русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Тема 7. Правовой институт «смежных прав»


Дата добавления: 2014-10-04; просмотров: 1656; Нарушение авторских прав


1. Объекты смежных прав

Термин «смежные права» в основном употребляется в романо-германских правовых системах. В России понятие «смежные пра­ва» впервые появилось в Основах гражданского законодательства в 1991 г. В четвертой части ГК РФ правам, смежным с авторски­ми, посвящена гл. 71. В соответствии со ст. 1303 ГК РФ права­ми, смежными с авторскими (смежными правами), являются ин­теллектуальные права на результаты исполнительской деятель­ности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфир­ного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а так­же на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние.

К правам, смежным с авторскими, относится исключитель­ное право, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, относятся также личные неимущественные права (п. 2 ст. 1303 ГК РФ).

По своей правовой природе права, смежные с авторскими, схожи с авторскими, однако имеют самостоятельные объекты.

В соответствии с частью четвертой ГК РФ объектами прав, смежных с авторскими, являются:

1)исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, поста­новки режиссеров — постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств.

В соответствии со ст. 4 Закона об авторском праве под ис­полнением понималось представление произведений, фоно­грамм, исполнений, постановок посредством игры, декламации, пения, танцев в живом исполнении или с помощью технических средств (телерадиовещания, кабельного телевидения и др.); по­каз кадров аудиовизуального произведения в их последователь­ности (с сопровождением или без сопровождения звуком).

Исполнение как объект права, смежного с авторским, возни­кает с момента окончания такого представления, во время представления происходит возникновение этого объекта. Если одно произведение представляется посредством живого исполнения несколько раз, то имеет место использование одного произведе­ния и возникновение при каждом исполнении новых объектов смежного права. Каждое последующее исполнение одного и того же произведения исполнителем будет являться новым и само­стоятельным объектом права, смежного с авторским, что означа­ет, что каждому исполнению предоставляется самостоятельная охрана. Отсюда вытекает, что последующие исполнения охраня­ются и используются независимо от охраны и состояния прав на предыдущие исполнения. Кроме того, законодатель приравнивает к исполнению как объекту прав, смежных с авторскими, постановку спектакля, результат работы дирижера.



Постановкой признается одна из форм исполнения. При этом следует подчеркнуть, что смежные права исполнителей начинают действовать, только если «живое» исполнение запи­сывается либо передается по каналам эфирного или кабельного вещания. Примечательно, что постановки в международных соглашениях не включаются в число объектов прав, смежных с авторскими.

В литературе высказывались точки зрения, что исполнение по сути также является объектом авторского права, только не оригинальным, а производным. С такой точкой зрения нельзя согласиться. Посредством исполнения происходит интерпретация произведения. Интерпретировать же исполнение невозможно, что и предопределяет различие между исполнением и произведением. Пародия же исполнения не является его интерпретацией, пародисты копируют лишь манеру исполнения, на которую не может быть установлено исключительных прав. При этом для того, чтобы исполнение стало объектом права, смежного с авторским, не обязательно, чтобы исполнение было результатом творческого труда. Кроме того, как указывалось выше, постановка спектакля является объектом права, смежного с авторским. Нередко специалисты в данной сфере отмечают, что характер труда по созданию театральной постановки схож с характером труда при создании постановки аудиовизуального произведения, и, несмотря на такую схожесть, закон предусматривает разный правовой режим этих объектов. Также в литературе отмечается, что постановка спектакля есть театральное произведение и представляет собой объект авторского права.

Исходя из законодательства, можно прийти к выводу, что постановка должна представлять собой интерпретацию произ­ведения для сцены, а ее саму уже невозможно интерпретиро­вать. В том случае, если продукт, созданный режиссером-по­становщиком, можно будет интерпретировать, то перед нами будет не постановка, а производное произведение, т. е. произ­водный объект авторского права;

2) фонограммы, т. е. любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исклю­чением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное про­изведение.

В соответствии со ст. 4 Закона об авторском праве под фо­нограммой понималась любая исключительно звуковая запись исполнения или иных звуков.

Экземпляром фонограммы признается любая ее копия на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все зафиксирован­ные звуки или часть звуков.

Определение, данное законодателем в четвертой части ГК РФ, соответствует п. b ст. 2 Договора ВОИС по исполнени­ям и фонограммам (принят Дипломатической конференцией в Женеве 20 декабря 1996 г.), согласно которому фонограмма оз­начает запись звуков исполнения или других звуков либо ото­бражения звуков, кроме звуков в форме записи, включенной в кинематографическое или иное аудиовизуальное произведение. Как видно из приведенного определения, оно отвечает совре­менному развитию технологий, поскольку звуки могут созда­ваться компьютером, они могут изменяться синтезатором или иным оборудованием[1]. Вместе с тем звуковые дорожки к филь­мам не входят в понятие фонограмма. Однако в ст. 2 Договора отмечается, что звуковые дорожки, сделанные к фильму, будут охраняться как фонограмма, если они будут изъяты из фильма и отдельно записаны на звуковых носителях;

3) сообщения передач организаций эфирного или кабельно­го вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией.

В соответствии со ст. 4 Закона об авторском праве под пере­дачей организации эфирного или кабельного вещания понималась передача, созданная самой организацией эфирного или кабельного вещания, а также по ее заказу за счет ее средств другой организацией.

Новеллой законодательства в области прав, смежных с автор­скими, является замена термина «передачи эфирного и кабельного вещания» термином «сообщения в эфир или по кабелю ра­дио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания)», что соответствует правовому режиму данного объекта и международным договорам, в частности Договору ВОИС по исполнениям и фонограммам (1996 г.), Международной конвенции об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (1961 г.), Брюссель­ской конвенции по распространению несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (1974 г.).

В числе новых объектов прав, смежных с авторскими, ранее не предусмотренных Законом об авторском праве, законодатель называет также:

4) базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов.

Согласно п. 3 ст. 1260 ГК РФ база данных — это представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных ре­шений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ)

При создании данных объектов не требуется творческий вклад, достаточно существенных финансовых, материальных, организационных и иных затрат. Под информационными элементами (материалами), составляющими содержание базы данных понимаются номера, адреса (для телефонных, адресных баз), нормативные правовые акты, любые иные документы (для информационных правовых систем) и др.

В ст. 1303 ГК РФ новым объектом названо содержание баз данных, которое состоит в защите от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих содер­жание материалов.

Изготовитель базы данных приобретает исключительное право, которым может пользоваться сам или распорядиться пу­тем его отчуждения (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления (лицензионный договор) в течение 15 лет. Этот срок соответствует сроку, установленному в боль­шинстве стран. Исключительное право изготовителя базы дан­ных распространяется на те базы, которые созданы после 1 ян­варя 2008 г., поскольку исключительное право возникает в мо­мент завершения ее создания.

Следует отметить, что смежные права изготовителя базы данных действуют независимо от авторских и иных прав;

5) произведения науки, литературы и искусства, обнародо­ванные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

В российском законодательстве впервые закреплены права публикатора на произведение науки, литературы или искусства в качестве прав, смежных с авторскими.

Определение данных прав как прав, смежных с авторскими, объясняется тем, что правообладатель, как правило, не вносит творческого вклада для возникновения у него исключительного права, за исключением действий исполнителя произведения, у которого в свою очередь возникает исключительное право на исполнение.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Прекращение авторского договора | Субъекты смежных прав


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.004 сек.