Информация выступает как свойство объектов и явлений (процессов) порождать многообразие состояний, которые посредством отражения передаются от одного объекта к другому и запечатляются в его структуре (возможно, в измененном виде).
Целевая функция информации характеризуется способностью влиять на процессы управления, на соответствующее целям управления поведением людей. В этом, по существу, и состоит полезность или ценность информации. Информация охватывает все сферы, все отрасли общественной жизни, прочно входит в жизнь каждого человека, воздействует на его образ мышления и поведение.
Свойства информации, т. е. ее качественные признаки:
Объективность информации. Информация - это отражение внешнего мира, а он существует независимо от нашего сознания и желаний. Поэтому в качестве свойства информации можно выделить её объективность. Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения.
Пример. Сообщение «На улице тепло» несет субъективную информацию, а сообщение «На улице 22'С» —объективную (если термометр исправен).
Достоверность информации. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел.
Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной.
Достоверная информация помогает принять нам правильное решение.
Недостоверной информация может быть по следующим причинам:
· преднамеренное искажение (дезинформация);
· искажение в результате воздействия помех («испорченный телефон»);
· когда значение реального факта преуменьшается или преувеличивается (слухи, рыбацкие истории).
Полнота информации. Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решения.
Например, мечта историка — иметь полную информацию о минувших эпохах. Но историческая информация никогда не бывает полной, и полнота информации уменьшается по мере удаленности от нас исторической эпохи.
Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению.
Актуальность (своевременность) информации - важность, существенность для настоящего времени. Только вовремя полученная информация может принести необходимую пользу. Неактуальной информация может быть по двум причинам: она может быть устаревшей (прошлогодняя газета) либо незначимой, ненужной (например, сообщение о том, что в Италии снижены цены на 5%).
Полезность или бесполезность (ценность) информации.
Так как границы между этими понятиями нет, то следует говорить о степени полезности применительно к нуждам конкретных людей. Полезность информации оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью.
Самая ценная для нас информация - достаточно полезная, полная, объективная, достоверная и новая. При этом примем во внимание, что небольшой процент бесполезной информации даже помогает, позволяя отдохнуть на неинформативных участках текста. А самая полная, 'самая достоверная информация не может быть новой.
С точки зрения техники свойство полезности рассматривать бессмысленно, так как задачи машине ставит человек.
· Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения.
· Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел.
· Информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решения.
· Информация актуальна (своевременна), если она важна, существенна для настоящего времени.
· Полезность информации оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью.
· Информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя.
Кроме того, информацию можно классифицировать с точки зрения ее использования на следующие виды: политическую, техническую, биологическую, химическую и т.д. Это по существу, классификация информации по потребителю.
Обобщенно характеризуется качество информации, часто используется следующее определение. Логическая, адекватно отображающая закономерности природы, общества и мышления - это есть научная информация. Данное определение характеризует не взаимоотношение «информация - потребитель», а взаимоотношение «информация - отражаемый объект/явление», т.е. это уже следующая группа внешних свойств информации. Здесь наиболее важным является свойство адекватности.
Адекватность - свойство информации однозначно соответствовать отображаемому объекту или явлению. Адекватность оказывается для потребителя внутренним свойством информации, проявляющем себя через релевантность и достоверность.
Внешние свойства информации с точки зрения потребителя:
1. Релевантность – способность информации соответствовать запросам потребителя.
2. Полнота – свойство информации исчерпывающим для потребителя образом отражать объект или процесс.
3. Своевременность – соответствие в нужный момент времени.
4. Достоверность – свойство информации не иметь скрытых ошибок.
5. Доступность – возможность получение данных потребителем.
6. Защищенность – характеризует невозможность несанкционированного использования или изменения.
7. Эргономичность – удобство формы и объема информации с точки зрения данного потребителя.
Среди внутренних свойств информации важнейшими являются объем (количество) информации и ее внутренняя организация, структура.
По способу внутренней организации информацию делят на две группы:
1. Данные или простой, логически неупорядоченный набор сведений.
2. Логически упорядоченные, организованные наборы данных.
Упорядоченность данных достигается наложением на данные некоторой структуры (отсюда часто используемый термин - структура данных).
Во второй группе выделяют особым образом организованную информацию - знания. Знания в отличие от данных представляют собой информацию не о каком-то единичном и конкретном факте, а о том, как устроены все факты определенного типа.
Наконец, вне нашего поля зрения оказались свойства информации, связанные с процессом ее хранения. Важнейшим свойством является живучесть - способность информации сохранять свое качество с течением времени. К этому можно добавить свойство уникальности. Уникальной называют информацию, хранящуюся в единственном экземпляре.