По мере того, как организация движется к намеченным целям, она должна постоянно отслеживать промежуточные результаты и контролировать изменения во внутренней и внешней среде. Установление того, достигла ли организация своих целей, осуществляется с помощью контроля. Иными словами, менеджеры с помощью контроля постоянно проверяют, насколько то, что происходит в действительности, соответствует тому, что должно быть.
Контроль является продолжением планирования и сопровождает процесс реализации планов. Он предполагает определение и документирование фактических показателей (результатов реализации решений) и сравнение их с плановыми показателями для установления результатов деятельности. Контроль включает также анализ отклонений от запланированных показателей. Сравнение и анализ стимулируют новые процессы принятия решения, которые в свою очередь инициируют проведение корректирующих мероприятий и обеспечивают долгосрочный обучающий эффект. Контроль становится действенным лишь тогда, когда по его итогам или в его ходе принимаются меры по устранению недостатков и причин, порождающих нежелательные явления.
Контроль — это постоянный процесс, обеспечивающий достижение целей организации путем своевременного обнаружения возникающих в ходе производственно-хозяйственной деятельности объектов управления проблем и изменений внешней среды.
Благодаря контролю организация имеет возможность устранять помехи на пути выполнения плановых заданий, поэтому контроль можно определить как процесс, при помощи которого организация обеспечивает достижение своих целей. Вместе с тем контроль позволяет определить, какая деятельность на пути достижения цели была наиболее эффективна.
Контроль способствует укреплению дисциплины и соблюдению законности. Благодаря ему обеспечивается единство решений и их исполнение, достижение поставленных задач, а также предупреждаются ошибки и недоработки.
Контроль можно классифицировать по следующим признакам.
• по стадии производственного процесса различают: входной, операционный контроль, контроль готовой продукции, транспортирования и хранения;
• в зависимости от субъекта контроля выделяют самоконтроль; контроль, выполняемый менеджером, контрольным мастером, отделом технического контроля (ОТК); инспекционный контроль; государственный и международный контроль;
• по степени охвата объекта контролем: сплошной и выборочный;
• по режиму контроля: усиленный и нормальный;
• по степени механизации: ручной, механизированный, автоматизированный, автоматический;
• по способу получения и обработки информации: регистрационный, статистический, расчетно-аналитический;
• по периодичности выполнения контрольных операций: непрерывный и периодический;
• по времени контроля: предварительный, текущий, заключительный.
Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работы. Это входной контроль всех видов ресурсов, его цель - обеспечение необходимых условий для бесперебойной и качественной работы организации.
Планирование и создание организационной структуры позволяют осуществить предварительный контроль. Строгое соблюдение правил и процедур при выработке планов, четкое написание должностных инструкций, эффективное доведение формулировки целей до подчиненных — все это увеличивает вероятность того, что планы будут реализованы, а структура будет работать так, как задумано.
Предварительный контроль используется по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам.
В отношении материальных ресурсов вырабатываются стандарты допустимого качества материалов: поступающие материалы проверяют на соответствие этим стандартам; тщательно выбираются поставщики для заключения договоров, устанавливаются минимальные размеры запасов для обеспечения бесперебойной деятельности организации.
Средством предварительного контроля финансовых ресурсов является финансовый план. Он дает ответ на вопрос: когда сколько и каких средств (наличных, безналичных) потребуется организации, а также устанавливает предельные значения затрат по каждому структурному подразделению. В области человеческих ресурсов для осуществления эффективного отбора персонала анализируются деловые и профессиональные знания и навыки, необходимые для выполнения тех или иных должностных обязанностей, устанавливается минимально допустимый уровень образования или стаж работы в данной области. При приеме на работу с кандидатом проводится собеседование, выявляется, насколько его характеристики соответствуют необходимым требованиям. Сформулировать такие требования помогают внутрифирменные профессиональные стандарты специалистов.
