русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ


Дата добавления: 2014-09-05; просмотров: 1902; Нарушение авторских прав


Политика, как и любая сфера человеческой деятельности, изна­чально содержит в себе коммуникационное начало, которое прояв­ляется в конкретно-исторических формах взаимодействия, «обще­ния» различных субъектов политики — индивидов, социальных групп и выражающих их интересы институтов по поводу установле­ния, функционирования и изменения власти в обществе.

Сущностной стороной феномена власти — ключевого предмета исследования в политической науке — являются отношения господ­ства (руководства) — подчинения. Это дает основания рассматри­вать власть и ее осуществление как коммуникационный процесс, который предполагает информационное взаимодействие «управля­ющих» и «управляемых», точнее, информационный обмен, обрат­ную связь между ними.

Политика осуществляется прежде всего в информационном про­странстве. Известный тезис «кто владеет информацией, тот владе­ет миром» сегодня приобретает важнейшее значение — информа­ция становится не только технологической основой коммуника­ции, но и субстратом общественных отношений, в том числе и в политике.

Потребности политической системы в средствах, коммуникации прямо зависят от ее функций в обществе, численности агентов по­литики, способов принятия политических решений, размеров госу­дарства и некоторых других факторов. Естественно, что в традици­онных государствах прошлого потребности в средствах коммуника-


Глава 13. Политическая коммуникация


13.1.'Понятие политической коммуникации


 


 


ции были ограничены. Роль таких средств выполняли главным разом гонцы, курьеры и посланники, передававшие в устной письменной форме политическую информацию: королевски! указы и распоряжения, письма наместников и т.п. Изобретение распространение в XIX — XX вв. телеграфной и телефонной радио и телевидения не только удовлетворило обострившиеся муникативные потребности государств, но и произвело настоя! революцию в политике. Можно утверждать, что существует пряма зависимость степени развития гражданского общества от плотнс ти и открытости коммуникации: ее плотность порождает возмоя ность коллективного действия, и чем плотнее информационное I общение между его участниками, тем действия эффективнее, те» эффективнее общественное управление политическими проце сами.



Политическая коммуникация выступает своеобразным социа но-информационным полем политики. Ее роль в политическс жизни общества сопоставима, по образному выражению франь ского политолога Ж.М. Коттрэ, со значением кровообращения, организма человека.

Изучение политической коммуникации восходит к Платону, ни начало современным изысканиям положили исследования прог* ганды в Первой мировой войне, проводившиеся после ее окон» ния. С тех пор много внимания уделялось изучению форм и об тов политической коммуникации, анализу средств передачи сое щений, их содержания, а также воздействия сообщений на их пол чателей. Фундаментальные работы в этой области, равно как и I термин «политическая коммуникация», появились в конце 1940-х-начале 1950-х гг. Выделение исследований политической комл , кации в самостоятельное направление на стыке социальных и пол тических наук было вызвано демократизацией политических щ: цессов в мире во второй половине XX в., развитием кибернетиче кой теории, возникновением и возрастанием роли новых коммун* кационных систем и технологий.

Основателями общей теории политической коммуникаг: были представители двух американских научных школ: 1) сторс ники так называемого кибернетического направления в анализе < циальных систем (К. Дойч и др.), 2) представители структуры»: функционального подхода к изучению политики (Г. Алмонд и др.)'*

Впервые политическую систему как информационно-коммут тивную систему представил К. Дойч. По его мнению, «процесс равления есть процесс власти, основанием которого выступа коммуникация».


Дойч предлагает рассматривать политическую систему как сеть коммуникаций и информационных потоков. Модель политической системы Дойча состоит из четырех блоков, каждый из которых свя­зан с различными фазами црохождения информационно-коммуни­кативных потоков: 1) получение и отбор информации; 2) обработка и оценка информации; 3) принятие решений; 4) осуществление ре­шений с учетом обратной связи.

Политическая система принимает информацию через так назы­ваемые рецепторы (внешнеполитические — информационные служ­бы и др., внутриполитические — центры изучения общественного мнения), где происходят селекция, систематизация и первичный анализ поступивших данных. На следующей фазе новая информация обрабатывается в рамках блока «памяти и ценностей», где сравнива­ется с уже имеющейся информацией и оценивается с позиций цен­ностей, норм и стереотипов. После этого правительство («центр принятия решений»), уже имея окончательное представление о том, насколько сложившаяся под воздействием информации новая поли­тическая ситуация соответствует интересам и целям, принимает ре­шение по регулированию текущего состояния системы. Наконец, «эффекторы» (исполнительные органы и др.) на последней фазе реа­лизуют решения, результаты которых в виде новой информации по. «обратной связи» поступают к «рецепторам»; таким образом, систе­ма вступает в новый цикл функционирования.

