2. Опишите главные требования, которыми следует руководствоваться при проектировании.
3. Представьте группы показателей оценки эффективности организационных структур.
Ключевые термины:
Воздействие – некоторое усилие, которое стимулирует объект управления к деятельности.
Дивизиональные - структуры, основанные на выделении крупных производственно-хозяйственных подразделений с предоставлением им оперативно-производственной самостоятельности и с перенесением на этот уровень ответственности за получение прибыли.
Информация о результатах воздействия – обратная связь, в которой отражены результаты воздействия субъекта управления на объект.
Линейная структура характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель-единоначальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.
Линейно – штабная организационная структура представляет собой линейно-функциональную структуру управления, дополненную штабным органом.
Матричная организационная структура образована линейно-функциональной структурой, которая дополняется структурами программного управления. Помимо руководителя организации назначается руководитель программы, ранг которого выше ранга руководителя организации.
Менеджмент - способность общения людей, власть и лидерство управления, административные навыки.
Менеджмент - управление производством: совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разработанных и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.
Менеджмент (в максимально широком смысле) — означает разработку (моделирование), создание и максимально эффективное использование социально-экономических систем различных уровней. Менеджмент (в узком смысле слова) - управление социально-экономическими системами, в том числе производственными (англ. management, от лат. manu agere "указывать рукой" ср. рус. руководить).
Метод аналогий – использование опыта проектирования в аналогичных организациях.
Метод организационного моделирования – позволяет сформулировать критерии оценки степени рациональности организационных отношений.
Объект управления – то, на что оказывает воздействие менеджер. Объектом может быть человек, производство, отношения, обеспечивающие деятельность организации.
Организация – институт общества (фактически существующая в обществе, но официально не зарегистрированная структура).
Организация – процесс организовывания чего-либо, т.е. подготовка к наступлению какого-либо события или явления. Сознательное воздействие на кого-то или на что-то.
Организация – процесс упорядочения чего-либо, совершенствование структуры и правил функционирования.
Организация – субъект (юридическое лицо) или государственный орган.
Структура - строение, единство устойчивых взаимосвязей между элементами, форма организации системы.
Структуризация цели – выработка системы целей организации и ее последующее совмещение с разрабатываемой структурой.
Субъект управления – лицо, оказывающее определенное воздействие. По сути – это менеджер.
Управление - как аппарат - совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения их целей.
Управление - как искусство - способность эффективно применять данные науки управления в конкретной ситуации.
Управление - как наука - система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления.
Управление - как процесс - совокупность управленческих действий, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на "входе" в продукцию на "выходе".
Управление - как функция - целенаправленное информационное воздействие на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты.
Функциональная структура управления характеризуется, тем, что функциональное управление осуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решенийв системе линейного управления.
Экспертный метод – базируется на предложениях специалистов.
Лекция 8:
Планирование как функция менеджмента
Аннотация:Рассматривается теория планирования, основные принципы. Выделяются виды планов.
Цель лекции: выделить основы планирования, последовательность проведения процедуры планирования, представить классификацию планов.
Планирование - вид управленческой деятельности, связанный:
· с определением целей управляемой системы;
· c поиском наиболее эффективных методов и средств, необходимых для достижения этих целей;
· c формулированием системы показателей, определяющих ход работ по достижению поставленных целей.
Результатом планирования является план. Оно реализуется относительно:
· распределения ресурсов;
· координации деятельности между отдельными подразделениями;
· координации с внешней средой (рынком);
· создания эффективной внутренней структуры;
· контроля за деятельностью;
· развития организации в будущем
Сущность планирования:
1. Конкретизация целей развития организации на период.
2. Определение хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации.
3. Выявление материальных, трудовых, финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.
Процесс планирования проводится в следующей последовательности (рисунок 8.1):
Рис. 8.1.Последовательность процесса планирования
В процессе планирования необходимо обязательно придерживаться следующих принципов:
1. Полнота планирования– должны учитываться все события и ситуации, которые могут иметь значение для развития организации.
2. Точность планирования– использование современных методов, средств и процедур, обеспечивающих точность прогнозов.
3. Ясность планирования– цели и меры должны иметь простые формулировки, доступные к пониманию членами организации.
4. Непрерывность планирования.
5. Экономичность планирования– расходы на планирование должны находиться в соразмерном отношении с получаемым от планирования выигрышем.
По своей структуре планы имеют различную природу своего осуществления. Прежде всего, выделяется временная основа планирования, представленная:
· перспективными планами, со сроком 10-15 лет;
· среднесрочными планами, со сроком 1-5 лет;
· краткосрочными планами, со сроком до 1 года.
В зависимости от содержания деятельности, планы различаются:
1. Планы НИОКР.
2. Планы материально-технического снабжения.
3. Планы производства.
4. Планы сбыта.
5. Финансовые планы.
6. Планы работы с персоналом.
В зависимости от организационной структуры, планы бывают:
1. Работа организации в целом;
2. Работы отдельных структур организации;
3. Работы дочерних организаций;
4. Личные планы работников.
В зависимости от широты охвата, планы делятся на:
1. Корпоративные планы (для компании в целом);
2. Планирование по видам деятельности;
3. Планирование на уровне конкретного подразделения.
В зависимости от подфункций, планы бывают:
1. Планы по ассортименту.
2. Планы по рекламе.
3. Планы по продажам.
По степени детализации планы бывают стратегическими и тактическими, которые раскрывают следующие вопросы:
Каким видом деятельности заниматься?
Какие ресурсы для этого использовать?
Ответ на первый вопрос вытекает из анализа стадии жизненного цикла товаров, производимых предприятием и определениенаиболее перспективных с точки зрения реализации товаров.
Ответ на второй вопрос исходит из доступности ресурсов, которыми организация может располагать.
Текущие планы могут быть:
Функциональными – описывают действия, которые предстоит предпринять в ближайшем будущем в конкретной сфере операционной деятельности.
Единовременные – разрабатываются с целью реализации какого-либо проекта или программы.
Стабильные – директивы, направленные на увеличение общей эффективности на основе соблюдения простейших принципов организации (инструкции, стандарты, рекомендации).
Процесс планирования может иметь следующие направления:
· "снизу - вверх";
· "сверху - вниз";
· "цели вниз – планы вверх".
Краткие итоги
Планирование как функция менеджмента – это прежде всего вид управленческой деятельности, результатом которого является план по распределению ресурсов, координации деятельности между отделами подразделений, контроль за деятельностью и т.д.
Определено, что последовательность планирования начинается с миссии организации, а заканчивается выбором целей и путей их достижения.
Выделены главные принципы, которых важно придерживаться в процессе планирования.
В лекции рассматривается классификация планов организации в зависимости от содержания деятельности, организационной структуры, подфункций.