русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА


Дата добавления: 2014-09-05; просмотров: 3511; Нарушение авторских прав


Коммуникативный процесс наряду с такими компонентами, как ин­дивидуальность и социальная роль, входит в содержание понятия личности. Личность - индивидуальность в коммуникации. Большинст-


во исследователей согласны с тем, что в этом определении наибо­лее четко проявляются взаимосвязь и взаимозависимость личност­ного и социального самоопределения.

Развитие информационной цивилизации, сменяющей индустри­альное общество, требует постоянного совершенствования самого человека, его творческих и созидательных способностей. Человек становится не только главным социальным измерением общества, но и его главным социальным содержанием. Сегодня чрезвычай­ную актуальность приобретает формирование духовной, нравст­венной личности. Это — фундаментальная задача науки и филосо­фии. Социальное самоопределение личности детерминировано не только принципиально новым технологическим способом воспро­изводства всей системы общественных отношений, но и характе­ром формирования и поддержания отношений между людьми.

Современная социальная система выдвигает новые объектив­ные требования к личности:

•ф- высокий уровень профессионализма;

•ф- широкие познания в области духовной культуры;

•ф- следование нормам морали;

•ф- ответственность за результаты своей деятельности;

•ф- требовательное отношение к себе и другим людям.

Усиление взаимозависимости людей в современном обществе требует более сложного социального, политического и экономи­ческого взаимодействия между ними с помощью новых способов коммуникации.

Содержание коммуникативной теории раскрывается через взаи­мосвязь понятий «коммуникация», «информация», «групповая, мас­совая, межличностная коммуникация» и др., среди которых особое место занимает понятие коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетентность определяется как развивающийся и в значительной мере осознаваемый опыт общения между людьми (меж­личностный опыт), который формируется и актуализируется в условиях непосредственного человеческого взаимодействия. При этом коммуника­тивная компетентность человека сводится не только к определен­ному состоянию сознания людей, стремящихся понять друг друга, но включает в себя и поведенческий аспект.



Трудно переоценить значение коммуникативной компетентнос­ти личности для современного общества. Усложнение обществен­ной жизни, ее динамичность, процессы социальной дифференциа­ции в индустриально развитых странах, трансформация старых со­циальных общностей и формирование новых в странах с переход­ной экономикой обусловливают повышение роли личности в созидании повседневной жизни общества и его культуры. В этих ус-


58 Глава 1. Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина

ловиях широкий и гибкий диапазон тактик и стратегий коммуника­ции позволяет коммуникативной компетентности проявляться в многообразных качествах, необходимых в различных видах комму­никативного взаимодействия (компетентность юриста, политика, врача, управленца, предпринимателя, специалиста в области свя­зей с общественностью и т.п.).

Особенно велика ее роль в сфере связей с общественностью. В качестве особой управленческой функции «паблик рилейшнз» способствует установлению и поддержанию надлежащих взаимоот­ношений между организацией и связанной с ней общественностью на всех уровнях социальных систем. Анализ структуры, источников коммуникативной компетентности личности, формирование и раз­витие коммуникативных способностей и навыков — цель специаль­ного исследования и изучения в рамках подготовки специалистов в области паблик рилейшнз.

Практика свидетельствует, что развитие информационной ци­вилизации при переносе центра тяжести на духовное производство объективно определяет возрастание роли и значения гуманизма в общественной жизни. При этом более благоприятной и потенци­ально эффективной формой коммуникации является форма диало­га. Подлинный диалог непременно предполагает, что каждый из его участников самостоятелен, активен, несет личностное своеоб­разие. Вступая в диалог, люди исходят из признания ценности и зна­чимости позиции другой стороны, стремясь понять друг друга.

Специфика переходного периода связана с тем, что современ­ный мир движется к развитию все более сложных и пластичных со­циальных форм массовой, групповой и межличностной коммуни­кации (например, наднациональные общности — суперэтносы и ме-гаэтносы). Вместе с тем процесс модернизации современного об­щества на информационно-технологической основе происходит по-разному в странах с различными национально-культурными осо­бенностями. Это ставит глобальную проблему единства цивилиза-ционного процесса и многообразия культур. Среди различных стра­тегий взаимодействия культур наиболее приемлемой в современ­ном мире следует считать стратегию культурного диалога, который должен способствовать не стиранию цивилизационных различий, а «единству многообразия», гармонии. Диалог как наиболее опти­мальная форма общения, проявляющаяся в отношении к другому человеку как к ценности, как к активному соучастнику взаимодейст­вия, обусловливается возрастанием коммуникативной компетент­ности его участников.

