русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Практическое занятие № 4


Дата добавления: 2014-10-13; просмотров: 1689; Нарушение авторских прав


Тема: Моделирование. Алгоритмизация. Программирование.

План:

1. Моделирование.

2. Алгоритмизация.

3. Программирование.

4. Классификация языков программирования.

5. Образец работы в программе Free Pascal.

1. Моделирование.

При решении задач в различных областях деятельности приходится строить различные модели. Модель– формализованное представление реального объекта, процесса или явления, выраженное различными средствами: математическим соотношением, числами, текстами, графиками, рисунками, словесным описанием, материальным объектом. Адекватная модель (верно отображающая важнейшие особенности реальных объектов или явлений), позволяет спрогнозировать поведение объекта в той или иной ситуации, описать процесс развития явления во времени, вовремя получить и использовать нужную информацию.

Виды моделей

- по области использования – учебные, опытные, игровые, имитационные, научно-исследовательские модели;

- по временному фактору – статические и динамические модели;

- по форме представления модели – математические, геометрические, словесные, логические, специальные (ноты, химические формулы и т.п.).

- по способу представления модели делят на:

û информационные – совокупность знаковой информации, характеризующая свойства и состояние объекта, процесса или явления, делят на знаковые и вербальные;

û предметные (материальные) – глобус, макет здания, модели кристаллических решеток и т.д.

Типы информационных моделей

По отражению систем объектов с различными структурами, делятся на 3 типа:

- табличные (реляционные) – содержат перечень однотипных объектов;

- иерархические (древовидные) – содержат объекты, распределенные по уровням;

 

- сетевые – применяются для систем со сложной структурой.

 

 

2. Алгоритмизация.



После построения модели необходимо выполнить обработку информации (данных), связанных с данной моделью. Последовательность действий, которую необходимо выполнить над исходными данными, чтобы достичь поставленной цели, принято называть алгоритмом.

Алгоритмом называется последовательность четких однозначных указаний, которые, будучи применены к определенным имеющимся данным, обеспечивают получение требуемого результата.

Свойства алгоритмов

1. определенность (детерминированность) – каждая команда алгоритма должна определять однозначное действие исполнителя (т.е. четкое исполнение команд приводит к одному и тому же, заранее определенному результату);

2. понятность – алгоритм, составленный для конкретного исполнителя, должен включать только свою систему команд и не должен быть рассчитан на принятие каких-либо самостоятельный решений исполнителем, не предусмотренных составлением алгоритма (нельзя повару поручить работу токаря);

3. результативность (конечность) – исполнение алгоритма должно завершиться за конечное число шагов;

4. возможность исполнения – в тех или иных конкретных условиях;

5. дискретность– разделение выполнения решения задачи на отдельные операции, выполняемые исполнителем по определенным командам;

6. массовость (универсальность) – обеспечивающие решения всего класса задач данного типа (не является обязательным).

Процесс разработки алгоритма называется алгоритмизацией.

Способы представления алгоритмов

1. словесный – состоит из словесного перечня действий в виде предложений. Недостаток – отсутствие четкой формализации и наглядности выполнения процесса. Достоинство – можно описывать алгоритмы с любой степенью детализации.

2. формульно-словесный – основан на задании инструкций о выполнении конкретных действий в четкой последовательности в сочетании со словесными пояснениями. Этот способ более компактен, но не является строго формальным.

3. табличный– задается в виде таблиц и расчетных форм. Наиболее часто используется в экономических расчетах.

4. операторный– вычислительный процесс изображается в виде последовательности символов (операторов). Они обозначают группы стандартных и нестандартных операций, реализующих законченную процедуру с указанием связи между отдельными операторами. Этот способ значительно упрощает составление программы для компьютера, вместо операторов подставляются соответствующие команды, недостаток – малая наглядность.

5. графический– на языке блок-схемы;

блок-схема– графическая интерпретация алгоритма, представляющая набор геометрических фигур, каждая из которых изображает какую-либо операцию или действие. Форма символов и правила составления схем алгоритмов установлены государственными стандартами: ГОСТ 19.701-90 «Схемы алгоритмов, программ, данных и систем».

Основные элементы для построения блок-схем:

Наименование блока Графическое представление блока Функция блока
процесс формирование новых значений, выполнение арифметических или логических операций или действий, результаты которых запоминаются в оперативной памяти ЭВМ
решение – проверка условий а) выбор одного из двухнаправлений выполнения алгоритма в зависимости от некоторого условия; б) выбор одного из «n» направлений выполнения алгоритма в зависимости от некоторых условий при n>2;
модификация организация циклических конструкций;
предопределенный процесс вычисление по подпрограмме, использование ранее созданных и отдельно описанных алгоритмов;
начало-конец программы вход и выход в подпрограммах;
ввод-вывод данных связь алгоритма с внешним миром; вывод может осуществляться на бумагу, на экран монитора, на магнитный диск или ленту;
направление линий потока стрелки в любом направлении.

Одним из основных методов современной технологии алгоритмов является метод структурного проектирования. Любой алгоритм может быть построен из комбинаций тех базовых структур:

(a) Линейный алгоритм (следование) – последовательность блоков, каждый из которых имеет по одному входу и по одному выходу, и выполняется в программе один раз;

(b) Разветвляющийся алгоритм (развилка) – алгоритм, в котором в зависимости от значений некоторого признака производится выбор одного из нескольких направлений, называемых ветвями. В основе организации разветвления лежит проверка логического условия, которое может быть истинно или ложно. Частный вид логического условия – это операции типа =, ≠, ≤, ≥, >, <.

