Цель, задачи и роль диагностики в системе управления.
На современном этапе развития экономики, для которого характерна неустойчивость внутренней и внешней среды организации, важную роль приобретает проблема диагностики состояния организации. Диагностика осуществляется после обнаружения отклонения (проблемы) и подразумевает ответ на вопросы: что действительно происходит в организации (системе управления)? Каковы причины происходящего? Что за всем этим стоит? (М. Мескон)
Таким образом, диагностика – это процесс установления и изучения признаков, характеризующих состояние экономической системы, для предсказания возможных отклонений и предотвращения нарушений нормального режима их работы. Диагностика является своеобразным механизмом саморегулирования в системе, обеспечивающим обратную связь в контуре управления.
Основная цель диагностики — ориентация управленческого процесса на достижение всех целей, стоящих перед предприятием. Для этого диагностика обеспечивает выполнение следующих задач:
• координация управленческой деятельности по достижению целей предприятия;
• информационная и консультационная поддержка принятия управленческих решений;
• создание и обеспечение функционирования общей информационной системы управления предприятием;
• обеспечение рациональности управленческого процесса.
Необходимость совершенствования диагностики в настоящее время объясняется следующими причинами:
• повышение нестабильности внешней среды выдвигает дополнительные требования к системе управления организацией: смещение акцента с контроля прошлого на анализ будущего; увеличение скорости реакции на изменения внешней среды, повышение гибкости системы управления; необходимость в непрерывном отслеживании изменений, происходящих во внешней и внутренней средах организации; необходимость продуманной системы действий по обеспечению выживаемости организации и избежанию кризисных ситуаций;
• усложнение систем управления организации требует механизма координации внутри системы управления;
• информационный бум при недостатке релевантной (существенной, значимой) информации требует построения специальной системы информационного обеспечения управления;
• общекультурное стремление к синтезу, интеграции различных областей знания и человеческой деятельности.
В целом система диагностики в организации решает все перечисленные задачи, но расстановка акцентов может быть разной.
Рассмотрим роль диагностики на различных этапах процесса управления.
На этапе планирования диагностика служит для:
· координации различных планов и разработки консолидированного плана в целом по организации;
· разработки методики планирования;
· предоставления информации для составления планов;
· проверки планов, составленных подразделениями организации.
На этапе организации исполнения принятых решений:
· учет и контроль затрат и результатов деятельности подразделений и организации в целом.
На этапе контроля и регулирования:
· сравнение плановых и фактических величин для измерения и оценки степени достижения цели;
· установление допустимых границ отклонений фактического состояния организации от плана;
· анализ отклонений, интерпретация причин отклонений фактического состояния от планового и выработка предложений по уменьшению данных отклонений.
На этапе анализа управленческих решений и информационных потоков:
· участие в разработке архитектуры управленческой информационной системы (постановка задачи для программистов);
· сбор наиболее значимых для принятия управленческих решений данных;
· консультации по выбору корректирующих мероприятий и управленческих решений.
Современный менеджмент разделяет цели организации на две группы: оперативные (краткосрочные) и стратегические (долгосрочные, перспективные). Поэтому диагностика позволяет осуществлять постоянный контроль за достижениями как стратегических, так и оперативных целей деятельности предприятия. Следовательно, можно выделить два вида диагностики: стратегическая диагностика и оперативная диагностика. Сравним основные характеристики данных видов диагностики.
Стратегическая диагностика несет ответственность за обоснованность стратегических планов и ориентирована на внешнюю и внутреннюю среду системы.
Цели стратегической диагностики:
· обеспечение выживаемости системы;
· проведение антикризисной политики;
· поддержание потенциала успеха.
Главные задачи стратегической диагностики:
· участие в установлении количественных и качественных целей системы;
· разработка альтернативных стратегий;
· определение критических внешних и внутренних условий, лежащих в основе стратегических планов;
· определение узких и поиск слабых мест;
· определение основных подконтрольных показателей в соответствии с установленными стратегическими целями;
· сравнение плановых (нормативных) и фактических значений подконтрольных показателей с целью выявления причин, виновников и последствий данных отклонений;
· анализ экономической эффективности (особенно инноваций и инвестиций).
Основные направления стратегической диагностики:
Анализ внешней среды включает: анализ рынка капитала; анализ рынка сырья и материалов; анализ возможностей конкурентов; анализ экономико-политической сферы; анализ рынка технологий; анализ рынка труда; изучение экологических проблем; изучение социально-политической сферы.
