Товарный знак – условное обозначение, которое помещается на выпускаемой продукции или на сопроводительный документ и является произвольным по отношению к данной продукции.
Знак обслуживание – это тоже условное обозначение, но используется для обозначения работ и услуг.
По закону они одинаковы. Правовое обеспечение одинаковое.
Требования к товарному знаку:
1. Новизна. В качестве товарного знака могут регистрироваться слова, изображения или какой-то другой символ который никем не использовался для обозначения товаров. Может быть признано новым, если оно нетождественно или несходно до степени смешения:
· с товарными знаками других лиц, которые заявлены на регистрацию однородных товаров и которые имеют более ранний приоритет, если заявка на государственную регистрацию не отозвана или не признана отозванной.
· С товарными знаками других лиц, которые охраняются в РФ и которые имеют более ранний приоритет.
· С товарными знаками, которые признаны в установленном порядке общеизвестными в нашей стране.
2. Различительная способность. Не допускается гос. регистрация в качестве товарных знаков обозначения:
· Которые вошли во всеобщее определение.
· Общепринятые символы и термины.
· Символы, которые указывают на вид, качество, количество, свойства, ценность, назначение, на место и способ производство товаров, или на место сборки товара.
· Символы, которые представляют собой форму товара.
Исключения: Эти элементы могут быть включены в товарный знак, как не охраняемые элементы, если они не занимают доминирующего положения в товарном знаке.
3. Товарный знак обязательно должен быть зарегистрирован, исключением из этого требования является общеизвестный товарный знак, а также товарный знак который охраняется в нашей стране в силу международных договоров.
Виды товарных знаков:
· По форме выражения: Словесные, изобразительные, объемные, звуковые, световые, обонятельные.
· В зависимости от числа субъектов, имеющих право на использование товарных знаков: индивидуальные (на определенного правообладателя), коллективный.
· По степени известности: обычные – любые новые оригинальные обозначения товаров, которые отвечают всем требованиям охраноспособности, общеизвестные товарные знаки (известны широкому кругу потребителей, благодаря интенсивному использованию товаров).
Правовая охрана общеизвестных товарных знаков предоставляется на основании специального решения палаты по патентным спорам и вносится в особый перечень общеизвестных в России товарных знаков. Этот перечень ведется патентным ведомством. Правовая охрана действует бессрочно и распространяется на товары неоднородные с теми, в отношении которых он признан общеизвестным. При использовании другими лицами этого товарного знака будет ассоциироваться у потребителя с правообладателем общеизвестного товарного знака.
Возникновение права на товарный знак:
Право возникает у лиц занимающихся предпринимательской деятельности с момента регистрации патентным ведомством.
Порядок регистрации.
Основанием ля регистрации является заявка, которая подается в 2 экземплярах и она должна относиться только к одному товарному знаку.
Заявка должна содержать:
· заявление о регистрации, с указанием заявителя, его место нахождения или места жительства.
· Заявленное обозначение и его описание. В 5 экземплярах. Если представляется на регистрацию этикетка, то к заявке прилагается сама этикетка в натуральную величину. Идет описание обозначения, раскрывается смысл обозначения. Ну а если нет смысла, то обязательно указываются составные части этого обозначения. Что оно собой символизирует (если это изображение). Если это звуковое обозначение, то прилагается фонограмма, ноты. Если это световое обозначение, то его значение раскрывается через картинку, перечисляется последовательность использования, динамика.
· Квитанция об уплате гос. пошлины.
· Устав. Устав коллективного знака.
· Доверенность патентного поверенного на представительство интересов заявителя перед патентным ведомством.
· Копия первой заявки. Это касается товарных знаков на продукты когда производитель находится за рубежом.
· Если используется гос знаки то прилагается согласие гос органов на использование в товарном знаке государственной символики.
· Если в товарном знаке используется промышленный образец заявление права заявителя на промышленный образец.
Экспертиза заявки:
1 этап – формальная экспертиза. Проводится в течении 1 месяца. Проверяется содержание заявки, наличие необходимых документов и соответствии этих документов установленным требованиям. И по результат заявителю сообщается либо о принятии к рассмотрении, либо об отказе.
2 этап - Если результат положительный: экспертиза по существу. Заявитель получает уведомление и в этом уведомлении указывается приоритет товарного знака. Осуществляется экспертиза обозначения на его соответствие требованиям которые предъявляются к товарным знакам. Время ко второму этапу не установлено. Но как правило это очень длительный этап, длится примерно до года. По результатам экспертизы принимается решение о регистрации товарного знака, или об отказ в регистрации. Если заявитель не согласен с отказом в регистрации, то он имеет право в течении 3 месяцев со дня получения отказа подать возражение в палату по патентным спорам. Но если во второй раз будет отказано, тогда заявитель в праве обратиться в суд.
