Аннотация:Выделяются понятия субъекта и объекта управления, приводятся закономерности управленческой деятельности.
Ключевые слова:менеджмент, функция, ПО, менеджер, деятельность, объект, обратная связь
Цель лекции:познакомиться с основными понятиями в менеджменте, а также основой всей системы управления
Прямого перевода понятия менеджмента в России нет, однако, можно выделить следующие его трактовки:
1. Менеджмент (в максимально широком смысле) — означает разработку (моделирование), создание и максимально эффективное использование социально-экономических систем различных уровней. Менеджмент (в узком смысле слова) - управление социально-экономическими системами, в том числе производственными (англ. management, от лат. manu agere "указывать рукой" ср. рус. руководить). (сайт wikipedia.org)
2. Менеджмент - управление производством, совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разработанных и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли. (сайт глоссарий.ру)
3. Способность общения людей, власть и лидерство управления, административные навыки. (Оксфордский словарь).
Менеджмент в российском варианте представляется совокупностью принципов, методов и средств управления в целях повышения эффективности предпринимательской деятельности и увеличения прибыли.
Достаточно часто понятие "Менеджмент" подменяют термином "Управление".
Однако управление можно рассмотреть следующим образом:
Управление - как наука - система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления.
Управление - как искусство - способность эффективно применять данные науки управления в конкретной ситуации.
Управление - как функция - целенаправленное информационное воздействие на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты.
Управление - как процесс - совокупность управленческих действий, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на "входе" в продукцию на "выходе".
Управление - как аппарат - совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения их целей.
Таким образом, можно утверждать, что понятия менеджмент и управление представляются идентичными в том понимании, что они направлены на процессы и людей.
Вся структура управления представляется следующим образом (рисунок 4.1):
Рис. 4.1.Система управления
На рисунке 4.1 можно выделить следующие элементы управленческой деятельности:
Субъект управления– лицо, оказывающее определённое воздействие. По сути – это менеджер.
Объект управления– то, на что оказывает воздействие менеджер. Объектом может быть человек, производство, отношения, обеспечивающие деятельность организации.
Воздействие– некоторое усилие, которое стимулирует объект управления к деятельности.
Информация о результатах воздействия– обратная связь, в которой отражены результаты воздействия субъекта управления на объект.
Таким образом, менеджмент следует рассматривать в трилогии его трактовки, а именно:
· менеджмент – это учебная дисциплина, которая изучается в образовательных заведениях различных уровней;
· менеджмент – это искусство, представляющее собой максимально эффективное использование на практике теоретических подходов, а также внутренних ощущений;
· менеджмент – это наука, которая занимается многосторонними направлениями развития практики управленческой деятельности.
В менеджменте обязательно выделяются следующие закономерности:
1. Единство системы управления.
2. Пропорциональность производства и управления.
3. Централизация и децентрализация управления.
4. Соотносительность и адекватность управляющей и управляемой подсистем.
Среди принципов менеджмента выделяют:
Принцип демократического централизма.
Принцип планового ведения хозяйства.
Принцип материального и морального стимулирования.
Принцип научности управления.
Принцип ответственности.
Принцип правильного подбора и расстановки кадров.
Принцип экономической эффективности.
Принцип преемственности хозяйственных решений.
Краткие итоги
В лекции были представлены понятия менеджера и руководителя. Оба эти понятия в целом означают одно и то же, и связаны с управлением людьми и процессами. Определено, что система управления состоит из таких элементов, как субъект и объектуправления, а также воздействие и обратная связь.
Также были представлены принципы и закономерности менеджмента.