Анализ внутренней среды: анализ маркетинга; анализ людских ресурсов; анализ технических и технологических ресурсов; анализ проведения НИОКР; анализ выпускаемой продукции; анализ существующей организационной структуры; анализ финансового состояния организации; оценка территориального расположения.
Оперативная диагностика несет ответственность за достижение краткосрочных целей и ориентирована на экономическую эффективность и рентабельность деятельности системы.
Цель оперативной диагностики – обеспечение прибыльности и ликвидности предприятия.
Главные задачи оперативной диагностики:
· руководство при планировании и разработке бюджета (текущее и оперативное планирование);
· определение узких и поиск слабых мест для тактического управления;
· определение всей совокупности подконтрольных показателей в соответствии с установленными текущими целями;
· сравнение плановых (нормативных) и фактических показателей подконтрольных результатов и затрат с целью выявления причин, виновников и последствий отклонений;
· анализ влияния отклонений на выполнение текущих планов.
Основные подконтрольные показатели оперативной диагностики:
· рентабельность капитала;
· производительность;
· степень ликвидности.
В зависимости от объекта диагноза диагностику подразделяют на диагностику финансово-хозяйственного состояния организации и организационную диагностику.
Диагностика финансово-хозяйственного состояния организации вызвана насущной необходимостью: организация не может позволить себе вести дела, не имея представления о соотношении доходов и расходов, не зная факторов, позволяющих добиваться превышения доходов над расходами.
Основные цели диагностики финансово-хозяйственного состояния организации:
· объективная оценка результатов коммерческой деятельности, комплексное выявление неиспользованных резервов, мобилизация их для повышения экономической эффективности производства;
· постоянный контроль рациональности функционирования хозяйственных систем, контроль за выполнением планов и бюджетов, контроль за процессами производства и реализации продукции, а также своевременное выявление и использование текущих внутрипроизводственных резервов;
Главной целью анализа финансово-хозяйственного состояния организации является подготовка информации для принятия управленческих решений на всех ступенях иерархической лестницы.
Основные задачи, решаемые при проведении диагностики финансово-хозяйственного состояния предприятия:
• проверка качества и обоснованности планов, бюджетов и нормативов;
• объективное и всестороннее исследование выполнения установленных планов и бюджетов и соблюдения нормативов;
• комплексная оценка хозяйственной деятельности;
• анализ организационно-технического уровня производства и качества продукции;
• анализ зависимости "затраты — объем производства — прибыль";
• обоснование решений по установлению внутренних цен на товары и услуги;
• анализ труда и заработной платы;
• анализ эффективности использования материальных ресурсов;
• анализ эффективности использования основных фондов и работы оборудования;
• анализ себестоимости продукции;
• анализ прибыли и рентабельности;
• анализ финансового состояния;
• выявление и измерение внутренних резервов;
• испытание оптимальности управленческих решений.
Источники информации для диагностики финансово-хозяйственного состояния организации подразделяются на учетные и внеучетные.
Учетные источники информации: бухгалтерский учет и отчетность; статистический учет и отчетность: управленческий учет и отчетность.
Бухгалтерский учет и отчетность наиболее полно отражают и обобщают хозяйственные средства и хозяйственные операции для контроля за выполнением установленных бизнес-планов. Анализ данных бухгалтерского учета позволяет скорректировать деятельность предприятия для улучшения выполнения месячных, квартальных и годовых планов.
Статистический учет и отчетность, отслеживающие определенные экономические закономерности, служат важным источником анализа. На основе статистических данных аналитик может проследить динамику поведения затрат, аналитических показателей и т. д.
Управленческий учет и отчетность используются как на отдельных участках хозяйственной деятельности, так и в целом на предприятии. Они обеспечивают более быстрое по сравнению со статистической и бухгалтерской отчетностью получение необходимой информации для анализа.
Внеучетные источники информации: материалы ревизий, внешнего и внутреннего аудита; данные лабораторного и врачебно-санитарного контроля; результаты проверок налоговой службы; материалы производственных совещаний, собраний трудового коллектива; средства массовой информации; внутренние документы и переписка со сторонними организациями; сведения, получаемые от личного контакта с исполнителями.
Организационная диагностика, предназначенная для оценки различных аспектов деятельности организации и построения ее диагностического профиля.