русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Вопрос 11.5. Меры прагматической информации


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 945; Нарушение авторских прав


Вопрос 11.4. Меры семантической информации

Ю.А. Шрейдер предложил измерять количество семантической информации, содержащейся в тексте Т относительно тезауруса Q, степенью изменения тезауруса Q под воздействием оператора, соответствующего тексту Т. Этот оператор преобразует образы и символы текста в символы тезауруса. При этом часть информации может утеряться в силу того, что у получателя в тезаурусе нет понятий, являющихся значениями по­лученных знаков. С другой стороны, если всё сообщение уже включено в тезаурус получателя, то он опятьне получит информации. Наибольшее количество информации получается тогда, когда имеется достаточно много общего в тезаурусе и сообщении для понимания последнего, а также содержатся новые сведения (см. рис. 3.4).

 

Рис. 3.4. График изменения количества семантической информации

 

I – количество семантической информации;

S – сообщение;

Q – тезаурус получателя;

Y=- пересечение сообщения и тезауруса получателя.

Заметим, что предварительное расширение тезауруса может как уменьшить, так и увеличить количество информации, содержащейся в сообщении (в отличие от синтаксической информации, которая всегда уменьшает неопределенность). Так, процесс обучения расширяет тезаурус и дает возможность извлекать больше информации из последующих «порций» новых сообщений. В сущности, это качественный подход к оценке.

Ценность (полезность) информации разумно оценивать по тому эффекту, который она оказывает на результат системы. Известны несколько способов определения ценности информации. Все они основаны на представлении о цели, достижению которой способствует информация. Чем в большей мере информация помогает достижению цели, тем более ценной она считается.

1. Если цель наверняка достижима, и притом, несколькими путями, то возможно определение ценности информации по уменьшению материальных или временных затрат благодаря использованию информации. Например, сочетание хороших предметного и алфавитного каталогов библиотеки сокращают время на составление списка литературы по интересующему нас вопросу. Этот метод предложен, в частности Стратоновичем Р.Л.



2. Если достижение цели не обязательно, но вероятно, то возможно использование критерия ценности информации Iц, предложенного А.А. Харкевичем и М.М. Бонгардом, который определяется как изменение вероятности достижения цели, реализации какой-либо задачи при по­лучении дополнительной информации:

.

Здесь р0 - начальная (до получения данной информации) вероятность достижения цели, р1 - вероятность достижения цели после получения данной информации. Физический смысл логарифмической единицы ценности информации состоит в том, что информация ценностью в р единиц позволяет повысить качество решения задачи в log p раз. При этом существуют, как минимум, три возможности.

А) Если полученная информация не изменяет вероятности достижения цели:

р1 = р0, , то .

Это означает, что ценность полученной информации равна нулю. Такая информация называется информационным шумом.

Б) Если полученная информация может изменять ситуацию в худшую сторону, т. е. уменьшать вероятность достижения цели, то < 0. Такая информация называется дезинформацией, которая измеряется отрицательным значением количества информации (пример: указатель дорог, развернутый в другую сторону).

В) Если полученная информация может изменять положение дела в лучшую сторону, т.е. увеличить вероятность достижения цели, то > 0. Такая информация называется полезной (ценной) информацией.

3. Предлагаются и детерминированные методы, в частности, такие, в соответствии с которыми ценность информации от проведения исследований определяется как разность между оценкой затрат, связанных с ошибкой в результате отсутствия исследования (дополнительной информации), и затратами, связанными с ошибкой при использовании исследований. Данный метод исходит из допущения, что ЛПР (лица, принимающие решения) могут дать достаточно точную оценку затрат, связанных с неверным решением.

4. Оценкой полезности информации может служить ожидаемый дополнительный доход, который может быть достигнут при использовании сведений в процессе принятия решений. Ценность информации может быть определена как разность между результатами решений, принятых с использованием данной информации и без нее.

 


[1] Богданов А.А. Тектология: Всеобщая организационная наука. В 2-х кн.- М.: Экономика, 1989.

[2] Советский энциклопедический словарь. – М, 1980. – С. 1109.

 

1 Не следует путать со шкалами измерений.

[3] Пригожин А.И. Социология организаций. – М.: ИНФРА-М, 1998.

 

[4] Кулинич А.А. Система когнитивного моделирования «Канва» //www.raai.org/about/persons/kulinich/pages/kanva2003.doc.

[5]Кулинич А.А. Система когнитивного моделирования «Канва» //www.raai.org/about/persons/kulinich/pages/kanva2003.doc.

[6] Эксперты 1-го уровня — высококвалифицированные спе­циалисты, обладающие профессиональными знаниями и опытом в одной из областей или проблем, имеющих непосред­ственное отношение к объекту ситуационного анализа. Эксперты 2-го уровня — высококвалифицированные спе­циалисты, способные проанализировать и оценить ситуацию в целом.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Меры синтаксической информации. Энтропия и информация | Машиннозависимые языки программирования


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.004 сек.