Задача любого научного исследования установить закономерности проявления какого-либо процесса или явления, установить их истинность. Процедура, с помощью которой устанавливается истинность какого-нибудь утверждения, называется доказательством.
В экономических исследованиях основными доказательствами являются
показатели, которые характеризуют объекты исследования соответственно к критериям их состояния или эффективности использования.
Доказательствами гипотез, фактов в исследуемых объектах не могут быть цитаты, взятые из опубликованных работ других авторов. Они используются только для характеристики знаний по исследуемым вопросам .
В доказательствах используются два способа установления истины :
непосредственный, когда в процессе практических действий происходит сопоставление утверждений с фактическим состоянием объекта исследований. Этими действиями могут быть наблюдения, эксперимент, демонстрация, измерения, расчеты, учет и другие эмпирические процедуры. Этот способ наиболее эффективен в экономических исследования, так как позволяет измерять и сопоставлять показатели экономических процессов на основе статистических, бухгалтерских или специально собранных данных, используя эмпирические методические приемы исследования;
· опосредствованный, при котором истинность утверждений об особенностях какого-либо объекта основывается на уже имеющихся знаний в виде различных законов и положений. В таком случае задачей доказательства является установление соотношения аналогов. Этот способ широко применяется в математике, физике, химии, астрономии и других науках. В экономических исследованиях используются различных математические методы , результаты которых также могут служить опосредствованным доказательством.
Развитие науки привело к возрастанию значения опосредствованных методов установления истинности научных положений с использованием интуитивных и формальных доказательств. В последнем случае строго формулируются правила доказательства, которые дают возможность на каждом этапе проверять их правильность.
Доказательство представляет собой особую форму мышления, результатом которой является последовательность утверждений, размещенных в определенном логическом порядке. Доказательство – это логическая процедура установления истинности какого-либо утверждения с помощью других утверждений, истинность которых уже доказана.
В структуре доказательств выделяются такие элементы :
· тезис – утверждение, которое нужно доказать.В некоторых науках, использующих дедуктивный метод, утверждение, которое нужно доказать называется теоремой;
· аргумент – положение, которое используется для доказательства этого тезиса. Аргументами могут быть : утверждения, истинность которых доказана ранее ( теоремы, законы, другие научные положения ); аксиомы; определения и утверждения, которые содержат достоверную информацию о конкретных фактах ( статистические сборники, отчеты и другие материалы);
· демонстрация - способ показать связи аргументов между собой и с тезисом. Она характеризует логическую последовательность перехода от основного аргумента к тезису.
В математических и экономических дисциплинах широко используются два основных способа доказательства (утверждения):
· прямое – из принятых предпосылок по установленным правилам непосредственно возникает тезис, который требует доказательства. В цепочке выводов, представляющих собой прямое доказательство, последним звеном будет тезис, который доказывается;
· непрямое доказательство ( доказательство от противного ) - непосредственно доказывается не тезис, а его отклонение – антитезис. При этом доказательство устанавливает ошибочность последнего и на основании закона исключения третьего делается вывод об истинности рассматриваемого тезиса.
Непредвзятые логические ошибки. Допущения в доказательствах, в размышлениях называются паралогизмами, а специальные неправильные размышления – софизмами.
Парадокс – размышление, в котором в одинаковой степени доказывается истинность какого-либо утверждения и его отклонение. Причиной парадоксов является то, что в теориях, которые содержат парадоксы недостаточно истолкованы фундаментальные понятия, в т.ч. и логические.
В научных исследованиях большое значение имеют опровержение тезиса, аргумента. С его помощью наука освобождается от ложных утверждений, необоснованных догм, усовершенствует теоретический аппарат.
Опровержение тезиса может быть достигнуто тем, что будет доказана истинность антитезиса или установлена ложность последствий , которые исходят от тезиса.
Опровержение демонстрации (формы) доказательства тезиса состоит в том, что показывает отсутствие логической связи между тезисом и его аргументом. Так как это может быть достигнуто нарушением правил выводов, на каких основывается доказательство этого тезиса, то для опровержения необходимо указать на вид ошибки.
Для того чтобы доказательства и опровержения приводили к желаемому результату необходимо придерживаться правил и условий их проведения кА относительно тезиса, так и аргументов. Они состоят в следующем:
· тезис должен быть точно и четко сформулирован. Поэтому в научных
исследованиях прежде чем приступать к доказательству какого-нибудь научного положения проводятся исследования с целью уточнения его содержания и внутренней логической связи, анализа понятий, которые входят в состав этого положения;
· тезис на протяжении всего подтверждения или опровержения должен
оставаться неизменным, что основывается на соблюдении закона тождества;
· аргументы во всяком доказательстве должны быть истинными ут-
верждениями. Истинность аргумента доказывается независимо от тезиса.
