Коммуникативный процесс наряду с такими компонентами, как индивидуальность и социальная роль, входит в содержание понятия личности. Личность - индивидуальность в коммуникации. Большинст-
во исследователей согласны с тем, что в этом определении наиболее четко проявляются взаимосвязь и взаимозависимость личностного и социального самоопределения.
Развитие информационной цивилизации, сменяющей индустриальное общество, требует постоянного совершенствования самого человека, его творческих и созидательных способностей. Человек становится не только главным социальным измерением общества, но и его главным социальным содержанием. Сегодня чрезвычайную актуальность приобретает формирование духовной, нравственной личности. Это — фундаментальная задача науки и философии. Социальное самоопределение личности детерминировано не только принципиально новым технологическим способом воспроизводства всей системы общественных отношений, но и характером формирования и поддержания отношений между людьми.
Современная социальная система выдвигает новые объективные требования к личности:
•ф- высокий уровень профессионализма;
•ф- широкие познания в области духовной культуры;
•ф- следование нормам морали;
•ф- ответственность за результаты своей деятельности;
•ф- требовательное отношение к себе и другим людям.
Усиление взаимозависимости людей в современном обществе требует более сложного социального, политического и экономического взаимодействия между ними с помощью новых способов коммуникации.
Содержание коммуникативной теории раскрывается через взаимосвязь понятий «коммуникация», «информация», «групповая, массовая, межличностная коммуникация» и др., среди которых особое место занимает понятие коммуникативной компетентности.
Коммуникативная компетентность определяется как развивающийся и в значительной мере осознаваемый опыт общения между людьми (межличностный опыт), который формируется и актуализируется в условиях непосредственного человеческого взаимодействия. При этом коммуникативная компетентность человека сводится не только к определенному состоянию сознания людей, стремящихся понять друг друга, но включает в себя и поведенческий аспект.
Трудно переоценить значение коммуникативной компетентности личности для современного общества. Усложнение общественной жизни, ее динамичность, процессы социальной дифференциации в индустриально развитых странах, трансформация старых социальных общностей и формирование новых в странах с переходной экономикой обусловливают повышение роли личности в созидании повседневной жизни общества и его культуры. В этих ус-
58 Глава 1. Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина
ловиях широкий и гибкий диапазон тактик и стратегий коммуникации позволяет коммуникативной компетентности проявляться в многообразных качествах, необходимых в различных видах коммуникативного взаимодействия (компетентность юриста, политика, врача, управленца, предпринимателя, специалиста в области связей с общественностью и т.п.).
Особенно велика ее роль в сфере связей с общественностью. В качестве особой управленческой функции «паблик рилейшнз» способствует установлению и поддержанию надлежащих взаимоотношений между организацией и связанной с ней общественностью на всех уровнях социальных систем. Анализ структуры, источников коммуникативной компетентности личности, формирование и развитие коммуникативных способностей и навыков — цель специального исследования и изучения в рамках подготовки специалистов в области паблик рилейшнз.
Практика свидетельствует, что развитие информационной цивилизации при переносе центра тяжести на духовное производство объективно определяет возрастание роли и значения гуманизма в общественной жизни. При этом более благоприятной и потенциально эффективной формой коммуникации является форма диалога. Подлинный диалог непременно предполагает, что каждый из его участников самостоятелен, активен, несет личностное своеобразие. Вступая в диалог, люди исходят из признания ценности и значимости позиции другой стороны, стремясь понять друг друга.
Специфика переходного периода связана с тем, что современный мир движется к развитию все более сложных и пластичных социальных форм массовой, групповой и межличностной коммуникации (например, наднациональные общности — суперэтносы и ме-гаэтносы). Вместе с тем процесс модернизации современного общества на информационно-технологической основе происходит по-разному в странах с различными национально-культурными особенностями. Это ставит глобальную проблему единства цивилиза-ционного процесса и многообразия культур. Среди различных стратегий взаимодействия культур наиболее приемлемой в современном мире следует считать стратегию культурного диалога, который должен способствовать не стиранию цивилизационных различий, а «единству многообразия», гармонии. Диалог как наиболее оптимальная форма общения, проявляющаяся в отношении к другому человеку как к ценности, как к активному соучастнику взаимодействия, обусловливается возрастанием коммуникативной компетентности его участников.
В наиболее общем виде коммуникативную компетентность специалиста можно охарактеризовать как определенный уровень сформирован-
1.5. Коммуникативная компетентность в системе профессиональной подготовки 59
ности личностного и профессионального опыта взаимодействия с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в профессиональной среде и обществе. Из этого определения следует, что коммуникативная компетентность зависит: от присущих индивиду свойств; от изменений, происходящих в обществе; от связанной с этими изменениями социальной мобильности самого специалиста.
Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются соционормативный опыт народной культуры; знание языков общения, используемых народной культурой; опыт межличностного общения в деловой, повседневной и праздничной обстановке; опыт восприятия искусства; знания, общая эрудиция и научные методы обучения общению.
