Термин «смежные права» в основном употребляется в романо-германских правовых системах. В России понятие «смежные права» впервые появилось в Основах гражданского законодательства в 1991 г. В четвертой части ГК РФ правам, смежным с авторскими, посвящена гл. 71. В соответствии со ст. 1303 ГК РФ правами, смежными с авторскими (смежными правами), являются интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние.
К правам, смежным с авторскими, относится исключительное право, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, относятся также личные неимущественные права (п. 2 ст. 1303 ГК РФ).
По своей правовой природе права, смежные с авторскими, схожи с авторскими, однако имеют самостоятельные объекты.
В соответствии с частью четвертой ГК РФ объектами прав, смежных с авторскими, являются:
1)исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров — постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств.
В соответствии со ст. 4 Закона об авторском праве под исполнением понималось представление произведений, фонограмм, исполнений, постановок посредством игры, декламации, пения, танцев в живом исполнении или с помощью технических средств (телерадиовещания, кабельного телевидения и др.); показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком).
Исполнение как объект права, смежного с авторским, возникает с момента окончания такого представления, во время представления происходит возникновение этого объекта. Если одно произведение представляется посредством живого исполнения несколько раз, то имеет место использование одного произведения и возникновение при каждом исполнении новых объектов смежного права. Каждое последующее исполнение одного и того же произведения исполнителем будет являться новым и самостоятельным объектом права, смежного с авторским, что означает, что каждому исполнению предоставляется самостоятельная охрана. Отсюда вытекает, что последующие исполнения охраняются и используются независимо от охраны и состояния прав на предыдущие исполнения. Кроме того, законодатель приравнивает к исполнению как объекту прав, смежных с авторскими, постановку спектакля, результат работы дирижера.
Постановкой признается одна из форм исполнения. При этом следует подчеркнуть, что смежные права исполнителей начинают действовать, только если «живое» исполнение записывается либо передается по каналам эфирного или кабельного вещания. Примечательно, что постановки в международных соглашениях не включаются в число объектов прав, смежных с авторскими.
В литературе высказывались точки зрения, что исполнение по сути также является объектом авторского права, только не оригинальным, а производным. С такой точкой зрения нельзя согласиться. Посредством исполнения происходит интерпретация произведения. Интерпретировать же исполнение невозможно, что и предопределяет различие между исполнением и произведением. Пародия же исполнения не является его интерпретацией, пародисты копируют лишь манеру исполнения, на которую не может быть установлено исключительных прав. При этом для того, чтобы исполнение стало объектом права, смежного с авторским, не обязательно, чтобы исполнение было результатом творческого труда. Кроме того, как указывалось выше, постановка спектакля является объектом права, смежного с авторским. Нередко специалисты в данной сфере отмечают, что характер труда по созданию театральной постановки схож с характером труда при создании постановки аудиовизуального произведения, и, несмотря на такую схожесть, закон предусматривает разный правовой режим этих объектов. Также в литературе отмечается, что постановка спектакля есть театральное произведение и представляет собой объект авторского права.
Исходя из законодательства, можно прийти к выводу, что постановка должна представлять собой интерпретацию произведения для сцены, а ее саму уже невозможно интерпретировать. В том случае, если продукт, созданный режиссером-постановщиком, можно будет интерпретировать, то перед нами будет не постановка, а производное произведение, т. е. производный объект авторского права;
2) фонограммы, т. е. любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение.
В соответствии со ст. 4 Закона об авторском праве под фонограммой понималась любая исключительно звуковая запись исполнения или иных звуков.
Экземпляром фонограммы признается любая ее копия на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все зафиксированные звуки или часть звуков.
Определение, данное законодателем в четвертой части ГК РФ, соответствует п. b ст. 2 Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам (принят Дипломатической конференцией в Женеве 20 декабря 1996 г.), согласно которому фонограмма означает запись звуков исполнения или других звуков либо отображения звуков, кроме звуков в форме записи, включенной в кинематографическое или иное аудиовизуальное произведение. Как видно из приведенного определения, оно отвечает современному развитию технологий, поскольку звуки могут создаваться компьютером, они могут изменяться синтезатором или иным оборудованием[1]. Вместе с тем звуковые дорожки к фильмам не входят в понятие фонограмма. Однако в ст. 2 Договора отмечается, что звуковые дорожки, сделанные к фильму, будут охраняться как фонограмма, если они будут изъяты из фильма и отдельно записаны на звуковых носителях;
3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией.
В соответствии со ст. 4 Закона об авторском праве под передачей организации эфирного или кабельного вещания понималась передача, созданная самой организацией эфирного или кабельного вещания, а также по ее заказу за счет ее средств другой организацией.
Новеллой законодательства в области прав, смежных с авторскими, является замена термина «передачи эфирного и кабельного вещания» термином «сообщения в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания)», что соответствует правовому режиму данного объекта и международным договорам, в частности Договору ВОИС по исполнениям и фонограммам (1996 г.), Международной конвенции об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (1961 г.), Брюссельской конвенции по распространению несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (1974 г.).
В числе новых объектов прав, смежных с авторскими, ранее не предусмотренных Законом об авторском праве, законодатель называет также:
4) базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов.
Согласно п. 3 ст. 1260 ГК РФ база данных — это представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ)
При создании данных объектов не требуется творческий вклад, достаточно существенных финансовых, материальных, организационных и иных затрат. Под информационными элементами (материалами), составляющими содержание базы данных понимаются номера, адреса (для телефонных, адресных баз), нормативные правовые акты, любые иные документы (для информационных правовых систем) и др.
В ст. 1303 ГК РФ новым объектом названо содержание баз данных, которое состоит в защите от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих содержание материалов.
Изготовитель базы данных приобретает исключительное право, которым может пользоваться сам или распорядиться путем его отчуждения (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления (лицензионный договор) в течение 15 лет. Этот срок соответствует сроку, установленному в большинстве стран. Исключительное право изготовителя базы данных распространяется на те базы, которые созданы после 1 января 2008 г., поскольку исключительное право возникает в момент завершения ее создания.
Следует отметить, что смежные права изготовителя базы данных действуют независимо от авторских и иных прав;
5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.
В российском законодательстве впервые закреплены права публикатора на произведение науки, литературы или искусства в качестве прав, смежных с авторскими.
Определение данных прав как прав, смежных с авторскими, объясняется тем, что правообладатель, как правило, не вносит творческого вклада для возникновения у него исключительного права, за исключением действий исполнителя произведения, у которого в свою очередь возникает исключительное право на исполнение.