русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Тема: Системы счисления. Логические основы информатики.


Дата добавления: 2014-10-13; просмотров: 2187; Нарушение авторских прав


План:

1. Системы счисления.

2. Единицы измерения количества информации.

3. Представление текстовой информации.

4. Кодирование цветовой и графической информации.

5. Логические основы информатики.

1. Системы счисления.

Под системой счисления понимается способ представления любого числа с помощью некоторого алфавита символов, называемых цифрами. В позиционных системах счисления значимость (вес) каждой цифры числа зависит от позиции, которую она занимает. Для десятичной системы счисления т=10, используемые символы: 0 – 9.

Кроме десятичной системы счисления широкое распространение получили позиционные системы счисления с основаниями – 2, 8, 16, 60. Из непозиционных систем самой распространенной является – римская.

Электронные блоки компьютера могут обрабатывать информацию, представленную только в цифровой форме, причем обычно компьютеры работают в двоичной системе счисления. Основание системы: т=2. Используемые символы: 1 и 0. С точки зрения электроники значение единицы может быть представлено наличием напряжения, потенциала или тока, а ноль – отсутствие их.

Двоичная система счисления неудобна для использования человеком, поэтому программисты используют восьмеричную (основание 8, используемые символы 0 – 7) и шестнадцатеричную (основание 16, используемые символы 0 – 9, А – F)

2.Единицы измерения количества информации

Кодирование информации, при котором используются два символа 1 и 0, называется двоичным кодированием. Минимальный объем информации, который может быть передан с помощью этой кодировки, называется битом. Последовательность, составленная из восьми битом, составляет один байт. Для измерения количества информации используются также более крупные единицы:

1 Килобайт = 1024 Б (210 байта);

1 Мегабайт = 1024 КБ (220 байта);

1 Гигабайт = 1024 МБ (230 байта);



1 Терабайт = 1024 ГБ (240 байта);

1 Петабайт = 1024 ТБ (250 байта);

1 Экзабайт = 1024 ПБ (260 байта).

3.Представление текстовой информации

При вводе документов, текстов программ и другой информации вводимые символы (буквы, цифры, знаки) кодируются определенными комбинациями из восьми нулей и единиц и, наоборот, – при выводе их для чтения человеком (на монитор, принтер и т.д.) по коду символа строится изображение символа.

Для двоичного кодирования используются различные системы кодирования. В России используется – восьмиразрядная кодировка KOI-8R, в которой на каждый символ приходится 8 бит, т.е. 1 байт. В настоящее время в ОС Windows (XP, Vista) используется восьмиразрядная кодировка Windows 1251. Существует также шестнадцатиразрядная кодировка символов, которая получила название универсальной, UNICODE. Такая система позволяет закодировать 216 = 65 536 различных символов, в том числе практически все алфавиты языков нашей планеты. В ОС UNIX/Linux – кодировка UNIX-UNICODE; в Mac OS – кодировка MAC-UNICODE.

Расчет объема текстовой информации сводится к вычислению произведения количества символов в тексте на число разрядов двоичного кода, необходимого для кодирования одного символа.

Примеры заданий

1. Сколько потребуется байтов для хранения текста объемом 32 символа в кодировке KOI-8 (8 бит на один символ)?

Ответ: 28 (1 байт в KOI-8) * 32 символа = 32 байта.

2. Сколько двоичных разрядов требуется для кодирования 20 различных состояний?

Ответ: 2010 = 101002 – количество разрядов равно 5.

3. Переведите число 3310 в двоичную систему счисления.

Ответ: 3310 = 1000012 (с помощью инженерного калькулятора набранное число 33 перевести из десятичной системы (DEC) в двоичную (BIN)).

4. Найдите разность чисел в двоичной системе счисления, имеющих вид 10012 и 1012 , в десятичной системе счисления?

Ответ: 10012 – 1012 = 1002 = 410 (с помощью инженерного калькулятора перейти в двоичную систему (BIN) набрать число 1001 и вычесть число 101 и полученный результат перевести в десятичную систему (DEC)).

5. Найдите сумму чисел в двоичной системе счисления, имеющих вид 110012 и 10102, в двоичной системе счисления?

Ответ: 110012 + 10102 = 10000112 (с помощью инженерного калькулятора перейти в двоичную систему (BIN) набрать число 11001 и прибавить число 101, полученный результат будет искомым ответом).

6. Найдите последнюю цифру суммы чисел 578 и 568 в восьмеричной системе счисления.

Ответ: 578 + 568 = 1358.

4.Кодирование цветовой и графической информации.

При разработке электронных (мультимедийных) и полиграфических изданий наиболее часто используют растровую графику. Основным элементом растрового изображения является точка, или пиксель.

Для кодирования любого изображения его разбивают на точки и цвет каждой точки кодируют. Способ разделения цветового оттенка каждой точки на составляющие компоненты называется цветовой моделью. Наиболее известными являются:

– RGB – (Red, Green, Blue),

– CMYK – (Cyan, Magenta, Yellow, black – голубой, пурпурный, желтый, черный),

– HSB – (оттенок цвета (Hue), насыщенность цвета (Saturation), яркость цвета (Brightness).

Расчет объема графической информации сводится к вычислению произведения количества точек на изображении на количество разрядов, необходимых для кодирования цвета одной точки.

Примеры заданий

1. Чем является RGB?

Ответ: системой представления (кодирования) цвета в компьютере.

2. Выберите системамы кодировки графической информации – а) RGB; б) CMYK; в) HCV; г) BNC.

Ответ: а, б.

3. Как называется наименьший элемент поверхности визуализации, которому могут быть независимым образом заданы цвет, интенсивность и другие параметры.

Ответ: пиксель.

4. Рассчитать для цветной картинки, составленной из 256 (8 бит) цветов в графическом режиме монитора 640х480, объем видеопамяти (без сжатия):

Ответ: 8 бит * 640 * 480 = 2457600 бит = 307200 байт = 300 Кбайт.

5.Логические основы информатики

Начало исследований в области формальной логики было положено работами Аристотеля в IV в. до н.э., но математические подходы впервые предложил Джордж Буль. Основу математической логики составляет алгебра высказываний, что освобождает математическую логику от неопределенности в толковании логических выражений, показывающих связь между отдельными суждениями и понятиями.

Алгебра логики оперирует с высказываниями. Высказывание – повествовательное предложение, которое может быть либо истинным либо ложным. Высказывания обозначаются большими латинскими буквами; если высказывание А истинно, то обозначают А=1 (либо =true, либо =И), если ложно, то А=0 (либо =false, либо =Л).

Над высказываниями можно производить определенные логические операции, в результате которых получаются новые высказывания, истинность которых зависит от исходных высказываний и логических операций.

Для образования новых высказываний наиболее часто используются логические операции: инверсия, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквиваленция.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция № 3. Компьютерные сети. Компьютерные вирусы. | Таблицы истинности


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.004 сек.