Эффективное управление текущей дебиторской задолженностью связано в первую очередь с оптимизацией размера и обеспечением инкассации задолженности покупателей за товары, работы и услуги.
Этапы управления текущей дебиторской задолженностью:
1.)Анализ текущей дебиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде. На первой стадии анализа. Выделяется чистая реализационная стоимость дебиторской задолженности, которая представляет собой сумму текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги, уменьшенную на сумму резерва сомнительных долгов (под сомнительным долгом понимается та часть дебиторской задолженности, относительно которой существует неуверенность ее погашения покупателем-должником).
На второй стадии анализа оценивается уровень дебиторской задолженности покупателей продукции и его динамика в предшествующем периоде. Оценку этого уровня рекомендуется осуществлять на основе следующих показателей:
а) Коэффициента отвлечения оборотных активов в текущую дебиторскую задолженность за товары, работы и услуги. Он рассчитывается по следующей формуле:
КОАдз = (ДЗв + ЧРСдз + РСД) / ОА
где КОАдз – коэффициент отвлечения оборотных активов в текущую дебиторскую задолженность за товары, работы и услуги;
На третьей стадии анализа определяется средний период инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги.
ПИдз = (ДЗв + ЧРСдз) / Оо
где ПИдз – средний период инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги;
ДЗв – средняя сумма текущей дебиторской задолженности покупателей, оформленной векселем, в рассматриваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологическая);
ЧРСдз – средняя сумма чистой реализационной стоимости дебиторской задолженности в рассматриваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологическая);
Оо – сумма дневного оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде.
· На четвертой стадии анализа оценивается состав дебиторской задолженности предприятия по отдельным ее “возрастным группам”, т.е. по предусмотренным срокам ее инкассации.
· На пятой стадии анализа определяют сумму эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность.
Эдз = Пдз – ТЗдз— ФПдз
где Эдз – сумма эффекта полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;
Пдз — дополнительная прибыль предприятия, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита;
ТЗдз — текущие затраты предприятия, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга;
ФПдз — сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями;
Наряду с абсолютной суммой эффекта в процессе этого этапа анализа может быть определен и относительный показатель — коэффициент эффективности инвестирования средств в текущую дебиторскую. Он рассчитывается по следующей формуле:
КЭдз = Эдз/ДЗрп
где КЭдз — коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;
Эдз — сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в текущую дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями в определенном периоде;
ДЗрп — средний остаток текущей дебиторской задолженности по расчетам с покупателями в рассматриваемом периоде.
Результаты анализа используются в процессе последующей разработки отдельных параметров кредитной политики предприятия.
2) Выбор типа кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции.
Типы кредитной политики:
· Консервативный (или жесткий) тип кредитной политики предприятия. Механизмом реализации такого типа является существенное сокращение круга покупателей продукции в кредита счет групп повышенного риска; минимизация сроков предоставления кредита и его размера; ужесточение условий предоставление кредита и повышение его стоимости; использование жестких процедур инкассации дебиторской задолженности.
· Умеренный тип кредитной политики предприятия характеризует типичные условия ее осуществления в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.
· Агрессивный (или мягкий) тип кредитной политики предприятия. Механизмом реализации такого типа является распространения кредита на более рискованные группы покупателей продукции; увеличение периода предоставления кредита и его размера; снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров; предоставление покупателям возможности пролонгирования кредита.
Определяя тип кредитной политики, следует иметь в виду, что жесткий (консервативный) ее вариант отрицательно влияет на рост объема операционной деятельности предприятия и формирование устойчивых коммерческих связей. В то время как мягкий (агрессивный) ее вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых ресурсов, снизить уровень платежеспособности предприятия, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конечном итоге снизить рентабельность оборотных активов и используемого капитала.
3.)Определение возможной суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту.
Расчет необходимой суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность, осуществляется по следующей формуле:
ОКдз = (ОРк*Кс/ц *(ППК+ПР))/360
ОКдз – необходимая сумма оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность;
ОРк – планируемый объем реализации продукции в кредит;
-стоимость предоставления кредита (система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию);
-система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.
5) Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита. Кредитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства.
6) Формирование процедуры инкассации текущей дебиторской задолженности. В составе этой процедуры должны быть предусмотрены: сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей; возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту; условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.
7) Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования текущей дебиторской задолженности. Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют использовать в практике финансового менеджмента ряд новых форм управления дебиторской задолженностью – ее рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги.
8) Построение эффективных систем контроля за движением и современной инкассацией текущей дебиторской задолженности.
Одним из видов таких систем является «Система АВС» применительно к портфелю дебиторской задолженности предприятия. В категорию «А» включается при этом наиболее крупные и сомнительные виды текущей дебиторской задолженности (так называемые «проблемные кредиты»); в категорию «В» - кредиты средних размеров; в категорию «С» - остальные виды дебиторской задолженности, не оказывающие серьезного влияния на результаты финансовой деятельности предприятия.
Критерием оптимальности разработанной и осуществляемой кредитной политики выступает следующее условие:
ДЗо ОПдр > ОЗдз + ПКдз
ДЗо – оптимальный размер текущей дебиторской задолженности предприятия при нормальном его финансовом состоянии;
ОПдр – дополнительная операционная прибыль, получаемая предприятием от увеличения продажи продукции в кредит;
ОЗдз – дополнительные операционные затраты предприятия по обслуживанию текущей дебиторской задолженности;
ПКдз – размер потерь капитала, инвестированного в текущую дебиторскую задолженность, из-за недобросовестности (неплатежеспособности) покупателей.