4.1. Организационная структура науки и подготовка кадров
Развитие науки и техники является определяющим источником прогресса общества, повышения благосостояния его членов, их духовного и интеллектуального роста. Это обусловливает необходимость государственной поддержки развития науки, которая должна обеспечить:
· социально-экономические, организационные и правовые условия для формирования и эффективного использования научного и научно-технического потенциала, включая поддержку субъектов этой деятельности;
· создание современной инфраструктуры науки и системы информационного обеспечения научной и научно-технической деятельности, интеграцию образования, науки и производства;
· повышение престижа научной и научно-технической деятельности, поддержку и поощрение научной молодежи;
· подготовку, повышение квалификации научных кадров;
· финансирование и материально-техническое обеспечение фундаментальных исследований;
· правовую охрану интеллектуальной собственности и создание условий для ее эффективного использования;
· создание рынка научной и научно-технической продукции, внедрение достижений науки и техники во всех сферах общественной жизни;
При осуществлении государственного управления и регулирования научной деятельности государство руководствуется принципами:
- органического единства научно-технического, экономического, социального и духовного развития общества;
- соединения централизованного и децентрализованного управления научной деятельностью;
- сбалансированности развития фундаментальных и прикладных исследований;
- открытости для международного научно-технического сотрудничества, обеспечения интеграции украинской науки в мировую с учетом защиты интересов национальной безопасности.
Организационная структура научной деятельности включает следующие иерархические уровни:
· Верховная Рада, Кабинет Министров и Президент Украины –обеспечивают государственное регулирование и управление развитием науки, издают законы, указы, постановления, определяют размеры бюджетного финансирования. Все это должно обеспечить технологическую независимость страны, рост ее научного потенциала;
· Национальная академия наук (НАН) Украины – высший научный орган страны, который возглавляет, организует и осуществляет фундаментальные и прикладные исследования по важнейшим проблемам природных, технических и гуманитарных наук, а также координирует осуществление фундаментальных исследований в научных учреждениях и организациях независимо от форм собственности.
Возглавляет Национальную академию наук Президент НАНУ. Повседневную работу ведет Президиум НАНУ. При академии создан Межведомственный совет по координации фундаментальных исследований. В составе НАНУ 13 отделений соответствующих областей наук, которые объединяют научно-исследовательские институты (НИИ).
НАН Украины тесно взаимодействует с Министерством образования и науки Украины и другими министерствами и ведомствами. При академии имеются координационные советы по приоритетным направлениям науки и техники, экспертные советы по проблемам;
· отраслевые академии аграрных, медицинских, педагогических, правовых наук, Академия искусств, которые являются государственными научными организациями. Они координируют, организуют и проводят исследования в соответствующих областях науки.
негосударственные специализированные академии, объединяют ученых по профилю их научной деятельности;
· научно-исследовательские институты НАН Украины и отраслевые НИИ – проводят исследования проблем научно-технологического и инновационного развития отрасли, осуществляют распределение отраслевых фондов на научные исследования, проводят экспертизы научных исследований, выполненных по актуальным проблемам технического и организационного развития предприятий отрасли;
· высшие учебные заведения (вузы) Ш-IV уровней аккредитации (университеты, академии, институты) – имеют в своем составе научно-исследовательские центры, отделы, лаборатории, секторы. Они проводят научно-исследовательские работы (НИР) в соответствии со своим профилем силами профессорско-преподавательского состава с привлечением аспирантов и студентов. Финансирование таких работ производится за счет бюджетных или отраслевых средств на науку после включения их в соответствующую программу или на договорной основе с предприятиями.
В последнее время по заказу органов государственной власти, отдельных предприятий и организаций создаются временные общественные научные организации для выполнения научно-исследовательских, проектно-конструкторских, экспертных работ, отслеживания экологической чистоты, техногенной безопасности, социально-экономических последствий реализации соответствующих программ, проектов и разработок.
Мировой опыт свидетельствует, что темпы развития страны в значительной степени зависит от правильности выбора приоритетного финансирования и поддержки развития науки. При этом фундаментальные исследования, финансируемые, как правило, из государственного бюджета, должны развиваться опережающими темпами, создавая теоретическую базу для прикладных наук. Последние финансируются как государством, так и частными, коммерческими структурами.
В современной науке исследования проходят такой цикл: фундаментальные исследования – прикладные разработки – внедрение.
Государственные научные и научно-технические программы делятся на: национальные (общегосударственные), государственные, ведомственные, отраслевые (многоотраслевые), региональные. Для их успешной реализации важное значение имеет привлечение высококвалифицированных научных кадров.
Субъектами научной и научно-педагогической деятельности являются ученые, научные и научно-педагогические работники, а также научные учреждения, организации, ВУЗы III-IV уровней аккредитации, общественные научные организации.
Ученый – основной субъект научной и научно-технической деятельности. Он выбирает формы, направления и способы научной и научно-технической деятельности в соответствии с требованиями науки и производства, своими творческими возможностями и интересами, проводит научные исследования, публикует их результаты, участвует во внедрении разработанных рекомендаций в производство с целью повышения его эффективности, занимается подготовкой научных кадров.
