Принцип действия асинхронного двигателя основан на единстве законов электро
магнитной индукции и электромагнитных сил.
Его можно объяснить при помощи такой логической цепочки:
Ф → Е → I →F → М → ω
обмотка | обмотка ротора
статора |
Смысл этой цепочки такой.
При включении двигателя в сеть в обмотке статора возникает вращающийся магнитный поток Ф, который пересекает проводники обмотки ротора и индуктирует в каждом из них э.д.с. Е .
Поскольку проводники обмотки ротора при помощи короткозамкнутых колец включены параллельно, в них потечет ток I .
На проводник с током, пересекаемый магнитным потоком Ф, станет действовать электромагнитная сила F ( сила Лоренца ), под действием которой возникнет электро-
магнитный момент М , который станет вращать ротор в направлении вращения магнит-
ного потока с определенной скоростью со.
Часто говорят, что магнитный поток обмотки статора «увлекает» за собой ротор.
Как только ротор догонит магнитное поле статора, это поле перестанет пересекать проводники обмотки ротора и индуктировать в них э.д.с. Е .
Поэтому в логической цепочке все параметры, начиная с э.д.с. Е , обратятся в нуль.
Это приведёт к тому, что ротор под действием механических сил, создаваемых ме-
ханизмом и передачей, станет отставать от вращающегося магнитного потока обмотки статора.
Вновь, из-за разности скоростей ротора и магнитного потока, магнитный поток об-
мотки статора станет пересекать обмотку ротору, вновь возникнет ЭДС Е и все осталь-
ные параметры логической цепочки.
Отсюда вытекает основное условие принципа действия асинхронного электродви-
гателя: вращающий момент двигателя образуется только в том случае, когда скорость ротора не равна скорости вращения магнитного поля обмотки статора.
Отсюда происходит название двигателя - «асинхронный», что значит «несинхрон-
ный».
На практике ротор не совершает колебательные движения, подобные описанным выше, а вращается со скоростью, которая меньше скорости вращения магнитного потока обмотки статора.
Например, скорость вращения магнитного потока обмотки статора n = 3000 об/
/мин, а скорость ротора n = 2940 об/мин, из чего следует, что каждую минуту магнитный поток обмотки статора делает 60 «лишних» оборотов по отношению к обмотке ротора.