3. включением обмотки статора через автотрансформатор ( рис.4.13, в );
4. переключением обмотки статора со «звезды» на «треугольник» ( рис.4.13, г ).
Рис. 4.13. Схемы пуска асинхронного двигателя при пониженном напряжении
В схеме на рис. 9.13, а при пуске замкнуты контакты линейного контактора КЛ, по-
этому обмотка статора подключается к питающей сети через пусковые токоограничиваю-
щие резисторы СП. После того, как двигатель наберет обороты, а пусковой ток уменьшит-
ся до безопасных значений ( обычно 2…2,5 номинального ), схема управления замыкает контакты второго контактора – ускорения КУ, при этом двигатель подключается к сети «напрямую».
В схеме на рис. 4.13, б для ограничения пусковых токов последовательно с обмот-
кой статора включены токоограничивающие рабочие обмотки дросселя насыщения Др. Его обмотка управления ОУ питается постоянным током через понижающий трансформа-
тор Тр и выпрямитель Вп.
При пуске индуктивное сопротивление рабочих обмоток дросселя должно быть максимальным, поэтому ток в обмотке управления ОУ должен быть минимальным. Для этого ползунок резистора поста управления ПУ должен находиться в крайнем правом по-
ложении.
После пуска ток в обмотке управления ОУ постепенно увеличивают, для чего пере
мещают ползунок ПУ влево. Индуктивное сопротивление рабочих обмоток постепенно уменьшается.
Когда ползунок ПУ перемещен влево до упора, пуск закончен. При таком положе-
нии ползунка индуктивное сопротивление рабочих обмоток дросселя практически равно нулю, что равнозначно прямому подключению обмотки статора к питающей сети.
В схеме на рис. 4.13, в использованы два контактора – регулировочный КЛ1 и ли-
нейный КЛ2, а также автотрансформатор АТр.. При пуске включается контактор КЛ1, при замыкании нижних контактов которого образуется нулевая точка «звезды» трех фазных обмоток автотрансформатора, а через верхние контакты подается питание питающей сети на верхние выводы этих обмоток.
В момент пуска ползунки автотрансформатора должны находиться в крайнем ниж-
нем положении, при этом обмотка статора асинхронного двигателя закорочена через ниж-
контакты КЛ1, т.е. напряжение на ней равно нулю. Поэтому скорость ротора также равна нулю, ротор неподвижен.
Для пуска ползунки автотрансформатора постепенно перемещают вверх, при этом
напряжение, снимаемое с обмоток автотрансформатора на обмотку статора также посте-
пенно увеличивается. Поэтому скорость двигателя также увеличивается.
Пуск закончен, если ползунки автотрансформатора перемещены в крайнее верхнее положение. При этом на обмотку статора подается полное напряжение питающей сети, ав-
тотрансформатор не нужен.
В этот момент времени включается линейный контактор КЛ2 и отключается регу-
лировочный КЛ1. При замыкании контактов КЛ2 обмотка статора двигателя подключает-
ся к питающей сети «напрямую», а при размыкании контактов КЛ1 автотрансформатор отключается от обмотки статора двигателя ( он уже выполнил свою роль ).
В схеме на рис. 4.13, г использован линейный контактор КЛ и переключатель «зве-
зда»-«треугольник» П. Для пуска включают линейный контактор КЛ, через замыкающие-
ся контакты которого напряжение питающей сети подается на верхние выводы обмотки статора двигателя АД. После этого переводят переключатель в нижнее положение «звез-
да». При этом нижние выводы обмотки статора соединяются вместе, в нулевую точку, обмотка статора соединена «звездой».
После того, как двигатель наберет обороты и перестанет увеличивать скорость, пе-
реключатель переводят в верхнее положение «треугольник». Двигатель с броском тока переключается со «звезды» на «треугольник», после чего разгоняется на «треугольнике» до скорости, зависящей от статического момента механизма.
Этот способ нашёл самое широкое применение на судах ввиду его простоты ( не требуются резисторы, индуктивные сопротивления или автотрансформаторы ) и эффектив
ности - пусковой ток уменьшается в 3 раза.
Следует особо подчеркнуть, что переключение обмотки статора со «звезды» на «треугольник» применяется для пуска, а не для регулирования скорости асинхронного двигателя. Это объясняется тем, что скорость двигателя на «треугольнике» незначительно
больше скорости на «звезде».
Все 4 рассмотренные выше схемы пуска при пониженном напряжении имеют один и тот же принципиальный недостаток: резкое уменьшение пускового момента двигателя,
поскольку электромагнитный момент двигателя пропорционален квадрату напряжения.
Например, если при пуске напряжение понижено до значения U' = 0,8U , то пуско
вой момент двигателя составит
М' = (U' / U ) *М = ( 0,8 ) * М = 0,64 М ( т.е. 64% М ).
Иначе говоря, при провале напряжения на 20% двигатель уменьшает пусковой мо-
мент на 36% ( 64% = 100% – 36% ).
Поэтому пуск при пониженном напряжении можно применять для механизмов, у
которых на малых скоростях статический момент невелик. К таким механизмам относятся центробежные насосы и вентиляторы, у которых статический момент пропорционален квадрату скорости ( т.е. на малых скоростях мал и статический момент ).