В модели Г. Алмонда политическая система предстает как сово­купность политических позиций и способов реагирования на опре­деленные политические ситуации с учетом множественности инте­ресов. Важнейшей является способность системы развивать попу­лярные убеждения, взгляды и даже мифы, создавая символы и ло­зунги, маневрировать ими с целью поддержания и усиления необходимой легитимности во имя эффективного осуществления функций.

Под функцией понимается любое действие, которое способству­ет сохранению и развитию данного состояния политической систе­мы, взаимодействию со средой. Функции многообразны, отличают­ся непостоянством и развиваются с учетом конкретно-историчес­кой обстановки. Они взаимосвязаны, дополняют друг друга, но вместе с тем относительно самостоятельны.

Специфическая роль принадлежит функции политической ком­муникации, обеспечивающей распространение, передачу полити­ческой информации как между элементами политической системы, так и между политической системой и окружающей средой. Комму­никативную функцию осуществляют партии, группы интересов, средства массовой информации. Неразвитость политической ком-


зз-

 




Глава 13. Политическая коммуникация


13.2. Структура, средства и модели политической коммуникации


 


муникации является одной из причин низкой степени адаптации политической системы, ведет к утрате поддержки и нестабил ности.

Представители структурно-функционального подхода, рассматрц вающие политическую коммуникацию как одну из функций пол» ческой системы, характеризовали ее с точки зрения гомогенное политической информации, ее мобильности, объема, направлен ности.

В современной науке существует несколько подходов к понят «политическая коммуникация». Среди них можно выделить следуй*! щие:

•ф- политическая коммуникация — это постоянный процесс перел чи политической информации, посредством которого полк ческие тексты циркулируют между различными элементами п« литической системы, а также между политической и ми системами (Л.Р. Посикера);

•ф- политическая коммуникация подразумевает не односторонт направленность сигналов от элит к массе, а весь диапазон формальных коммуникационных процессов в обществе, кс рые оказывают самое разное влияние на политику (Л. Пай);

•ф- политическая'коммуникация — это процесс передачи политиче

кой информации, благодаря которому она циркулирует от однс

части политической системы к другой и между политической

системой и социальной системой (Р.Ж. Шварценберг).

В целом политическую коммуникацию можно определить как процес^

информационного обмена между политическими акторами, осуществ

мый в ходе их формальных и неформальных взаимодействий.

Сущностной стороной политико-коммуникационных процесс является передача, перемещение, оборот политической инфор* ции, тех сведений, которыми в процессе конкретной общественна практической деятельности обмениваются (собирают, храня перерабатывают, распространяют и используют) «источники» «потребители» — взаимодействующие в обществе индивиды, со! альные группы, слои, классы. Политическая информация предсг ляет собой совокупность знаний, сообщений о явлениях, фактах) событиях политической сферы общества. С ее помощью передав ся политический опыт, координируются усилия людей, происхо^ их политическая социализация и адаптация, структурируется пс тическая жизнь.

Важным аспектом политической коммуникации является еловой аспект взаимоотношений между субъектами полит путем обмена информацией в процессе борьбы за власть или ее ое


ществление. При использовании различных коммуникативных мо­делей передается три основных типа политических сообщений: по­будительные (приказ, убеждение); собственно информативные (ре­альные или вымышленные сведения); фактические (сведения, свя­занные с установлением и поддержанием контакта между субъекта­ми политики).

Кроме типов политических сообщений в системе политической коммуникации выделяют также три уровня информационных потоков.

Первый уровень обслуживает органы власти и управления (циркулирует в основном служебная информация). Второй уро­вень — образует информационную среду деятельности партий, профсоюзов, общественных движений (циркулируют программы, уставы и другая информация). Третий уровень обращается непосредственно к общественному мнению, массовому сознанию, политическому поведению.

Политическая коммуникация выступает как специфический вид политических отношений, посредством которого доминирующие в политике субъекты регулируют производство и распространение общественно-политических идей своего времени.

Политическая коммуникация выполняет следующие функции по отношению к политической системе и гражданскому обществу:

-ф- информационная (главное содержание этой функции заключает­ся в распространении необходимых знаний об элементах поли-' тической системы и их функционировании);

-ф- регулятивная (позволяет выработать оптимальный механизм вза­имодействия как между элементами политической системы, так и между политической системой и гражданским обществом);

-ф- функция политической социализации (способствует становлению важных и необходимых норм политической деятельности и по­литического поведения);

-ф- манипулятивная (способствует формированию общественного мнения по наиболее важным политическим проблемам).