Текущий контроль осуществляется непосредственно на стадии хозяйственного процесса. Его цель — совершенствование деятельности, координация для движения к цели. Чаще всего объектом текущего контроля являются подчиненные, а субъектом — их начальники. Задача этого вида контроля - своевременно выявить и по возможности устранить отклонения, возникающие в ходе работы, от заданных параметров.
Текущий контроль осуществляется на основе обратной связи, представляющей собой получение данных о ходе процессов. Этот вид контроля позволяет руководству выявить непредвиденные проблемы и скорректировать свою деятельность и деятельность подчиненных так, чтобы избежать отклонений от наиболее эффективного пути к достижению цели. Таким образом, текущий контроль дает возможность своевременно реагировать на меняющиеся внутренние и внешние факторы.
Заключительный контроль осуществляется после выполнения работы. Это контроль итогов, его цели - формирование мотива-Ционных вознаграждений, корректировка поведения руководителя, принимаемых решений, а также формирование планов на будущее на основе анализа полученных результатов.
В процедуре контроля выделяют следующие этапы: выработка стандартов; сопоставление с ними реальных результатов; принятие необходимых корректирующих действий.
Первый этап. Стандарты — это конкретные цели, степень достижения которых поддается измерению. Стандарты должны иметь временные рамки, в которых должна быть выполнена работа, и конкретный критерий, по которому оценивается работа. Например, в качестве стандарта можно использовать цель: получить прибыль 1 млн руб. за 2003 г. В данном случае временной период составляет 1 год, а критерием является 1 млн руб. Установление стандартов позволяет сопоставить реально сделанную работу с запланированной.
Достаточно легко установить стандарты для величин, поддающихся количественному измерению: по прибыли, объему продаж. Но некоторые важные цели не поддаются количественному выражению напрямую, например, повышение степени удовлетворенности работой. В таком случае проводятся различные обследования и опросы, происходит косвенное выражение их через другие показатели, например количество увольнений (сокращение увольнений обычно считается проявлением удовлетворенности работой). Однако, используя косвенные показатели, менеджер должен тщательно анализировать внутренние и внешние факторы, оказывающие на них влияние. Так, количество увольнений может сократиться не в результате удовлетворенности работой, а из-за экономического кризиса в стране, когда люди опасаются, что не найдут другую работу.
Второй этап процесса контроля состоит в сопоставлении реально достигнутых результатов с установленными стандартами. На этом этапе необходимо предпринять следующие действия:
• определить масштаб допустимых отклонений;
• измерить результаты;
• оценить полученную информацию о достигнутых результатах;
• сравнить результаты работы с установленными стандартами.
Контроль должен быть экономически эффективным, т.е. преимущества системы контроля должны перевешивать затраты на ее функционирование. Это достигается использованием метода управления по принципу исключения. Суть его заключается в том, что система контроля должна срабатывать только при наличии заметных отклонений от стандартов. Для этого руководство устанавливает масштаб допустимых отклонений. Если обнаруживаются отклонения, не выходящие за рамки этого масштаба, то такие отклонения не вызывают тревоги.
Самый трудный и дорогостоящий элемент контроля — измерение результатов, позволяющее установить, насколько удалось соблюсти установленные стандарты. Здесь важно правильно выбрать единицу измерения, определить частоту измерений. Все это определяется спецификой вида деятельности, подлежащей контролю. Любая система сбора информации и ее обработки довольно дорога, поэтому менеджер должен избегать искушения измерить все и как можно точнее.
В обеспечении эффективности контроля важно довести до сведения соответствующих работников организации как установленные стандарты, так и достигнутые результаты. Информация должна быть точной, поступать вовремя. Поэтому менеджерам необходимо оценить полученные данные о результатах работы и определить, насколько они нужны и достоверны. Только после этого можно сопоставлять достигнутые результаты с установленными стандартами.