да нет

 

 

(c) Циклический алгоритм (повтор) – в зависимости от выполнения или невыполнения какого-либо условия выполняется повторяющаяся последовательность действий, называющаяся телом цикла. Вложенным называется цикл, находящийся внутри тела другого цикла. Различают циклы с предусловием и постусловием:

Цикл с предусловием Цикл с постусловием

По способу организации выхода из цикла можно разделить:

1. арифметические – количество повторений заранее известно или может быть легко вычислено;

2. итерационные – количество повторений заранее не известно.

3. Программирование.

Основные понятия

Языки программирования – специально разработанные искусственные языки, предназначенные исключительно для записи алгоритмов, исполнение которых поручается ЭВМ.

Обычный разговорный язык состоит из четырех основных элементов: символов, слов, словосочетаний и предложений. Алгоритмический язык содержит подобные элементы, только слова называют элементарными конструкциями, словосочетания – выражениями, предложения – операторами. Алгоритмический язык (как и любой другой язык), образуют три его составляющие: алфавит, синтаксис и семантика.

Алфавит – фиксированный для данного языка набор символов (букв, цифр, специальных знаков и т.д.), которые могут быть использованы при написании программы.

Синтаксис – правила построения из символов алфавита специальных конструкций, с помощью которых составляется алгоритм.

Семантика – система правил толкования конструкций языка.

Таким образом, программа составляется с помощью соединения символов алфавита в соответствии с синтаксическими правилами и с учетом правил.

Программа – это последовательность инструкций, предназначенных для выполнения компьютером. В настоящее время программы оформляются в виде текста, который записывается в файлы.

Программирование – это теоретическая и практическая деятельность решения задачи средствами конкретного языка программирования и оформления полученных результатов в виде программы.

Технологический процесс разработки программы на некотором языке программирования включается:

редактирование – написание и исправление исходного текста программы (или ее части в виде текстового файла);

компиляция – перевод исходного текста программы в машинные коды;

отладка – локализация и исправление ошибок (синтаксических, времени выполнения – недопустимые действия, алгоритмической), выявленных во время исполнения программы.

После окончательной отладки программа документируется, т.е. к ней прилагается описание назначения программы и инструкция по эксплуатации.

4. Классификация языков программирования.

Существуют различные классификации языков программирования.

а) в наиболее распространенной они делятся на языки:

- низкого уровня– машинные языки и языки символического кодирования (Автокод, Ассемблер).Все языки низкого уровня ориентированы на определенный тип компьютера, т. е. являются машинно-зависимыми. Машинно-ориентированные языки – это языки, наборы операторов и изобразительные средства которых существенно зависят от особенностей ЭВМ (внутреннего языка, структуры памяти и т.д.);

- высокого уровня – Фортран, Алгол, Кобол, Паскаль, Бейсик, Си, Пролог и т.д., они машинно-независимы, т.к. они ориентированы не на систему команд той или иной ЭВМ, а на систему операндов, характерных для записи определенного класса алгоритмов, но занимают больше памяти и медленнее выполняются, чем программы на машинных языках;

- сверхвысокого уровня – Pythlon, Lua, Ruby.

Языки высокого уровня работают через трансляционные программы –трансляторы, которые преобразуют исходный код в последовательность команд машинного языка. Создание испольняемого файла исходного текста программы предполагает выполнение процессов – компиляции и компоновки. Существует два основных вида трансляторов:

- интерпретаторы, которые сканируют и проверяют исходный код в один шаг, и сразу же их выполняют;

- компиляторы, которые сканируют исходный код для создания текста программы на машинном языке, которая затем выполняется отдельно.

б) другая классификация:

- вычислительные (Фортран, Паскаль, Алгол, Бейсик, Си и др.);

- языки символьной обработки (Лисп, Пролог, Снобол и др. )

5. Образец работы в программе Free Pascal.

1. Запустить программу Free Pascal.

2. Создать новый файл – в горизонтальном меню выбрать пункт File → команду New from template

3. Выбрать из доступных шаблонов – ProgramOk.

4. В появившемся окне ввести название программы – primer_1Ok.

  1. В появившемся окне ввести список, подключаемых модулей – Ctr, GraphOk.

6. В появившемся окне набрать всю программу строго по образцу

Program primer_1;

Uses Ctr, Graph;

Var

D,r,e,x,y: Integer;

Begin

d:=Detect;

InitGraph(d,r,’’);

x:=GetmaxX Div 7;

y:=GetmaxY Div 7;

Rectangle(x,y,6*x,6*y);

SetViewPort(x+1,y+1,6*x-1,6*y-1,ClipOn);

Repeat

SetColor(succ(Random(White)));

SetLineStyle(0,0,2*Random(2)+1);

x:=Random(GetMaxX);

y:=Random(GetMaxY);

Circle(x,y,Random(GetMaxY Div 4));

Delay(50);

Until KeyPressed;

CloseGraph;

End.

7. Сохранить файл с таким же именем, как программа – primer_1.

8. Далее программу необходимо скомпилировать – выбрать в горизонтальном меню пунк Compile → команду Compile.

9. Если в программе нет ошибок, то появится надпись – Press any key и тогда можно нажать любую клавишу.

10. Чтобы запустить программу – выбрать в горизонтальном меню пункт Run – команду Run.

11. В результате выполнения данной команды получится следующая картинка.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема: Принципы работы в Windows. | Практическое занятие № 5


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.007 сек.