13.2. СТРУКТУРА, СРЕДСТВАМ МОДЕЛИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ

В структуре политической коммуникации можно выделить как содер­жательный, идеальный элемент, так и формальный, материальный (каналы, средства). Политическая, как и иная, коммуникация пред­полагает коммуникатора, сообщение, какой-либо канал или средст­во передачи и, наконец, получателя.




Глава 13. Политическая коммуникация


1В.2. Структура, средства и модели политической коммуникации


 


Под средствами политической коммуникации понимаются опред^ ленные организации и институты, функционирующие в рамках ее циалыюй и политической систем, с помощью которых осущест ется процесс обмена информацией. Некоторые исследователи носят к средствам также коммуникативные действия или ситуаций^! группы или отдельных индивидов, способствующих обмену инфор»! мацией (прямому или непрямому, опосредованному или непосреД-| ственному, немедленному или протяженному во времени).

Р.Ж. Шварценберг выделяет три основных способа политичесч! кой коммуникации, основанные на использовании различш средств: 4- коммуникация через печатные (пресса, книги, плакаты и т.д.) »|

электронные средства (радио, телевидение и т.д.) массовой

формации;

-ф- коммуникация через организации, когда передаточным звено^Д служат политические партии, группы интересов и т.д. В настоя^! щее время с полным основанием сюда следует включить разветч! вленную сеть научных и научно-информационных учреждений^! объектом деятельности которых выступает изучение политик и накопление политической информации. Научно-информацй^! онная инфраструктура широко развита и представлена научны-Д ми институтами, центрами, консультационными службами;

-ф- коммуникация через неформальные каналы с использованием^

личных связей.

В политологии различают два вида политической коммуникач!
ции: горизонтальный, когда коммуникации осуществляются'!
между относительно рядоположенными институциональными
понентами или социальными акторами (между разными элитными"|
группировками или взаимодействующими в массовых акциях рядо^
выми гражданами), и вертикальный, когда отношения уста-а
навливаются между различными иерархическими уровнями макро-!
политической структуры, как, например, это происходит в случае!
требований различных групп электората к правительству путем;!
декларации политических партий по поводу коррекции курса соци­
альной политики. *

При исследовании эволюции способов политической коммун»*! кации основной акцент делается на анализ отношений управляю-1 щих и управляемых в коммуникативном плане. Французский ный Ж.М. Коттрэ предложил рассматривать их в следующей пара*:! дигме:

-ф- отношения идентичности: управляющие идентичны управ-1 ляемым;


-ф- отношения включения: все управляющие являются членами по­литического общества, но не все управляемые являются члена­ми руководящего круга. Эти отношения заключают в себе вза­имопроникновение и взаимовлияние управляющих' и управ­ляемых;

-ф- в условиях расширения политического общества отношения между управляющими и управляемыми становятся отношения­ми пересечения. Класс управляющих частично отделяется от класса управляемых (рис. 13.1).

— Управляющие —

Средства массовой информации

III

Референдум, выборы

Политические

и неполитические

организации

III

— Управляемые —

Рис. 13.1. Модель Ж.М. Коттрэ (Источник: Со1Ш].-М. Соиуегпап1з е1 доиуегпез: Ьа соттишсаиоп роН(^ие. Р., 1973. Р. 7—13).

В ряде моделей политической коммуникации обращают внима­ние на роль элиты, которая осуществляет свою власть над осталь­ной частью общества не непосредственно, а через промежуточные звенья — бюрократический аппарат и средства массовой коммуни­кации. На рис. 13.2 приводится модель К. Сайне, согласно которой между такими элементами политической системы, как элита, бюро­кратия и массы, происходит непрерывный информационный обмен, причем элиты всегда конструируют и передают «вниз» ин­формацию, способствующую укреплению их собственной легитим-ности.

———— Элиты ———

Прямая коммуникация
Непосредственная обратная связь

III

Промежуточные группы

III

- Первичные группы -

Рис. 13.2. Модель К. Сайне

(Источник: 5гппе К. Соттишсаиоп: Ма§§ РоНи'са! ВеЬауюг // РоНнса! Соттишсаиоп 155ие5 апс! $1га1е{г1е$ Гог КезеагсЬ. Уо1. 4. Ь., 1975)




Глава 13. Политическая коммуникация


13.2. Структура, средства и модели политической коммуникации


 


Вместе с тем было бы неверно анализировать коммуникац* ные отношения только по вертикальному принципу: правя! элиты — управляемые массы. Чем демократичнее общество, те»большее значение приобретает горизонтальный уровень обмен потоками политической информации, сопряжение господствующ го коммуникационного потока, инициируемого государством, с'ивЦ формационнымй потребностями и приоритетами гражданского < щества, формирующимися на более широкой ценностной основе.*'!