Если решение положительное. На основании решения о регистрации товарного знака патентное ведомство в течении 1 месяца после получения квитанции об уплате государственной пошлины регистрирует товарный знак в государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ. Сведения о регистрации публикуются патентным ведомстве в официальном белютне в течении 6 месяцев с момента регистрации товарного знака. Заявителю патентное ведомство выдает свидетельство на товарный знак. Право на товарный знак действует в течении 10 лет с даты поступления заявки в патентное ведомство. Это свидетельство может неоднократно продлеваться на 10 лет.
За подачу заявки, за проведение экспертизы, за регистрацию, за продления срока взимается государственная пошлина.
В соответствии со статьей 1489 можно предоставлять лицензию на использование товарного знака, а в соответствии со статьей 1488 можно уступать товарный знак – то есть можно передавать право на товарный знак другому лицу. Может быть возмездной или безвозмездной и уступка всегда осуществляется на основе Гражданско-правового договора. Договор это всегда соглашение. Это не действие. Действие – это сделка.
Не разрешается уступка товарного знака, если уступка может являться причиной введение в заблуждение потребителя относительно товара или относительно изготовителя этого товара.
Всегда по лицензионному договору. Лицензиат приобретает по этому договору право на использование товарного знака на определенный срок. Владелец – лицензиар, сохраняет право на товарной знак и поэтому несет все обязанности владельца товарного знака. В соответствии с лицензионным договором лицензиат обязан обеспечивать соответствие качества производимых и реализуемых товаров на которые он помещает товарный знак, тем требованиям которые установлены владельцем товарного знака. Владелец товарного знака имеет право контролировать соблюдение установленных требований. И пользователь и владелец несут солидарную ответственность по требованиям потребителей.
Договоры об уступке товарного знака должны быть заключены в письменной форме и подлежат регистрации в патентном ведомстве. Заявление о регистрации договора на уступки и сам договор рассматривается в течении 2 месяцев и по результатам рассмотрения принимается решение о регистрации данного договора или об отказе в регистрации.
Исключение статья 1510 ГК: коллективные товарные знаки не могут передаваться другим лицам.
Как прекращается право на товарный знак.
Основания для прекращения права:
· Прекращение срока действия регистрации (заявление о прекращении срока действии регистрации подается в последний год срока действии регистрации).
· Решение суда о досрочном прекращении регистрации товарного знака по причине использования коллективного товарного знака на товары, которые не обладают единым качеством или другими общими характеристиками или качествами.
· Если товарный знак без уважительных причин не используется в течении 3 лет с момента получения регистрации. Например: форс-мажорные ситуации. Заявление о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака подается заинтересованным лицом в палату по патентным спорам.
· Регистрация товарного знака может быть не действительна по решению суда, при ликвидации ЮЛ или реорганизации или индивидуального предпринимателя. Юридическое лицо - в течении 10 дней с даты поступления заявки о прекращении правовой охраны товарного знака патентное ведомство уведомляет владельца товарного знака о поступившем заявлении и предлагает подтвердить или опровергнуть указанную в заявлении информацию. Если подтверждается, то заявка рассматривается в течении 4 месяцев с даты поступления в патентное ведомство.
· Охрана прекращается по решению палаты по патентным спорам, если товарный знак входит во всеобщее употребление.
· Владелец отказывается сам от владения товарным знаком. Оформляется заявлением в патентное ведомство
Место происхождение товара. Это обозначение, которое представляет собой или содержит в себе современное или историческое наименование страны, населенного пункта или какого-то другого географического объекта или производное от наименования этого объекта и ставшие известным в результате использования в отношении товара особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами. Товар привязан к месту.
Свойства места происхождения товара:
· Место происхождение товара должно содержать прямое или косвенное показание на то что товар происходит из конкретной страны или конкретной местности.
· Связь обозначения товара с его особыми свойствами.
· Должно быть зарегистрировано в патентном ведомстве.
· Может быть выражено в словесной форме.
Возникновение права на МПТ: Путем подачи заявки в патентное ведомство.
2 вида заявок:
1. Заявка на регистрации на место происхождение товара.
2. Заявка на предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованиям.
Подаются те же документы, что и при регистрации товарного знака.
Дополнительно: документ, подтверждающий, что заявитель находится в указанном географическом объекте. Регистрационный документ по месту нахождения. Право на наименования места происхождения товаров действует в течении 10 лет считая с даты поступления заявки в патентное ведомство. Также это право может быть неоднократно продлено. Наименование на местно происхождения товара не носит абсолютного характера, не является исключительным, предоставляется любому интересующемуся лицу.
Не допускается распоряжение правом на МПТ 1519 ГК.
Прекращение права:
· Аннулирование регистрации. Основания для аннулирования является признание регистрации недействительной, когда производится с нарушением закона.
· Исчезновение характерных для географического объекта условий и невозможность производства товара со свойствами которого указаны в реестре.
· Признание свидетельства на право пользование наименованием недействительным, если это свидетельство выдавалось с нарушением закона.
· В связи с ликвидацией БЛ, которое обладает свидетельством на наименование.
· Подача заявления об отказе от свидетельства.
· Истечение срока.
· На основании решения палаты по патентным спорам, по решению суда.
Защита прав на средство индивидуализации.
В форме административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности.