1. Хозяйственная деятельность предприятия связана с необходимостью осуществлять расчеты внутри и вне его:
· к внутрифирменным расчетам относятся: расчеты с персоналом по заработной плате, с подотчетными лицами по предоставленным им суммам, с персоналом по прочим операциям;
· во внешней среде предприятие рассчитывается с поставщиками за приобретенную у них продукцию, с подрядчиками за выполненные работы и услуги, уплачивает налоги в бюджет и органам социального страхования и обеспечения, получает выручку за реализованную продукцию от покупателей, получает и оплачивает авансы и др.
2.Основными задачами учета денежных средств и расчетов являются:
· своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов;
· оперативный, повседневный контроль за сохранностью наличных денежных средств и ценных бумаг в кассе предприятия, средств на расчетных, валютных и других счетах в банках;
· контроль за использованием денежных средств строго по целевому назначению;
· контроль за правильными и своевременными расчетами с бюджетом, банками, персоналом;
· контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и поставщиками;
· •своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности.
3. Все расчеты предприятия делятся на две группы:
· расчеты по товарным операциям, связанные с перемещением товара, -это расчеты с поставщиками и подрядчиками, покупателями, в том числе плановые платежи, которые осуществляются посредством: платежных поручений, платежных требований, аккредитивов, чеков, векселей; возможен также зачет взаимных требований и расчеты наличными деньгами;
· расчеты по нетоварным операциям, предполагающие лишь движение денежных средств, - расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, учредителями фирмы, подотчетными лицами, по претензиям. Расчеты по нетоварным операциям при безналичных расчетах оформляются только платежными поручениями.