Международные стандарты аудита (МСА)представляют собой единые базовые принципы, которым должны следовать все аудиторы в процессе своей профессиональной деятельности.
МСА имеют своей целью обеспечить унификацию аудиторской деятельности и увеличить доверие к ее результатам.
МСА определяют основополагающие методы аудита, призваны способствовать повышению качества аудиторской деятельности, обеспечению ее соответствия возрастающим многочисленным требованиям в области международной аудиторской деятельности, а также задают директивы по специальным вопросам аудита.
Международные стандарты аудита призваны регулировать единство организации, порядка и оформления процедур, а также результатов аудиторской деятельности во всем мире.
В то же время, Международные стандарты аудита не отменяют национальные положения, существующие в ряде стран мировой экономики.
Так, например, в Англии, Канаде, США и Швеции существуют свои национальные стандарты. Однако требования МСА в этих странах все-таки принимаются к сведению в практической деятельности.
В ряде государств, в том числе и в России, МСА принимаются за основу при разработках своих национальных регламентирующих документов.
Кроме того, существуют государства (Кипр, Нигерия и др.), где МСА приняты в качестве национальных.
Потребность в международных стандартах аудита возрастает с каждым годом, так как в мире существует тенденция интеграции стран со своими национальными системами бухгалтерского учета и своей бухгалтерской (финансовой) отчетностью в мировую экономику.
Таблица - Сравнительная характеристика развития аудита в некоторых странах
Примечание: источник информации - Суворова СП., Парушина Н.В., Галкина Е.В. Международные стандарты аудита: учеб. пособ. — М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. - 320 с. - (Высшее образование).
Международная унификация аудиторской деятельности также является составной частью активно развивающихся в настоящее время процессов глобализации мировой экономики. Европейская федерация бухгалтеров рекомендовала соответствующей комиссии ЕС ввести МСА в ЕС с 2005 года.
Разработкой Международных стандартов аудита в настоящее время занимается Комитет по международной аудиторской практике(КМАП), который является постоянным комитетом в рамках Совета Международной федерации бухгалтеров.
Данный Комитет преследует практически две основные цели:
- поднять уровень профессионализма аудиторов в странах, где он ниже общемирового;
- гармонизировать национальные правила и иные нормативные документы в области аудита с целью предоставления высококачественных услуг для всего мирового сообщества.
Механизм выработки международных нормативов аудита состоит в следующем:
1.КМАП выбирает тему для подробного изучения подкомитетом, выделенным для этой цели из состава комитета;
2. Подкомитет изучает предварительно собранную информацию в виде положений, рекомендаций исследований, стандартов или нормативов, изданных в странах, участвующих в МФБ, или региональными профессиональными организациями;
3. Подкомитет разрабатывает проект норматива и передает его на рассмотрение в КМАП;
4. КМАП одобряет проект 3/4 голосов от общего состава, но не менее чем девятью голосами из числа членов, присутствующих на заседании;
5. Проект норматива направляется для изучения и написания комментариев странам-членам МФБ, а также международным организациям, круг которых определяется КМАП;
6. Комментарии рассматриваются подкомитетом МФБ, которому поручена разработка стандарта, а подготовленный с учетом комментариев проект снова направляется на рассмотрение в КМАП;
7. КМАП 3/4 числа голосующих, но не менее чем девятью членами комитета, присутствующими на заседании, одобряет проект;
8. Одобренный проект выпускается как окончательный норматив и вступает в действие с момента опубликования.
КМАП является постоянным комитетом Совета Международной федерации бухгалтеров. Члены КМАП назначаются организациями-членами МФБ в странах, выбранных Советом МФБ. Представители, входящие в состав КМАП, должны быть членами одной из организаций, являющейся членом МФБ. Для обеспечения широкого разнообразия во взглядах в состав подкомитетов КМАП могут входить отдельные лица из стран, не представленных в КМАП.