Из этих источников формируется сложный комплекс коммуникативных знаний и навыков, составляющих коммуникативную компетентность личности. Этот комплекс включает в себя:
-ф- знание норм и правил общения (делового, повседневного, праздничного и др.);
-ф- высокий уровень речевого развития, позволяющий человеку в процессе общения свободно передавать и воспринимать информацию;
-ф- понимание невербального языка общения;
-ф- умение вступать в контакт с людьми с учетом их половозрастных, социально-культурных, статусных характеристик;
-ф- умение вести себя адекватно ситуации и использовать ее специфику для достижения собственных коммуникативных целей;
-ф- умение воздействовать на собеседника таким образом, чтобы склонить его на свою сторону, убедить в силе своих аргументов;
-ф- способность правильно оценить собеседника как личность, как потенциального конкурента или партнера и выбирать собственную коммуникативную стратегию в зависимости от этой оценки;
-ф- способность вызвать у собеседника положительное восприятие
собственной личности.
В целом формирование коммуникативной культуры, компетентности специалистов в разных сферах деятельности, в том числе и в области технологий общественных связей, предполагает всесторонность, системность знаний — гуманитарных и естественно-научных. Именно поэтому одной из актуальных задач современной высшей школы становится введение в образовательный стандарт комплекса дисциплин коммуникативного цикла, в первую очередь — основ теории коммуникации. Создание модели целостного, динамичного, но противоречивого мира выдвигает повышенные требо-
Литература
Глава 1. Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина
вания к уровню образованности, общей и коммуникативной культу ры будущего специалиста, ,
Таким образом, возрастание коммуникативной компетентности во всех сферах жизнедеятельности в конечном счете означает:
•ф- рационализацию механизмов управления обществом;
•ф утверждение диалога в качестве приоритетной формы общения, как единственного способа разрешения глобальной проблемы «цивилизационных вызовов»;
•ф формирование нравственной, духовной личности путем расширения уровня ответственности и свободы, в которых личность ищет свои жизненные смыслы.
Современный специалист — это высококвалифицированный профессионал, сочетающий эрудицию со знанием конкретной области деятельности, умеющий выделить стратегические вопросы, наладить взаимопонимание и взаимодействие с общественностью, конкретной социальной группой, отдельными людьми, т.е. обладающий высокой культурой коммуникативной деятельности.
ВЫВОДЫ
1. Коммуникация - сложное и многогранное явление, представляющее собой необходимое условие и фундаментальную основу существования человеческого общества и природных сообществ. Этим объясняется пристальное внимание, которое уделяют проблемам коммуникации социально-гуманитарные, естественные и технические науки.
2. Теория коммуникации представляет собой многоуровневую систему коммуникативного знания, в которой каждый из уровней обобщает и интегрирует теоретические результаты исследований коммуникативных процессов в природе, обществе и технике, достигнутые другими науками.
3. Теория коммуникации располагает собственным, теоретическим арсеналом, отвечающим строгим критериям научности: у нее есть свой предмет, категориальный аппарат, свои законы, общие и специфические методы исследования коммуникативных процессов.
4. Развитие человека и общества сопровождалось развитием способов и средств социальной коммуникации от примитивной зоокоммуникации го-минид (обезьяноподобных предков человека) до современной компъютеро-ориентированной коммуникации. В этом процессе можно выделить следующие этапы («коммуникативные революции»): возникновение речи, письменности, книгопечатания, наконец, электронных средств коммуникации.
5 Коммуникативная компетентность представляет собой определенный уровень сформированности личностного и профессионального опыта взаимодействия с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в профессиональной среде и обществе. Возрастание коммуникативной компетентности во всех сферах жизнедеятельности в конечном счете означает рационализацию механизмов управления обществом, утверждение диалога в качестве приоритетной формы общения и единственного способа разрешения глобальной проблемы «цивилизационных вызовов», формирование нравственной, духовной личности путем расширения уровня ответственности и свободы, в которых личность ищет свои жизненные смыслы.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Объясните, чем вызван рост научного интереса к проблеме коммуникации.
2. Дайте определение понятия «коммуникация». Охарактеризуйте многообразие подходов к определению понятия «коммуникация».
3. Какие научные дисциплины исследуют проблемы коммуникации?
4. Как соотносятся теория коммуникации и другие коммуникативные дисциплины? з. Попытайтесь определить место теории коммуникации в системе социогумани-тарного и естественно-научного знания.
6. Определите объект и предмет теории коммуникации. Какие вам известны подходы к определению объекта и предмета теории коммуникации?
7. Охарактеризуйте основные законы теории коммуникации.
8. Как соотносятся понятия «коммуникация» и «общение»?
9. Охарактеризуйте основные методы теории коммуникации.
10. В чем сострят основные функции теории коммуникации?
11. Опишите эволюцию коммуникативных способностей человека в процессе антропогенеза.
12. В чем состоит главное различие в коммуникативных способностях человека и животных?
13. Охарактеризуйте основные этапы в развитии технических средств социальной коммуникации.
14. Дайте определение коммуникативной компетентности и охарактеризуйте основные источники ее формирования.
ЛИТЕРАТУРА
Бланды Р. Эффективные бизнес-коммуникации: Теория и практика в эпох)' информации. СПб., 2000.
Дейк ван Т.А. Язык. Познание. Коммуникация / Пер. с англ. М., 1989.
Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент: Рабочая книга менеджера РК. СПб., 1997.
Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика. М., 1995.
Кпгпп М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М., 1988.
Клике Ф. Пробуждающееся мышление: У истоков человеческого интеллекта. М., 1983.
Конецкая В.П. Социология коммуникации: Учебник. М., 1997.
Глава 1. Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина
2.1. Проблемы коммуникации в истории социально-философской мысли (63) •
2.2. Современные концепции коммуникации (91) • 2.3. Теории массовой коммуникации (116)