Массовая коммуникация - процесс распространения информации 4 ний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с \ технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно! шие, рассредоточенные аудитории (см.: Философский словарь ред. И.Т. Фролова. М., 1991).
Средства массовой коммуникации (СМК) — это специаль налы и передатчики, благодаря которым происходит распре нение информационных сообщений на большие территории;
Массовая коммуникация прежде всего характеризуется:
•ф- наличием технических средств, обеспечивающих регулярв и тиражированностью;
•ф- социальной значимостью информации, способствующе вышению мотивированности массовой коммуникации;
•ф- массовостью аудитории, которая вследствие ее рассредс ности и анонимности требует тщательно продуманной ценЯ ной ориентации;
•ф- многоканальностью и возможностью выбора коммуникат
средств, обеспечивающих вариативность и вместе с тем не|
тивность массовой коммуникации.
Массовая коммуникация имеет собственную специф» природу. В табл. 11.1 приведены основные различия массе межличностной коммуникации.
Главным условием, определяющим массовую коммуникащ ляется специфика аудитории и коммуникатора.
•раблица 11.1. Характеристики массовой и межличностной коммуникации
Массовая коммуникация
Межличностная коммуникация
0посредованность общения техническими средствами
Непосредованный контакт в общении
Общение больших социальных групп
Общение в основном отдельных индивидов
Ярко выраженная социальная ориентированность общения
Как социальная, так и индивидуально-личностная ориентированность общения
Организованный, институциональный характер общения
Как организованный, так и (в большей мере) спонтанный характер общения
Отсутствие непосредственной связи между коммуникатором и аудиторией в процессе общения
Наличие непосредственной обратной связи между общающимися в процессе коммуникативного акта
Повышенная требовательность к соблюдению принятых норм общения
Более «свободное» отношение к соблюдению принятых норм общения
Однонаправленность информации и фиксирование коммуникативных ролей
Попеременная смена направленности информации и коммуникативных ролей
«Коллективный» характер коммуникатора и его публичная индивидуальность
«Индивидуальный» характер коммуникатора и его «приватная» индивидуальность
Массовая, стихийная, анонимная, разрозненная аудитория
Реципиент — отдельный конкретный человек
Массовость, публичность, социальная актуальность и периодичность сообщений
Единичность, приватность универсальность, социальная и индивидуальная актуальность, необязательная периодичность
Преобладание двухступенчатого характера восприятия сообщения
Преобладание непосредственного восприятия сообщения
и с т о ч н и к: Ляпина Т. Политическая реклама. Киев, 2000. С. 98.
Массовая коммуникация выполняет роль регулятора динамических процессов социальной психики; роль интегратора массовых настроений; канала циркуляции психоформирующей информации. 1 Благодаря этому органы массовой коммуникации являются мощ-' ньщ средством воздействия и на личность, и на социальную группу. Уникальность коммуникационного процесса в СМК связана с | его следующими свойствами: Г V диакронностъ -•- коммуникативное свойство, благодаря которому
сообщение сохраняется во времени;
V диатопностъ — коммуникативное свойство, позволяющее информационным сообщениям преодолевать пространство; v мулътиплицирование — коммуникативное свойство, благодаря ко-1 торому сообщение подвергается многократному повторению с относительно неизменным содержанием;
Глава 11. Массовая коммуникация
11.1. Понятие массовой коммуникации
•ф- симулътанностъ — свойство коммуникационного процесса, п« ляющее представлять адекватные сообщения множеству л* практически одновременно;
•ф- репликация— свойство, реализующее регулирующее воздейс массовой коммуникации.