В наиболее общем виде коммуникативную компетентность специа­листа можно охарактеризовать как определенный уровень сформирован-


1.5. Коммуникативная компетентность в системе профессиональной подготовки 59

ности личностного и профессионального опыта взаимодействия с окружа­ющими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в профессиональной среде и обществе. Из этого определения следует, что коммуникатив­ная компетентность зависит: от присущих индивиду свойств; от из­менений, происходящих в обществе; от связанной с этими измене­ниями социальной мобильности самого специалиста.

Основными источниками приобретения коммуникативной ком­петентности являются соционормативный опыт народной культу­ры; знание языков общения, используемых народной культурой; опыт межличностного общения в деловой, повседневной и празд­ничной обстановке; опыт восприятия искусства; знания, общая эру­диция и научные методы обучения общению.

Из этих источников формируется сложный комплекс коммуни­кативных знаний и навыков, составляющих коммуникативную ком­петентность личности. Этот комплекс включает в себя:

-ф- знание норм и правил общения (делового, повседневного, праздничного и др.);

-ф- высокий уровень речевого развития, позволяющий человеку в процессе общения свободно передавать и воспринимать инфор­мацию;

-ф- понимание невербального языка общения;

-ф- умение вступать в контакт с людьми с учетом их половозраст­ных, социально-культурных, статусных характеристик;

-ф- умение вести себя адекватно ситуации и использовать ее специ­фику для достижения собственных коммуникативных целей;

-ф- умение воздействовать на собеседника таким образом, чтобы склонить его на свою сторону, убедить в силе своих аргументов;

-ф- способность правильно оценить собеседника как личность, как потенциального конкурента или партнера и выбирать собствен­ную коммуникативную стратегию в зависимости от этой оценки;

-ф- способность вызвать у собеседника положительное восприятие

собственной личности.

В целом формирование коммуникативной культуры, компетент­ности специалистов в разных сферах деятельности, в том числе и в области технологий общественных связей, предполагает всесто­ронность, системность знаний — гуманитарных и естественно-науч­ных. Именно поэтому одной из актуальных задач современной выс­шей школы становится введение в образовательный стандарт ком­плекса дисциплин коммуникативного цикла, в первую очередь — основ теории коммуникации. Создание модели целостного, дина­мичного, но противоречивого мира выдвигает повышенные требо-

Литература



Глава 1. Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина


 


вания к уровню образованности, общей и коммуникативной культу­
ры будущего специалиста, ,

Таким образом, возрастание коммуникативной компетентности во всех сферах жизнедеятельности в конечном счете означает:

•ф- рационализацию механизмов управления обществом;

•ф утверждение диалога в качестве приоритетной формы общения, как единственного способа разрешения глобальной проблемы «цивилизационных вызовов»;

•ф формирование нравственной, духовной личности путем расши­рения уровня ответственности и свободы, в которых личность ищет свои жизненные смыслы.

Современный специалист — это высококвалифицированный профессионал, сочетающий эрудицию со знанием конкретной об­ласти деятельности, умеющий выделить стратегические вопросы, наладить взаимопонимание и взаимодействие с общественностью, конкретной социальной группой, отдельными людьми, т.е. обла­дающий высокой культурой коммуникативной деятельности.

ВЫВОДЫ

1. Коммуникация - сложное и многогранное явление, представляющее собой необходимое условие и фундаментальную основу существования чело­веческого общества и природных сообществ. Этим объясняется присталь­ное внимание, которое уделяют проблемам коммуникации социально-гума­нитарные, естественные и технические науки.

2. Теория коммуникации представляет собой многоуровневую систему коммуникативного знания, в которой каждый из уровней обобщает и ин­тегрирует теоретические результаты исследований коммуникативных процессов в природе, обществе и технике, достигнутые другими науками.

3. Теория коммуникации располагает собственным, теоретическим арсе­налом, отвечающим строгим критериям научности: у нее есть свой пред­мет, категориальный аппарат, свои законы, общие и специфические мето­ды исследования коммуникативных процессов.

