспечить людям широкого доступа к товарам первой жизненной необходимости. На резком контрасте в сравнении с уровнем жизни капиталистических стран "социалистический" средний класс в 90-х годах XX ст. свершил народно-демократические революции, которые прервали линию патерналистского, уравнительного социализма в СССР и странах Центральной и Восточной Европы (или молчаливо согласился на их осуществление).

Второе направление практической технологизации было реализовано в наиболее развитых странах Западной Европы и Америки. Оно связано с развитием рыночных отношений и демократии, которые обеспечивали снятие социальных конфликтов, развитие среднего класса, снижение уровня и сужение масштабов бедности, а также повышение социальной ответственности бизнеса перед обществом. В какой-то мере это направление было своеобразной реакцией на социалистический тоталитаризм.

В 20-30-х годах XX в. страны Запада столкнулись с мощнейшим социально-экономическим кризисом. Стремление найти выход из него побуждало их к кардинальной модернизации социально-экономических процессов, а также к учету человеческого фактора в системе производственных отношений. Большую роль в этих процессах сыграли хоутторнские эксперименты американского социолога и психолога Э. Мэйо, благодаря которым были заложены эмпирические основы теории человеческих отношений, предопределившей всю последующую практику социальной технологизации в сфере общественного производства западных стран.

Довольно интересные социально-технологические процессы проходили и в Западной Европе, особенно в послевоенные годы. Они были связаны с восстановлением экономики и общественной жизни посредством выполнения "плана Маршалла" в Германии (практическая реализация его связана с деятельностью Л. Эрхарда и К. Аденауэра).

В 60-х годах XX в. значительно расширилось использование социальных технологий и возросло их многообразие, что способствовало интенсивной технологизации и гуманизации прежде всего социальной сферы, государственного управления и особенно местного самоуправления, которое все больше превращалось в некоторую технологическую систему оказания разнообразных услуг населению.

В современных условиях возникает вполне правомерный вопрос: существуют ли пределы технологизации общества и каковы ее практические возможности? Этот довольно простой, на первый взгляд, вопрос на самом деле довольно сложен. Он сопряжен со множеством различных обстоятельств, одни из которых способствуют технологизации, а другие, наоборот, создают препятствия на этом пути. Однако вполне однозначно можно сказать, что полная технологизация социальной жизнедеятельности человека, общества, социального пространства в целом практически невозможна, ибо она представляется завершающим процессом в становлении социальной деятельности, который включает ее оптимизацию, алгоритмизацию и повышение эффективности. В этой связи полная технологизация, по сути, означает конец всякой социальной деятельности, а значит, и прекращение всякого развития общества. По всей видимости, расширение потребностей людей — это движущая сила развития социальных технологий. Ведь появившаяся человеческая потребность обуславливает и создание определенной технологии для ее реализации, а сходящая с общественной арены потребность делает неактуальной и соответствующую ей технологию.

Таким образом, с момента появления общественной потребности до ее тиражирования происходит постоянный поиск и практическое становление социальных технологий. Это означает, что на каком-то этапе своего развития общество, не имеющее современной технологии, обходится "кустарными" способами удовлетворения той или иной потребности. Отсюда же следует, что полностью технологизировать всю общественную жизнедеятельность практически невозможно.

Дополнительными и весьма важными препятствиями на пути формирования социальных технологий (особенно жестких и антигуманных) являются такие социальные барьеры, как право, мораль, демократия, религия и даже наука, которая одной рукой устраняет эти препятствия, а другой создает их. Так, мораль и демократия требуют "безвредности" социальных технологий, а также их обстоятельной проверки на практике. Религия также сдерживает посягательство социальных технологий на сферу внутреннего мира личности, индивидуальная неповторимость которой ставит перед социальной технологиза-цией практически неразрешимую, а порой и бессмысленную задачу — создание персональных технологий.

Заметим, что практическое развитие социальных технологий определяется, прежде всего, потребностями людей, которые расширяют возможности технологизации общества. В то же время люди создают определенные препятствия на пути их развития. Естественное желание людей жить лучше, рациональнее, а также реализовывать себя эффективнее, несомненно, расширяет пространство практического использования социальных технологий.

Наряду с этим, развитие социальных технологий предопределено тремя взаимосвязанными процессами. Первый из них — усиление роли социальной сферы в жизни общества, увеличение ее значимости, масштабов и влияния на другие сферы. Этот процесс существенно расширяет поле социально-технологической деятельности. Второй, не менее важный, процесс охватывает рационализацию людьми практических условий своей жизнедеятельности, а также формирование более удобного, качественного и человечного комплекса услуг. И, наконец, третий процесс — рост научной, методологической и технической оснащенности общества, что открывает невиданные ранее возможности социальной рационализации и создания наиболее благоприятных условий для самореализации человека.

Вместе с тем в обществе проявляются и факторы, которые воздействуют на технологические процессы негативно. К ним, на наш взгляд, можно отнести те, которые проистекают из неравномерности развития общества. Например, в последнее время бурно развиваются технико-технологическая и особенно информационная сферы, но относительно медленно происходит нравственное и правовое совершенствование человечества. С точки зрения морали и духовности, современное общество во многом оказалось неподготовленным к гуманному использованию достижений науки и технического прогресса. Поэтому возникает множество глобальных и особенно экологических проблем, которые подталкивают развитие и практическое использование антикризисных социальных технологий.

Особая проблема на современном этапе — это развитие социальной культуры общества, прежде всего социологической, социально-психологической, управленческой, инженерной, инновационной и т. п. Сказывается и существенная нехватка подготовленных специалистов в области социальных технологий, так как в настоящее время социально-инженерная, социально-технологическая деятельность пока еще медленно вычленяются из структуры управленческой деятельности. Сдерживает практическое развитие социальных технологий и неустойчивость тенденций демократических преобразований в посттоталитарных государствах. Опасения возврата тотального социального контроля, подавления свободы, негативных остаточных деформаций социума от применения той или иной технологии, которые бытуют в массовом сознании, сдерживают тиражирование имеющихся и появление новых социальных технологий. В результате этого между возможностями и препятствиями на пути внедрения новых социальных технологий идет постоянная борьба, которая либо сужает, либо расширяет пространство их практического применения и использования. Между тем человечество постоянно прилагает немалые усилия по выработке безопасной зоны для практического применения социальных технологий. Ясно, что ограничить и нормировать потребности людей невозможно, ибо это, как неоднократно подтверждала историческая практика, приводит к утопическим технологиям с их пороками и трагедиями. Однако с каждым годом обостряется потребность в выработке технологических моделей, которые снижали бы техногенную и экологическую нагрузку на планету. Особенно актуально обеспечение устойчивого равновесия планетарной цивилизации и гуманизации глобальных процессов, выработка принципиальной позиции относительно тех научных открытий и технических достижений, которые могут разрушить основы человеческой жизни. Речь идет о том, что далеко не однозначны последствия внедрения технологий клонирования человека, нейролингвистических технологий и т. п. Проблема создания социальных зон безопасности и безусловной эффективности социальных технологий становится на современном этапе весьма актуальной и значимой практической задачей.

 

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | КАК ОБЪЕКТ РАЗРАБОТКИ


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.006 сек.