На третьем этапе менеджер определяет, какие действия следует предпринимать; такими действиями могут быть:
• невмешательство в работу;
• устранение отклонений;
• изменение стандартов.
Невмешательство в работу. Если фактические результаты совпадают с установленными стандартами или имеющиеся отклонения невелики (не превышают масштаб допустимых отклонений), то лучше ничего не предпринимать.
Устранение отклонений. В случае обнаружения значительных отклонений от стандартов (превышающих масштаб допустимых отклонений) следует установить причины отклонений и добиться возвращения к правильным действиям. Это происходит через изменение некоторых внутренних переменных. Например, причиной низкой производительности труда может быть отсутствие заинтересованности работников в конечных результатах, в этом случае необходимо изменить систему оплаты труда и другие переменные, оказывающие влияние на мотивацию.
Изменение стандартов. Стандарты могут оказаться нереальными. Бывает так, что в процессе реализации плана становится ясно, что планы составлены слишком оптимистично и требования стандартов выполнить практически невозможно. Это сводит на нет мотивацию. В таких случаях стандарты пересматриваются в сторону понижения.
Заключение
Организационная структура предприятия представляет собой структуру управления предприятием. Она непосредственно связана с производственной структурой предприятия, определяется задачами, которые стоят перед предприятием, многообразием функций управления и их объемом. Организационная структура предприятия обеспечивает контроль и координацию деятельности подразделений предприятия, она отражает уровень полномочий, делегированных различным функциональным и линейным подразделениям предприятия. Организационные структуры предприятия не являются застывшими, они постоянно изменяются, совершенствуются в соответствии с изменяющимися условиями.
Задачи управления — это направление или вид управленческой деятельности, характеризующийся обособленным комплексом задач и осуществляемый специальными приемами и способами.
Основными задачами управления целесообразно считать в самом общем виде — планирование, организацию, мотивацию, контроль.
Конкретные функции управления следующие: функции управления ресурсами, функции управления процессами и функции управления результатами.
Планирование — один из важнейших процессов принятия управленческих решений на предприятии. Оно состоит из отдельных этапов и процедур их реализации, которые находятся в определенной логической взаимосвязи и осуществляются в постоянно повторяющейся последовательности, образуя на предприятии специфический плановый цикл.
Для того чтобы не только выжить, но и усилить свои конкурентные позиции на рынке, предприятию необходимо заниматься стратегическим планированием. Процесс стратегического планирования включает определение миссии организации, установление целей, анализ внутренней и внешней среды, выбор стратегии на основе анализа стратегических альтернатив, планирование реализации стратегии и ее оценку.
Функция организации направлена на создание необходимых условий для достижения поставленных целей. Основными задачами организации являются: формирование структуры организации исходя из размера предприятия, его целей, технологии, персонала и других переменных; установление режимов работы подразделений предприятия, отношений между ними, обеспечение деятельности предприятия необходимыми ресурсами. Организация как функция управления должна обеспечивать соответствие существующей системы новым целям, установленным в плановых заданиях.
Средством для достижения нормальных взаимоотношений между уровнями управления является делегирование полномочий, которое заключается в передаче задач и полномочий сверху вниз лицу или группе, которые принимают на себя ответственность за их выполнение. Ответственность при делегировании полномочий не снимается с руководителя, хотя и распространяется на подчиненного. На практике эффективная реализация делегирования может быть затруднена вследствие многих причин. Для преодоления препятствий необходимо их выявить и предпринять меры по их существу: создать систему стимулирования, контроля, обучения, информирования, обеспечить необходимыми ресурсами и т.п.
Чтобы предприятие работало эффективно, необходимо заинтересовать в этом его сотрудников. Для этого руководитель должен овладеть современными теориями мотивации с учетом человеческого поведения и механизмов побуждения к тому или иному действию.
