русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ


Дата добавления: 2014-09-29; просмотров: 1556; Нарушение авторских прав


 

4.1. Организационная структура науки и подготовка кадров

 

Развитие науки и техники является определяющим источником прогресса общества, повышения благосостояния его членов, их духовного и интеллектуального роста. Это обусловливает необходимость государственной поддержки развития науки, которая должна обеспечить:

· социально-экономические, организационные и правовые условия для формирования и эффективного использования научного и научно-технического потенциала, включая поддержку субъектов этой деятельности;

· создание современной инфраструктуры науки и системы информационного обеспечения научной и научно-технической деятельности, интеграцию образования, науки и производства;

· повышение престижа научной и научно-технической деятельности, поддержку и поощрение научной молодежи;

· подготовку, повышение квалификации научных кадров;

· финансирование и материально-техническое обеспечение фундаментальных исследований;

· правовую охрану интеллектуальной собственности и создание условий для ее эффективного использования;

· создание рынка научной и научно-технической продукции, внедрение достижений науки и техники во всех сферах общественной жизни;

При осуществлении государственного управления и регулирования научной деятельности государство руководствуется принципами:

- органического единства научно-технического, экономического, социального и духовного развития общества;

- соединения централизованного и децентрализованного управления научной деятельностью;

- поддержания требований экологической безопасности;

- сбалансированности развития фундаментальных и прикладных исследований;

- открытости для международного научно-технического сотрудничества, обеспечения интеграции украинской науки в мировую с учетом защиты интересов национальной безопасности.



Организационная структура научной деятельности включает следующие иерархические уровни:

· Верховная Рада, Кабинет Министров и Президент Украины –обеспечивают государственное регулирование и управление развитием науки, издают законы, указы, постановления, определяют размеры бюджетного финансирования. Все это должно обеспечить технологическую независимость страны, рост ее научного потенциала;

· Национальная академия наук (НАН) Украины – высший научный орган страны, который возглавляет, организует и осуществляет фундаментальные и прикладные исследования по важнейшим проблемам природных, технических и гуманитарных наук, а также координирует осуществление фундаментальных исследований в научных учреждениях и организациях независимо от форм собственности.

Возглавляет Национальную академию наук Президент НАНУ. Повседневную работу ведет Президиум НАНУ. При академии создан Межведомственный совет по координации фундаментальных исследований. В составе НАНУ 13 отделений соответствующих областей наук, которые объединяют научно-исследовательские институты (НИИ).

НАН Украины тесно взаимодействует с Министерством образования и науки Украины и другими министерствами и ведомствами. При академии имеются координационные советы по приоритетным направлениям науки и техники, экспертные советы по проблемам;

· отраслевые академии аграрных, медицинских, педагогических, правовых наук, Академия искусств, которые являются государственными научными организациями. Они координируют, организуют и проводят исследования в соответствующих областях науки.

негосударственные специализированные академии, объединяют ученых по профилю их научной деятельности;

· научно-исследовательские институты НАН Украины и отраслевые НИИ – проводят исследования проблем научно-технологического и инновационного развития отрасли, осуществляют распределение отраслевых фондов на научные исследования, проводят экспертизы научных исследований, выполненных по актуальным проблемам технического и организационного развития предприятий отрасли;

· высшие учебные заведения (вузы) Ш-IV уровней аккредитации (университеты, академии, институты) – имеют в своем составе научно-исследовательские центры, отделы, лаборатории, секторы. Они проводят научно-исследовательские работы (НИР) в соответствии со своим профилем силами профессорско-преподавательского состава с привлечением аспирантов и студентов. Финансирование таких работ производится за счет бюджетных или отраслевых средств на науку после включения их в соответствующую программу или на договорной основе с предприятиями.

В последнее время по заказу органов государственной власти, отдельных предприятий и организаций создаются временные общественные научные организации для выполнения научно-исследовательских, проектно-конструкторских, экспертных работ, отслеживания экологической чистоты, техногенной безопасности, социально-экономических последствий реализации соответствующих программ, проектов и разработок.

Мировой опыт свидетельствует, что темпы развития страны в значительной степени зависит от правильности выбора приоритетного финансирования и поддержки развития науки. При этом фундаментальные исследования, финансируемые, как правило, из государственного бюджета, должны развиваться опережающими темпами, создавая теоретическую базу для прикладных наук. Последние финансируются как государством, так и частными, коммерческими структурами.

В современной науке исследования проходят такой цикл: фундаментальные исследования – прикладные разработки – внедрение.

Государственные научные и научно-технические программы делятся на: национальные (общегосударственные), государственные, ведомственные, отраслевые (многоотраслевые), региональные. Для их успешной реализации важное значение имеет привлечение высококвалифицированных научных кадров.

 

Субъектами научной и научно-педагогической деятельности являются ученые, научные и научно-педагогические работники, а также научные учреждения, организации, ВУЗы III-IV уровней аккредитации, общественные научные организации.

Ученый – основной субъект научной и научно-технической деятельности. Он выбирает формы, направления и способы научной и научно-технической деятельности в соответствии с требованиями науки и производства, своими творческими возможностями и интересами, проводит научные исследования, публикует их результаты, участвует во внедрении разработанных рекомендаций в производство с целью повышения его эффективности, занимается подготовкой научных кадров.

