т.е. при переходе на «двойную звезду» мощность увеличилась в 1,16 раза ( за счет увеличения скорости в 2 раза и уменьшения момента до значения 0,58 Мн2 ).
По закону сохранения энергии, в случае увеличения полезной ( механической ) мощности в 1,16 раза мощность двигателя, потребляемая из сети, также должна увеличить
ся в 1,16 раза.
Рдв.зв = 1,16 Ртр = 1,16 ( UI cosφ ), ( 8.21 )
Поскольку в правой части этого выражение напряжение U и коэффициент мощно
сти cosφ – величины постоянные, увеличение мощности на «двойной звезде» в 1,16 раз объясняется увеличением линейного тока в 1,16 раз. Поскольку этот ток равен сумме двух
токов в параллельных ветвях «двойной звезды», значит, ток в каждой из них равен 0,58 но
минального тока.
Поскольку при переходе с «треугольника» на «двойную звезду» критический мо-
мент уменьшился почти в 2 раза ( до значения Мкр.дв.зв = 0,58 Мкр.тр ), может произойти опрокидывание двигателя, т.е. его остановка ( при реактивном статическом моменте ) или даже реверс ( при активном статическом моменте ).
Напомним условие опрокидывания: Мст > Мкр.дв.зв , т.е. опрокидывание наступит,
если тормозной статический момент механизма Мст станет больше критического момента двигателя Мкр.дв.зв ( двигатель «не тянет» ).
Поэтому переключение с «треугольника» на «двойную звезду» нельзя применять в электроприводах ГПМ и ЯШУ при перемещении груза или якоря.
На судах переключение обмотки статора с «треугольника» на «двойную звезду» применяют ограниченно, в электроприводах якорно-швартовных устройств для получения последней, самой высокой скорости, которая используется для перемещения свободно
провисающего ( ненатянутого, не набитого ) швартовного каната.