Методология – это учение о методах исследования, о правилах мышления при создании теории науки. Понятие методологии сложное и различными учеными практикуется неодинаково. Наиболее приемлемым, на наш взгляд, является понимание методологии как учения о научных методах познания и как систему научных принципов, на основе которых базируются исследования и проводится выбор познавательных средств, методов и приемов исследования.
Методология – это концептуальное изложение цели, содержание методов исследования, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о процессах и явлениях. В такой редакции наиболее полно формулируются основные функции методологии:
· определение способа получения научных знаний, которые отображают динамические процессы и явления окружающей нас действительности;
· установление путей достижения научно-исследовательской цели;
· обеспечение получения всесторонней информации о процессе или явлении, которое изучается;
· введение новой информации в фонд теории науки;
· уточнение, обогащение, систематизация терминов и понятий науки;
· создание системы научной информации, которая базируется на объективных фактах, логико-аналитического инструмента научного познания.
Методология – это наука о структуре, логической организации, средствах и методах деятельности вообще. Ее можно рассматривать и как определенную систему основополагающих идей. Это философское учение о методах познания и преобразования действительности, использования принципов мировоззрения в процессе познания и практики.
В методологии научных исследований различают понятия «объект» и «предмет» познания. Объектом познания принято называть то, на что направлена познавательная деятельность исследователя, предмет познания - исследуемые с определенной целью особенности, относящиеся к объекту.
Объектом научного исследования является окружающий материальный мир и формы его отражения в сознании людей, которые существуют независимо от нашего сознания .Исследоваться могут как эмпирические, так и теоретические объекты Эмпирические объекты при исследовании делятся на натуральные, существующие в природе независимо от нашего сознания и воли, и искусственные, созданные людьми.
В зависимости от числа элементов и связей между ними объекты делятся на простые и сложные. К последним относятся объекты с неустановленной структурой, которую необходимо исследовать, а потом описать.
Для выбора и изучения главного фактора, который влияет на исследуемый объект и совокупность других однотипных объектов, устанавливается их
подобие, которое отвечает цели исследования.
Каждый объект исследования находится в определенной окружающей среде. Поэтому необходимо определить факторы, влияющие на объект исследования, и выбрать среди них наиболее значимые. Критерием выбора значимости ( существенности ) факторов является цель исследования и уровень накопленных знаний в этом направлении. Если уровень знаний о влиянии некоторых факторов на поведение объекта исследования недостаточный, то это может быть основанием для отнесения их в группу существенных.
После выбора объекта исследования, его предмета и факторов, которые влияют на причинно-следственные связи и результаты состояния объекта, определяют его параметры, т.е. полноту изучения объекта в соответствии с целью его исследования. От достоверности установленных параметров исследования им классификации объектов в значительной степени зависят результаты выполненного исследования.
В основу классификации объектов исследования положены принципы логики, которые предусматривают группирование их по определенной методике. Цель классификации состоит в раскрытии всей совокупности понятий об объекте. В связи с этим основой для классификации должен быть взят не произвольный, а существенный признак объекта.
Наиболее широко используются два метода классификации объектов исследования - по наличию или отсутствию признака и по видоизменению его.
Выделяют три уровня в методологии научного познания:
· философский – познавательная деятельность человека по отношению к объективному миру формирует мировоззрение ученого. Общенаучные понятия этого уровня методологии – объективность мира, материалистическая диалектика;
· структурный – объект исследования рассматривается как набор элементов, которые удобны для познания. Элементы объекта составляют предмет исследования. На этом уровне разрабатываются язык науки, общие методы исследования, устанавливаются условия и критерии научности;
· технический – разрабатываются стандарты, типовые методики, руководящие материалы, рабочие инструкции, регламентирующие исследовательскую деятельность и опытно-конструкторские разработки, выбираются образцы, эталоны измерения, система единиц физических величин и их размерность [9].
Согласно современной методологии развитие научного познания идет в такой последовательности: парадигма – парадокс – новая парадигма.
Парадигма – система научных взглядов, идей, научных достижений в той или иной области науки, в соответствии с которыми происходит их развитие.
Парадокс – противоречие, которое возникает в теории при соблюдении в ней принятой правильности рассуждений. Он возникает в связи с новыми научными фактами, экспериментальными результатами. Появление парадокса вызывает кризис парадигмы, а переход к другой парадигме носит характер революционного скачка в научном мировоззрении.
Наличие парадигмы дает науке «здоровый» консерватизм, а обнаружение парадокса и рождение новой парадигмы носит творческий характер.
Методологии теоретического и эмпирического уровней исследований различны.
Теоретические исследования с методологической точки зрения относятся к внешнему уровню научных знаний. Они раскрывают и обосновывают глубинные и существенные стороны явлений, которые изучаются с использованием таких общенаучных методов, как идеализация и формализация, анализ и синтез, индукция и дедукция, понятие и создание гипотез, обобщение.
Теоретические разработки научного исследования включают:
· изучение сущности процесса, явления;
· формирование гипотезы исследования, выбор, обоснование и разработку физической или математической модели;
· математизацию модели;
· анализ теоретических решений, формулировку выводов.
Научная теория должна быть адекватна объекту или исследованию, которые она описывает. Это позволяет в отдельных случаях заменить экспериментальные исследования теоретическими.
Теория должна характеризоваться эвристичностью (прогнозированием и установлением возможностей), конструктивностью (осуществлением проверки основных ее положений по определенным правилам) и простотой (использованием обобщенных законов, ограниченной информации).
Развитие теории осуществляется эволюционным путем, когда она сохраняет свою качественную определенность, и революционным, когда происходит замена ее основных исходных компонентов, математического аппарата и методологии. По сути, это создание новой теории, когда возможности прежней исчерпаны.
Творческий процесс теоретического исследования проходит несколько стадий: знакомство с известными решениями; отказ от известных путей решения аналогичных задач; рассмотрение возможных вариантов решения; непосредственное решение данной проблемы. Творческий процесс представляет по существу отказ от привычных представлений и взглядов на явление, рассмотрение его с другой точки зрения.
Эмпирические исследования дают возможность получить разнообразную информацию о состоянии явлений и процессов, содействуют углублению их количественного и качественного анализа. На этом уровне исследователь получает новые знания с помощью описания, наблюдения и эксперимента. Последний является наиболее эффективным источником эмпирических знаний.
Экспериментальные исследования бывают лабораторными и производственными. В зависимости от темы научного исследования их объем различен.
Методология эксперимента – это его общая структура (проект), т.е. постановка и последовательность выполнения экспериментальных исследований. В ней выделяются такие этапы:
· разработка плана-программы, которая включает наименование темы исследования, рабочую гипотезу, методику эксперимента, перечень необходимых материалов, приборов, установок, список исполнителей, календарный план
работ и смету затрат;
· оценка измерений и выбор средств для проведения эксперимента. Эти средства могут быть стандартными или специально сконструированными и изготовленными для обеспечения необходимой точности измерений;
· проведение эксперимента с тщательно разработанной методикой и последовательностью выполнения операций измерений и наблюдений;
· обработка и анализ экспериментальных данных с использованием математических методов и ЭВМ.
Проведение эксперимента – важнейший и наиболее трудоемкий этап, поскольку возникает необходимость проверки соответствия экспериментальных данных теоретическим предпосылкам, т.е. проверки гипотезы исследования.