Научный работник выполняет научно-исследовательскую, научно-педагогическую, исследовательско-конструкторскую, исследовательско-техно-

логическую, проектно-конструкторскую, поисковую научную работу и (или) организует выполнение вышеперечисленных работ в научных учреждениях и организациях, вузах, лабораториях предприятий.

Кадровая политика в науке имеет ступенчатый и многоплановый характер. Научные кадры готовят вузы и НИИ. Следует различать: ученые степени, ученые звания и научные должности. В соответствии с Законом Украины «Об образовании» [3] принята следующая система ученых степеней:

· бакалавр (соответствующей специальности) – присваивается выпускникам колледжей, институтов, академий, университетов по результатам выполненной квалификационной работы или сдачи государственных экзаменов (это базовое высшее образование);

· магистр (соответствующей специальности) – присваивается выпускникам институтов, академий, университетов по результатам сдачи государственных экзаменов и защиты квалификационной работы (это полное высшее образование);

· кандидат и доктор наук – присуждаются по результатам защиты диссертаций в специализированном ученом совете. Экспертиза диссертаций и выдача соответствующих документов осуществляется высшей аттестационной комиссией (ВАК) Украины.

Кандидатская диссертация должна содержать результаты выполненных соискателем исследований и полученных новых научно обоснованных результатов, которые в совокупности дают решение конкретной научной задачи, имеющей существенное значение для данной области науки.

Подготовка кандидатской диссертации, как правило, осуществляется в аспирантуре с отрывом или без отрыва от производства. Защита ее проходит в специализированном научном совете вуза, НИИ, а в отдельных случаях – на крупных промышленных предприятиях.

В аспирантуру принимаются наиболее способные и подготовленные работники, которые имеют полное высшее образование, квалификацию специалиста или магистра в возрасте до 35 лет на дневное и до 45 лет на заочное обучение сроком 3 и 4 года соответственно.

Докторская диссертация должна содержать ранее не защищенные научные положения и полученные соискателем новые научно обоснованные результаты, которые в совокупности решают важную научную или научно-прикладную проблему. Научные положения докторской диссертации характеризуются как новое научное направление в соответствующей области науки.

Подготовка кадров высшей квалификации – докторов наук осуществляется в докторантуре, созданной при вузах или НИИ, которые имеют необходимую научную и методическую базу. В докторантуру направляются кандидаты наук, которые имеют достижения в избранной отрасли науки и при соответствующем их оформлении могут создать новое научное направление. Защита диссертаций происходит в специализированных докторских ученых советах с последующей экспертизой ВАК.

Составной частью системы подготовки кадров является и самостоятельная работа специалиста над диссертацией без отрыва от производства, т.е. соискательство. Соискатель прикрепляется к научному учреждению, имеющему аспирантуру, ему назначается научный руководитель и предоставляется право пользования необходимым оборудованием, библиотекой организации. Срок соискательства 5 лет.

В Украине установлено пять ученых званий: младший научный сотрудник, ассистент, старший научный сотрудник, доцент и профессор. В вузе магистр (специалист) начинает педагогическую деятельность на месте ассистента. Доцент, как правило, должен иметь ученую степень кандидата наук, а профессор – доктора. Сотрудники НИИ получают ученые звания младшего и старшего научных сотрудников.

В ВУЗе для научно-педагогических работников установлены должности: ассистента, преподавателя, старшего преподавателя, доцента, профессора, заведующего кафедрой.

В НИИ существуют следующие должности: младший научный сотрудник, научный сотрудник, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, главный научный сотрудник, заведующий лабораторией, отделом.

В НАН Украины наиболее выдающиеся ученые избираются членами-корреспондентами и действительными членами академии (академиками).

Подготовка научных кадров – процесс длительный и дорогостоящий. Так, считается, что стоимость подготовки специалиста с высшим образованием составляет 20 тыс. дол., высококвалифицированного специалиста (в том числе научного работника) – 30 тыс.дол., доктора наук – до 83 тыс.дол. США. В связи с этим вводится понятие – потенциальная ценность эмигранта: врача – 642 тыс.дол., научного работника – 237 тыс.дол., инженера – 272 тыс.дол.*

Миграция кадров высшей квалификации экономически выгодна для промышленно развитых стран, но наносит ущерб странам-донорам. В США за период 1962-1971 гг. она принесла доход 108,3 млрд. дол. США. Ущерб от эмиграции интеллектуальной рабочей силы включает:

· экономические затраты на подготовку кадров;

· срыв научно-технических государственных программ;

· создание препятствий для развития производства с наукоемкими технологиями;

· снижение уровня подготовки, образования и культуры общества;

· нарушение генетической структуры нации.

К мотивам миграции работников интеллектуального труда можно отнести: уровень исследований и разработок: оснащенность научно-исследовательских лабораторий; информационное обеспечение исследований; возможность профессионального роста и продвижения (карьеры); жизненный уровень; политические разногласия, особенно в переходные периоды.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Математика и ее роль в научных исследованиях | Информационное обеспечение научных исследований


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.005 сек.