Научный работник выполняет научно-исследовательскую, научно-педагогическую, исследовательско-конструкторскую, исследовательско-техно-
логическую, проектно-конструкторскую, поисковую научную работу и (или) организует выполнение вышеперечисленных работ в научных учреждениях и организациях, вузах, лабораториях предприятий.
Кадровая политика в науке имеет ступенчатый и многоплановый характер. Научные кадры готовят вузы и НИИ. Следует различать: ученые степени, ученые звания и научные должности. В соответствии с Законом Украины «Об образовании» [3] принята следующая система ученых степеней:
· бакалавр (соответствующей специальности) – присваивается выпускникам колледжей, институтов, академий, университетов по результатам выполненной квалификационной работы или сдачи государственных экзаменов (это базовое высшее образование);
· магистр (соответствующей специальности) – присваивается выпускникам институтов, академий, университетов по результатам сдачи государственных экзаменов и защиты квалификационной работы (это полное высшее образование);
· кандидат и доктор наук – присуждаются по результатам защиты диссертаций в специализированном ученом совете. Экспертиза диссертаций и выдача соответствующих документов осуществляется высшей аттестационной комиссией (ВАК) Украины.
Кандидатская диссертация должна содержать результаты выполненных соискателем исследований и полученных новых научно обоснованных результатов, которые в совокупности дают решение конкретной научной задачи, имеющей существенное значение для данной области науки.
Подготовка кандидатской диссертации, как правило, осуществляется в аспирантуре с отрывом или без отрыва от производства. Защита ее проходит в специализированном научном совете вуза, НИИ, а в отдельных случаях – на крупных промышленных предприятиях.
В аспирантуру принимаются наиболее способные и подготовленные работники, которые имеют полное высшее образование, квалификацию специалиста или магистра в возрасте до 35 лет на дневное и до 45 лет на заочное обучение сроком 3 и 4 года соответственно.
Докторская диссертация должна содержать ранее не защищенные научные положения и полученные соискателем новые научно обоснованные результаты, которые в совокупности решают важную научную или научно-прикладную проблему. Научные положения докторской диссертации характеризуются как новое научное направление в соответствующей области науки.
Подготовка кадров высшей квалификации – докторов наук осуществляется в докторантуре, созданной при вузах или НИИ, которые имеют необходимую научную и методическую базу. В докторантуру направляются кандидаты наук, которые имеют достижения в избранной отрасли науки и при соответствующем их оформлении могут создать новое научное направление. Защита диссертаций происходит в специализированных докторских ученых советах с последующей экспертизой ВАК.
Составной частью системы подготовки кадров является и самостоятельная работа специалиста над диссертацией без отрыва от производства, т.е. соискательство. Соискатель прикрепляется к научному учреждению, имеющему аспирантуру, ему назначается научный руководитель и предоставляется право пользования необходимым оборудованием, библиотекой организации. Срок соискательства 5 лет.
В Украине установлено пять ученых званий: младший научный сотрудник, ассистент, старший научный сотрудник, доцент и профессор. В вузе магистр (специалист) начинает педагогическую деятельность на месте ассистента. Доцент, как правило, должен иметь ученую степень кандидата наук, а профессор – доктора. Сотрудники НИИ получают ученые звания младшего и старшего научных сотрудников.
В ВУЗе для научно-педагогических работников установлены должности: ассистента, преподавателя, старшего преподавателя, доцента, профессора, заведующего кафедрой.
В НИИ существуют следующие должности: младший научный сотрудник, научный сотрудник, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, главный научный сотрудник, заведующий лабораторией, отделом.
В НАН Украины наиболее выдающиеся ученые избираются членами-корреспондентами и действительными членами академии (академиками).
Подготовка научных кадров – процесс длительный и дорогостоящий. Так, считается, что стоимость подготовки специалиста с высшим образованием составляет 20 тыс. дол., высококвалифицированного специалиста (в том числе научного работника) – 30 тыс.дол., доктора наук – до 83 тыс.дол. США. В связи с этим вводится понятие – потенциальная ценность эмигранта: врача – 642 тыс.дол., научного работника – 237 тыс.дол., инженера – 272 тыс.дол.*
Миграция кадров высшей квалификации экономически выгодна для промышленно развитых стран, но наносит ущерб странам-донорам. В США за период 1962-1971 гг. она принесла доход 108,3 млрд. дол. США. Ущерб от эмиграции интеллектуальной рабочей силы включает:
· экономические затраты на подготовку кадров;
· срыв научно-технических государственных программ;
· создание препятствий для развития производства с наукоемкими технологиями;
· снижение уровня подготовки, образования и культуры общества;
· нарушение генетической структуры нации.
К мотивам миграции работников интеллектуального труда можно отнести: уровень исследований и разработок: оснащенность научно-исследовательских лабораторий; информационное обеспечение исследований; возможность профессионального роста и продвижения (карьеры); жизненный уровень; политические разногласия, особенно в переходные периоды.