.1. электромагнитный момент электродвигателя М , измеряемый в ньютоно-
метрах ( Нм ), или
.2. силу F , развиваемую электродвигателем и измеряемую в ньютонах ( Н ), или
.3. силу тока I , потребляемую двигателем из сети и измеряемую в амперах ( А ).
Например, электродвигатель развивает электромагнитный момент М = 68 Нм, при этом сила F = 136 Н, а потребляемый из сети ток I = 46 А.
В этом примере все три физические величины – момент, электромагнитная сила и
сила тока характеризуют один и тот же параметр электродвигателя – его нагрузку, но в разных единицах ( соответственно в ньютонометрах, ньютонах и амперах ).
В теории электропривода чаще всего применятся первая единица, т.е. нагрузку
электропривода измеряют в ньютонометрах ( Нм ).
На практике надо уметь рассчитывать вращающие моменты электродвигателей.
Обычно для этого используют их номинальные данные.
Вывод формулы полезного момента двигателя по его паспортным данным
Для вывода формулы полезного момента двигателя М используют его паспорт-
ные данные.
К паспортным данным электродвигателей постоянного тока относятся:
1. напряжение U, В;
2. полезная мощность ( мощность на валу ) Р , кВт;
3. частота вращения вала n, об/мин;
4. коэффициент полезного действия η, %.
К паспортным данным электродвигателей электродвигателей переменного тока к
перечисленным выше добавляется еще один – коэффициент мощности cosφ ( безразмер
ная величина )
Для вывода формулы полезного момента рассуждаем так.
1.из курса физики известно, что при вращательном движении мощность ( Вт )
Р = ωМ, ( 3 )
где ω = 2πn / 60 – угловая скорость вращения вала механизма, с ;
М – момент на валу механизма, Нм.
2. в паспорте электродвигателя указана полезная мощность ( мощность на валу )
Р , при которой двигатель развивает на валу полезный момент М :
М = ωМ ( 4 ),
откуда
М = Р / ω = Р / (2πn / 60 ) = 9,55 Р / n ( 5 ),
где: М - полезный момент электродвигателя, Нм;
Р - полезная мощность ( мощность на валу ), Вт;
n - частота вращения вала двигателя, об/мин.
Однако на практике номинальная мощность электродвигателей приводится не в
ваттах, а киловаттах ( 1 кВт = 1000 Вт ).
В этом случае используют соотношение
М = 9550 Р2 / n ( 6 )
где: М - полезный момент электродвигателя, Нм;
Р - номинальная ( паспортная ) мощность электродвигателя, кВт;
n – частота вращения, об/мин.
Следует особо подчеркнуть, что последняя формула полезного момента универ-
сальна, т.е. род тока не влияет на неё
Иначе говоря, эта формула одинакова для двигателей как постоянного, так и пере-
менного тока.
Пример №3.
Рассчитать полезный момент двигателя постоянного тока по его номинальным данным: U = 220 В, P = 25 кВт, n = 1500 об/мин, η = 88% ( 0,88 ).
Решение
Полезный момент двигателя
М = 9550 Р2 / n = 9550*25/ 1500 = 159,1 Нм.
Пример №4.
Рассчитать полезный момент двигателя переменного тока по его номинальным данным: U = 380 В, P = 25 кВт, n = 1500 об/мин, η = 88% ( 0,88 ), cosφ = 0,78.
Решение
Полезный момент двигателя
М = 9550 Р2 / n = 9550*25/ 1500 = 159,1 Нм.
Таким образом, вне зависимости от рода тока, значение полезного момента получи
лось одинаковым, потому что в правую часть формулы момента ( 6 ) входят параметры