Одной из задач стратегического менеджмента корпорации является управление инновациями в ней прежде всего посредством решений по отбору проектов и распределению ресурсов. При этом необходимо обеспечить комплексный процесс принятия решения от верхнего уровня менеджмента до уровня управления НИОКР (2.2 в [5]).
На практике ресурсы фирмы всегда ограничены и проекты конкурируют между собой по частным видам ресурсов (оборудование, кадры разработчиков, материалы и самый дефицитный ресурс - эффективное управление). Поэтому максимизация вклада всего портфеля НИОКР может достигаться и за счет отказа от проекта, заманчивого самого по себе. Стратегия НИОКР на основе максимизации ожидаемой финансовой отдачи учитывает только этот фактор, что приводит к ориентации на определенную технологию, рынок, минимальный риск. Ясно, что такая стратегия может быть успешной лишь в краткосрочной перспективе. Процесс принятия решений относительно НИОКР на уровне корпорации иллюстрирован рис.11. Реализация такого процесса должна включать постоянный диалог между высшим руководством фирмы и руководством НИОКР.
Рис. 11. Процесс принятия решений относительно НИОКР
Стратегия НИОКР играет для сферы НИОКР в компании примерно ту же роль, что стратегия корпорации для компании в целом (табл. 3.1).
Таблица 3.1 Сравнение функций стратегий корпорации и НИОКР
Сфера влияния
| Корпоративная стратегия
| Стратегия НИОКР
|
Ресурсы
| Распределение между сферами управления
| Распределение между проектами
|
Критерии определения целей
| Экономическая обстановка на рынке
| Положение корпорации на рынке
|
Области бизнеса
| Продуктово-рыночная стратегия
| Технико-продуктовая стратегия
|
Объекты планирования
| Продуктово-рыночный ассортимент
| Балансировка портфеля проектов
|
Временной аспект
| Увязка долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных аспектов
|