Кроме того, следует учитывать влияние новых электрон! средств связи, которые делают привычным набор услуг телеком* никационной сети, позволяющей своим пользователям более евбодно отправлять и принимать информацию и личного, и общес^Ц венного характера. Так, имея персональный компьютер, сопряжеци ный при помощи специальных устройств — модемов с телефонной сетью, индивиды могут не только общаться друг с другом, но и лс| лучать в зависимости от их желания или потребностей необхс мую информацию из какого-либо банка данных. Наряду с этим иоЦ пользование электронной почты, телефакса, мобильных телефо»! нов и других новейших средств способствуют усилению межлич-1 ностного взаимодействия.

Сущность изменений в области политической коммуникации,,! которые позволяют (по крайней мере в принципе) преодолеть до-| минирование и жесткий контроль отправителя информации над| адресатом, достаточно наглядно иллюстрируется с помощью модем лей альтернативных видов движения информации.

Модель вещания предполагает распространение информации из| центра одновременно многим абонентам на периферию. Эта ситуая! ция встречается довольно часто, например во время лекции официального доклада, когда слушатели сосредоточены в какой-.! либо аудитории, а также в случае телевизионной или радиопередачу чи, когда некоторое сообщение одновременно принимается доста точно большим числом людей, находящихся в разных Местах, рактерными чертами данной модели как типичной односторонне коммуникации являются относительно малая возможность личнойЦ обратной связи (особенно, если речь идет о СМИ), а также то об-* стоятельство, что время и место коммуникации определены отпра-;| вителем.

Диалоговая модель относится к случаю распространения информа-1 ции в реальной коммуникационной сети: индивиды общаются не-| посредственно между собой, игнорируя центр или посредников самостоятельно выбирая время, место и тему информационного! обмена. Эта модель также имеет широкий круг применения: от про-1 стой личной переписки и телефонных переговоров до использова-]


ния Интернета и электронной почты. Характерное отличие диало­говой модели состоит в том, что она предполагает своеобразное «горизонтальное равенство» участников информационного обмена в противоположность «вертикальному» принципу руководство — подчинение, присущему модели вещания. Несомненно, коммуника­ция подобного вида не исключает участия и более двух сторон (на­пример, телефонная конференция, дискуссия на сайте сети Интер­нет и т.д.). Однако увеличение числа участников и, в частности, по­явление «ведущего» приводят к сближению данной модели с мо­делью вещания.

Консультационная модель также соотносится с большим количест­вом ситуаций, при которых индивид, находящийся на периферии коммуникационной линии, ищет необходимые сведения в цент­ральном информационном хранилище (на сервере или в ином банке данных, в наиболее простом варианте — в библиотеке, рабо­тая с книгами, газетами и иной печатной продукцией). В отличие от модели вещания здесь место и время консультации, а также тема сообщения определяются не центром, а периферийным пользова­телем, обладающим максимальной свободой.

Регистрационная модель движения информации является проти­воположностью консультационной модели. Здесь центр запрашива­ет и получает информацию от периферийного источника. Данная модель применяется, например, в случае, когда индивиду закрыт доступ к центральному банку данных, а также при автоматической записи телефонных сообщений во всех системах электронной сиг­нализации и наблюдения. При этом сосредоточение информации в центре нередко происходит помимо желания индивида или без со­гласования с ним. Хотя данная схема исторически не нова, ее воз­можности значительно возросли вследствие компьютеризации и расширения телекоммуникационных сетей. Типичным для реги­страционной модели является то обстоятельство, что центр имеет больший контроль над определением направления информацион­ного потока, чем находящийся на периферии коммуникационной сети индивид.

В глобальном плане наметившаяся тенденция к смене моделей политической коммуникации, переходу от «вещания» к подлинно демократическому диалогу между «управляющими» и «управляемы­ми» предполагает равноправный обмен точными, полными, завер­шенными и проверяемыми сведениями о политических явлениях и процессах, сопрягаемыми с основными цивилизационно-культур-ными ценностями данного общества, фундаментальными правами и свободами личности. Особое значение при этом имеют свобода открыто выражать свое мнение, свобода искать, получать и распро-


Глава 13. Политическая коммуникация


13.3. Электоральная политическая коммуникация


 


 


странять всякого рода информацию и идеи, если они не противе речат гуманистическим принципам.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ | ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.762 сек.