4. Развитие человека и общества сопровождалось развитием способов и средств социальной коммуникации от примитивной зоокоммуникации го-минид (обезьяноподобных предков человека) до современной компъютеро-ориентированной коммуникации. В этом процессе можно выделить сле­дующие этапы («коммуникативные революции»): возникновение речи, письменности, книгопечатания, наконец, электронных средств коммуни­кации.


5 Коммуникативная компетентность представляет собой определенный уровень сформированности личностного и профессионального опыта взаи­модействия с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рам­ках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в профессиональной среде и обществе. Возрастание коммуникативной ком­петентности во всех сферах жизнедеятельности в конечном счете означа­ет рационализацию механизмов управления обществом, утверждение диа­лога в качестве приоритетной формы общения и единственного способа разрешения глобальной проблемы «цивилизационных вызовов», формирова­ние нравственной, духовной личности путем расширения уровня ответст­венности и свободы, в которых личность ищет свои жизненные смыслы.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Объясните, чем вызван рост научного интереса к проблеме коммуникации.

2. Дайте определение понятия «коммуникация». Охарактеризуйте многообразие подходов к определению понятия «коммуникация».

3. Какие научные дисциплины исследуют проблемы коммуникации?

4. Как соотносятся теория коммуникации и другие коммуникативные дисциплины? з. Попытайтесь определить место теории коммуникации в системе социогумани-тарного и естественно-научного знания.

6. Определите объект и предмет теории коммуникации. Какие вам известны подхо­ды к определению объекта и предмета теории коммуникации?

7. Охарактеризуйте основные законы теории коммуникации.

8. Как соотносятся понятия «коммуникация» и «общение»?

9. Охарактеризуйте основные методы теории коммуникации.

10. В чем сострят основные функции теории коммуникации?

11. Опишите эволюцию коммуникативных способностей человека в процессе ан­тропогенеза.

12. В чем состоит главное различие в коммуникативных способностях человека и животных?

13. Охарактеризуйте основные этапы в развитии технических средств социальной коммуникации.

14. Дайте определение коммуникативной компетентности и охарактеризуйте основ­ные источники ее формирования.

ЛИТЕРАТУРА

Бланды Р. Эффективные бизнес-коммуникации: Теория и практика в эпох)' инфор­мации. СПб., 2000.

Дейк ван Т.А. Язык. Познание. Коммуникация / Пер. с англ. М., 1989.

Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент: Рабочая книга менеджера РК. СПб., 1997.

Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика. М., 1995.

Кпгпп М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М., 1988.

Клике Ф. Пробуждающееся мышление: У истоков человеческого интеллекта. М., 1983.

Конецкая В.П. Социология коммуникации: Учебник. М., 1997.


Глава 1. Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина


 


2.1. Проблемы коммуникации в истории социально-философской мысли (63) • 2.2. Современные концепции коммуникации (91) • 2.3. Теории массовой коммуни­кации (116)

Нестурх М.Ф. Происхождение человека. М., 1970.

Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учеб. по­собие. СПб., 1999.

Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М., 1974.

Птенцов Г.Г. Теория коммуникации. М.; К., 2001.

Современная психология: Справочное руководство. М., 1999.

Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации: Учеб. пособие. СПб., 1996.

Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: Учеб. пособие. СПб., 2002.

Тинберген Н. Поведение животных. М., 1969.

Тих Н.А. Предыстория общества. М., 1970.

Черри К. Человек и информация / Пер. с англ. М., 1972.

ОгтЫеЬу К., ВиПоп С. Моге Тпап \УогсЬ>. Ап 1п1гос1ис1юп Со СоттишсаНоп. Ь.; М.У., 1998.

1п1егпаиопа1 ЕпсусЬресНа о[ СоттитсаСюш / ЕЙ. Ьу Е. Вапипго, С. СегЬпег, Ш ЗсЬгатт, Т.Ь. \Уог[Ь, Ь. Сгозз. М.У., ОхГогд, 1989. Уо1. 1-4.

МсЬиНап М. Еззепиа! МсЬиЬап. М.У 1995.

ЗНаппоп С. ТЬе Ма1пета(лса1 ТЬеогу оГ СоттишсаСюп // Тпе Ве11 5у81ет ТесЬшса! .уоигпа!. 1948. Уо1. XXVII, № ?>.


Гл а в а 2

ИСТОКИ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Развитие средств коммуникации в процессе антропогенеза. | ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАЦИИ В ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.005 сек.