Одним из важнейших понятий, содержащихся в Руководстве МВФ по платежному балансу, является понятие резидентства . В соответствии с Руководством, экономическая единица является резидентом экономики, если она имеет центр экономического интереса на экономической территории страны. Экономической единицей может быть юридическое или физическое лицо. Экономической территорией является географическая территория в рамках национальных границ страны, воздушное пространство, территориальные воды, часть континентального шельфа и экстерриториальные анклавы (посольства, военные базы и т.д.).
Внешне простое понятие резидентства трансформируется в сложную проблему с учетом усиления интернационализации производства. Руководство МВФ дает следующее пояснение: "Экономика страны рассматривается как совокупность хозяйственных единиц, более тесно связанных с данной территорией, нежели с какой-нибудь иной территорией. Платежный баланс данной страны будет отражать либо операции этих хозяйственных единиц с остальным миром, если указанные хозяйственные единицы рассматриваются как резидент данной страны, либо операции этих хозяйственных единиц с данной страной, если хозяйственные единицы рассматриваются как резиденты по отношению к данной стране"(2).
Для наиболее правильного составления платежного баланса необходимо четкое определение резидентства. Так, в США резидентами считаются все правительственные учреждения, национальные компании и граждане постоянно проживающие в стране. Отнесение американских граждан, проживающих за границей (кроме государственных служащих) к резидентам США зависит от деятельности их пребывания за границей и других факторов. Заграничные филиалы американских корпораций и дочерние компании считаются для США иностранными фирмами.
В России в соответствии с законом "О валютном регулировании и валютном контроле" от 09.10.92 г. резидентами являются:
а) физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, в том числе, временно находящиеся за ее пределами;
б) Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ;
в) дипломатические и иные официальные представительства РФ, находящиеся за ее пределами;
г) находящиеся за пределами РФ филиалы и представительства резидентов, указанных в пунктах б) и в).
3. Определение сделки и фиксация момента сделки.
Определение сделки (операции), фиксируемой в платежном балансе не всегда легко сформулировать. Международные операции обычно означают обмен. По традиции различают четыре типа операций:
1) продажа и покупка (обмен) товаров и услуг;
2) бартер, т.е. обмен товаров и услуг одной страны на товар и услуги другой стороны;
3) обмен финансовых активов, т.е. продажа бумаг на деньги, выплата коммерческих долгов и т. д.;
4)односторонние переводы, т.е. предоставление или приобретение товаров и услуг либо финансовых активов без возмещения (на односторонней основе).
На практике имеют место операции, которые не охватывают данное определение. Так, бывают случаи, когда обе стороны, участвующие в сделке, являются одним и тем же юридическим лицом (не происходит физической смены собственника). Например, операции ТНК со своими иностранными филиалами, или ситуация, когда в платежном балансе отражается переоценка валютных резервов, вызванная изменениями валютных курсов (прирост или сокращение требований страны к внешнему миру (в дебетовой статье) МВФ рекомендует широкое понимание понятия операции (сделки), т.е. это все операции (сделки), которые отражаются в платежном балансе. Согласно 4 изданию Рекомендации МВФ платежный баланс содержит 112 видов операций. Важным является и вопрос фиксации момента сделки. Здесь возможны различные подходы. Это может быть дата заключения контракта или достижения соглашения, дата отгрузки товара или его доставки, прохождение таможенных процедур, выполнение услуг, начисление дохода и т.д. МВФ рекомендуется выбирать дату совершения сделки (операции), чтобы факт перемещения собственности находил отражение в платежном балансе.