В экономических исследованиях доказательствами и опровержениями могут быть только те, истинность которых может быть подтверждена экономическими расчетами, соответствующими документами, составленными на основании проверенных данных, а также полученных с помощью специально проведенного эксперимента. Достигается это путем использования системного метода исследования.
ВВ
Системный метод исследования представляет собой наиболее общий и полный способ исследования как реального мира предметов и явлений, так и его концептуального отображения в познании. Его сущность состоит в том, что изучаемые предметы и явления рассматриваются как части или элементы определенного целостного образования. Эти элементы, взаимодействуя друг с другом, определяют новые, интегративные свойства, которыми обладает система как целое, но они отсутствуют у отдельных ее элементов.
Под системой понимается прежде всего множество объектов вместе с отношениями между объектами и их свойствами. Наименьшими единицами системы служат элементы, которые, в свою очередь, в рамках системы осуществляют свои функции и поэтому обладают относительной самостоятельностью, образуя подсистемы. Построенные по иерархическому принципу они представляют собой стройные системы, которые характеризуются определенной структурой. Связь и взаимодействие между элементами системы приводят к возникновению новых интегрированных свойств системы, которые отсутствуют у ее элементов.
В зависимости от конкретного характера взаимодействия между элементами различают физические, химические, биологические, социальные и другие типы систем. Их исследование требует учета окружения, или внешней среды, влияние которой может быть существенным.
Системы классифицируются по различным, но существенным признакам:
· по отношению познающего субъекта к объективному миру –
материальные и идеальные (концептуальные).
К материальным относятся все системы неорганической и органической природы, социальные системы, которые, в свою очередь, классифицируются по тем формам и видам движения материи, которые они представляют. Материальные системы существуют независимо от познающего субъекта, который стремится глубже, полнее и точнее познавать их свойства и закономерности.
Идеальные (концептуальные) системы представляют собой относительно верное отображение свойств и закономерностей объективно существующих в природе и обществе материальных систем. Для этого используются логически связанные совокупности понятий, суждений, гипотез и законов. Эти системы также имеют свои элементы (понятия, гипотезы, законы), структуру (логическое отношение между понятием и суждениями), окружение (те системы, с которыми данная связана определенными логическими отношениями);
по характеру взаимодействия с окружающей средой – открытые, опре-
деленным образом взаимодействующие со средой, и закрытые. Последние являются в некоторой степени абстракцией – все реальные системы в той или иной степени взаимодействуют с окружающей средой;
по характеру поведения и предсказанию результатов их действия – де-
терминированные и стохастические. Детерминированные (механические, физические и др.) обычно состоят из сравнительно небольшого числа элементов и их поведение описывается законами универсального характера Стохастические системы характеризуются неопределенностью, управляются законами случая, но закономерность проявляется через массу случайностей. Эти системы рассматривают не отдельные случайные события, а их совокупности с той или иной степенью вероятности.
Целенаправленные и ненаправленные системы сформировались в связи с исследованием целесообразного поведения живых систем и целеориентированных социальных коллективов. В основе этих систем лежит принцип отрицательных и положительных обратных связей.
Процесс эволюции любой системы начинается с постепенных ее изменений, которые имеют упорядоченный характер. В зависимости от того, чем определяется такой порядок, принято различать самоорганизацию и организацию.
При самоорганизации упорядоченные изменения системы вызываются внутренними силами и факторами, присущими ей. Организация связана с действием внешних по отношению к системе сил, факторов и причин.
Самоорганизация выступает как основа эволюции, поскольку она служит источником возникновения качественно новых и более сложных состояний и структур в развитии системы.
Системный подход в научных исследованиях ставит следующие цели:
· покончить с узким дисциплинарным подходом к научному познанию, при котором оно превращается в совокупность обособленных, несвязанных между собой отдельных областей исследования и оборачивается потерей целостного взгляда на мир;
· содействовать развертыванию программ по междисциплинарному исследованию комплексных проблем в области науки и практики;
· способствовать улучшению научной коммуникации между учеными, работающими в различных отраслях науки.
Применение системных идей к анализу экономических процессов способствовало возникновению теории игр и теории принятия решений. С помощью теории игр можно анализировать поведение экономических субъектов на рынке на основе точных математических методов. Теория принятия решений – важное средство анализа и оценки управленческих и других решений в сложных ситуациях, складывающихся в экономической, политической, социальной и других областях общественной жизни.
Методы теории принятия решений находят многочисленное применение в различных отраслях человеческой деятельности, где приходится действовать в условиях неопределенности.
Наиболее крупным шагом в становлении системного метода исследований было появление новых, обобщающих теорий системного характера, таких как кибернетика и тесно связанная с ней теория информации. Они обеспечивают новый целостный и общий подход к исследованию различных по своему конкретному содержанию процессов и систем.