Тема 9. Организационные и методические основы исследования
9.1. Программа исследования: структура, разработка и содержание
Любое исследование начинается с составления его программы.
Программа исследований – это комплекс положений, определяющих цели и задачи исследования, предмет и условия его проведения, используемые ресурсы, а также предполагаемый результат.
Программа, как правило,отражает следующее вопросы: цель проведения исследований, содержание проблемы, ее актуальность и важность, парадигма и рабочая гипотеза решения проблемы в процессе исследования, обеспечение исследования ресурсами, предполагаемый результат и эффективность исследования.
Программа оформляется в виде документа вкючающего три раздела: теоретический методический и организационный.
В теоретическом разделе определяются основные цели, задачи, предмет и объект исследования, содержание проблемы, ее актуальность и важность, а также рабочая гипотеза.
Методический разделсодержит обоснование выбора метода проведения исследований, сбора и обработки данных, анализ полученных результатов, способы их оформления.
Организационный раздел представляет, прежде всего, последовательность проведения исследований, формирование команды исполнителей, распределение трудовых и финансовых ресурсов. Здесь же определяется и организационная форма проведения исследований, т.е. индивидуальные или коллективные исследования, исследования, проводимые внутренними или внешними специалистами. Выделяются специальные отделы, службы управления измерениями, целевые проектные подразделения, которые будут задействованы в проведении исследования систем управления.
При проведении исследований важное значение приобретает коллектив исполнителей. В состав группы по проведению исследований должны входить:
специалисты в области системного анализа – руководители групп и будущие руководители проектов;
инженеры по организации производства;
экономисты, специализирующиеся в области экономического анализа, а также исследователи организационных структур и документооборота;
специалисты по использованию технических средств и компьютерной техники;
психологи и социологи.
Желательно, чтобы в коллективе исследователей были полнее представлены различные типы творческих индивидуальностей. Вот их типологические характеристики.
• Пионер (проблемщик), способный раньше других увидеть проблему и сформулировать ее. Он может это сделать даже тогда, когда многим другим ситуация не кажется проблемной. Он способен вообще мыслить проблемно, т. е. во всем искать противоречия.
• Энциклопедист, быстро находящий аналоги рассматриваемой проблеме в различных отраслях знаний. Это позволяет делать сравнительный анализ, определять парадигмы решения проблемы, строить гипотезы, формировать нетрадиционные подходы, мотивировать научную полемику.
• Генератор идей. Это человек, способный сконструировать концепцию, позволяющую объединить множество идей и, следовательно, видов исследовательской деятельности. Концепция имеет, как правило, значительный организационный потенциал.
• Энтузиаст, иногда его считают или называют "фанатиком" идеи. Это человек, заряжающий других оптимизмом и уверенностью в успехе исследования, достижения результата.
• Скептик, иногда его называют "зануда", сомневающийся в успехе любого начинанияи плана, охлаждающий пыл в непродуманных действиях и в принятиискороспелых решений. Он может оградить от авантюрных действий.
• Прогнозист, чьей функцией в коллективном интеллекте является, как можно точнее предвидеть последствия, почувствовать тенденции, просчитать все возможные варианты развития событий.
• Информатор. Он собирает и классифицируетинформацию и как бы оберегает от "открытия велосипеда", повторения пройденного, он способствует поиску новых полей поиска решения проблемы.
• Эстет, ищущий изящные идеи и решения. Он может сыграть весьма конструктивную роль. Его главными критериями является красота, гармония.
• Психолог — он необходим для аккумуляции определеннойпсихологической атмосферы деятельности исследователей. При этом он занят не только решением психодиагностических задач, но и призван обеспечивать определенный "дискомфортный комфорт", необходимый коллективному интеллекту. Это не только атмосфера сотрудничества, взаимопонимания и доброжелательства, но и атмосфера поиска, воодушевления, энтузиазма.
• Независимый, который чаще всего работает и любит работать индивидуально и самостоятельно. При этом изучает чужие идеи, но ищет свои. Он работает в одиночку, но вносит существенный вклад в общую деятельность и результаты.
• Переводчик. Это человек, способный в силу своей квалификации, опыта, особенностей мышления, уровня образования просто и доходчиво, но при этом и предельно верно объяснить проблему, решение, идею специалистам разных областей знаний.
• Разработчик,склонный доводить результаты исследований до завершающей и конкретной, практически реализуемой стадии.
• Реализатор, "привязывающий" результаты совместной работы к конкретным условиям и добивающийся их. практического применения.
Перечисленные типы личностей в коллективном интеллекте не обязательно должны выступать в виде отдельного человека по каждому из этих типов. Да и людей в чистом виде принадлежащих к тому или иному типу в реальной жизни не существует. В жизни возможна комбинация и совмещение некоторых из этих функций в одной личности.
Организация исследования — это система регламентов, нормативов, инструкций, определяющих порядок его проведения, т.е. распределения функций, обязанностей, ответственности и полномочий на выполнение исследовательских работ.
Существуют различные формы организации исследования. В каждом конкретном случае приходится выбирать, какой из видов может оказаться наиболее приемлемым или наиболее эффективным.
1. Увеличение нагрузки персонала дополнительными обязанностями исследовательской работы. Такие исследования возможны в том случае, если у персонала управления есть резервы времени и его исследовательский потенциал достаточно высок. Тогда необходимо провести соответствующие консультации, организовать систему контроля и мотивации, организовать координацию деятельности по этим заданиям. Можно организовать конкурс проектов и дополнительную оплату труда. Возможна добровольная или обязательная форма.
2. Создание специализированных групп из наиболее творческой и активной части персонала с освобождением участников этих групп на определенное время от основной работы.
3. Приглашение консалтинговых фирм на договорной основе и предоставление им организационных и информационных возможностей для проведения исследования и разработки соответствующих рекомендаций.
4. Создание собственных консультационных, а лучше образовательно - исследовательских структур в системе управления, позволяющих, совместить повышение профессионализма персонала с развитием исследований и обеспечением их необходимого качества.
5. Возможна комбинация этих форм, и во многих случаях она оказывается весьма полезной и эффективной. Например, создание творческих коллективов, состоящая как из собственных работников, так и из приглашенных специалистов консультационной фирмы. При этом очень важно учитывать (и здесь часто возникают сложности) социально-психологические моменты формирования таких коллективов.