Список источников
Нормативно-правовые документы
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 28.12.2013)
2. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О некоммерческих организациях" (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2014)
3. Постановление Смоленской областной Думы от 16.11.2012 N 767 "О Концепции управления и распоряжения государственной собственностью Смоленской области на 2013 - 2020 годы"
4. Постановление Администрации Смоленской области от 15.12.2003 N 317 "Об утверждении типового Устава областного государственного унитарного предприятия и типового Устава областного государственного учреждения"
Основная литература
5. Менеджмент: учебное пособие /Под ред. М.Л. Разу. – 2-е изд. – М.: КНОРУС, 2012. – 320 с.
6. Мильнер Б.З. Теория организации: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 648 с.
7. Организация производства и управление предприятием: учебник. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 544 с.
8. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 304 с.
9. Теория организации: учебник.–4-е изд. – М.: Экономика, 2008. – 431 с.
10. Теория управления: учебник /Под ред. Ю.В. Васильева. – 2-е изд, доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 608 с.: ил.
11. Экономика организации (предприятия, фирмы): учебник. – М.: Вузовский учебник, 2009. – 535 с.
12. Экономика предприятия: учебник.–М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 670 с.
13. Экономическая теория: учебное пособие.–М.: КНОРУС, 2013.– 464 с.
Электронные ресурсы
14. Третьяк О. Феномен «новой» экономики: инновационные формы организации.—http://www.personal-mix.ru/page.php?page_id=6&article
15. СПС «КонсультантПлюс»
[1] Эдхократия — управленческий стиль руководства, при котором средства достижения сложных целей выбираются самими исполнителями.
[2] Теория управления. – М., 2005. – С. 274-275.
[3] Теория управления. – М., 2005. – С. 279.
Тема 1.Объект и задачи дисциплины «Экономическая диагностика».
1. Понятие, сущность экономической диагностики.
Экономическая диагностика – это анализ и оценка экономических показателей работы предприятия на основе изучения отдельных результатов и другой информации с целью выявления возможных перспектив развития предприятия и последствий текущих управленческих решений.
Предмет дисциплины – количественная характеристика и качественная идентификация состояния предприятия как экономической организации во внешней и внутренней среде.
Объектомэкономической диагностики является предприятие как целостная высокоорганизаванная система со всеми ее функциональными подсистемами.
Цель дисциплинызаключается в изучении экономического состояния, проблем, которые имеют место в организации, выявлении факторов и сил, которые оказывают влияние на определенные проблемы, подготовке необходимой информации для дальнейшего планирования и успешного преодоления проблем.
Течение диагностики заключается в поиске ответов на вопросы по таким направлениям:
- проблема;
- причина проблемы;
- существенные взаимосвязи;
- возможности предприятия;
- возможные направления развития.
Этапы диагностики:
· определение концептуальной основы диагностического анализа;
· принятие решения относительно сбора данных;
· сбор данных, т.е. выявление фактов;
· анализ данных;
· составление отчета или выводов.
2. Виды экономической диагностики.
Экономическая диагностика
Диагностика как элемент регулярного менеджмента
Диагностика как элемент санации
Диагностика кризисного состояния
направление
Диагностика, при которой формируются классы предприятий
Диагностика отклонения от норм
Диагностика для оценки уникальности
типы
Системная диагностика
Экспресс-диагностика
Общая диагностика
Комплексная диагностика
виды
Диагноз состояния объекта диагностики
результат
Выявление симптомов, причин возникновения проблем, возможных перспектив
Классификацию типов и видов диагностики можно привести с помощью такой схемы (рис. 1.1.).
Проведение экономической диагностики позволяет выявить наличие «болезней» предприятия, их причины или вылечить «болезни», сделать профилактику на будущее и т.д. Таким образом, круг задач, которые решаются в ходе диагностики, достаточно широкий. Это позволяет говорить о существовании большого количества разновидностей экономической диагностики, которые сегодня классифицируются по многим признакам:
- уровень диагностического объекта: глобальная, макродиагностика, микродиагностика;