русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

СООРУЖЕНИЕ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 6997; Нарушение авторских прав


Земляное полотно автомобильных дорог является фундаментом для вышележащих слоев дорожной одежды. Поэтому от того, в какой степени прочность и устойчивость земляного полотна будут обеспечены в период его строитель­ства, зависят долговечность, прочность и несущая способность всей конструкции автомобильной дороги в целом.

Допущенные погрешности и дефекты при устройстве насы­пи или выемки автомобильной дороги в большинстве случаев могут быть исправлены только заменой участка некачествен­но выполненного земляного полотна, что, в свою очередь, вле­чет за собой замену покрытия и основания.

В связи с этим при строительстве земляного полотна ав­томобильных дорог необходимо тщательно выполнять все ви­ды работ, предусмотренные проектом и технологическим про­цессом, строго контролировать качество производства всех операций по возведению насыпи или выемки.

К основным причинам, которые приводят к неустойчивости и недостаточной прочности земляного полотна, относятся:

необеспеченность тщательного отвода поверхностных вод от земляного полотна, а также грунтовых вод из-под проезжей части дороги и из тела насыпи; возведение земляного полот на из неустойчивых к погодно-климатическим условиям грунтов;

некачественное уплотнение грунта в теле насыпи; наруше­ние предусмотренных проектом и СНиП геометрических раз­меров земляного полотна; несоблюдение предусмотренных про­ектом и СНиП поперечных и продольных уклонов земляного полотна и водоотводных сооружений, а также крутизны от­косов насыпи и выемки; некачественное укрепление обочин и откосов земляного полотна.

Контроль подготовительных работ. Перед началом работ необходимо проверить наличие утвержденной в установлен­ном порядке проектно-сметной документации с надписью главного инженера организации-заказчика «К производству работ».

Если при изучении проектно-сметной документации, а так­же в период производства работ будут выявлены возможно­сти улучшения технологического процесса, несоответствия про­ектно-сметной документации гидрологическим и геологическим условиям местности и другие причины, требующие изменения рабочих чертежей проекта, то такие изменения могут быть внесены только с письменного разрешения проектной органи­зации и заказчика, а в особых случаях с разрешения орга­низации, утвердившей проектно-сметную документацию.



Разбивку элементов земляного полотна производят при по­мощи геодезических инструментов (теодолита, нивелира, мер­ной ленты, уровня) путем точного переноса проектных точек земляного полотна на местность, при необходимости разбива­ют дополнительные временные точки.

Разбивку земляного полотна выполняют в зависимости от видов механизмов, используемых при производстве работ. При отсыпке высоких насыпей автомобилями и скреперами из вые­мок или грунтовых резервов через каждые 50...100 м отсы­паемой насыпи, а также на плюсовых точках устанавливают вехи по оси, бровкам и подошве насыпи.

При отсыпке насыпи скреперами и бульдозерами из боко­вых резервов через каждые 25...50 м, а также на плюсовых точках устанавливают вехи по оси отсыпаемой насыпи, бу­дущей бровке земляного полотна, подошве насыпи и внешних бровках резервов.

При устройстве насыпи грейдер-элеваторами или автогрей­дерами контуры насыпи закрепляют кольями через каждые 25...50 м и на плюсовых точках: внешней бровке кювет-ре­зерва, оси, бровке и подошве отсыпаемой насыпи.

При устройстве выемок на всех пикетах и плюсовых точках колышками разбивают ось и бровку выемки.

На всех выставленных колышках и вехах отмечают несмы­ваемой краской высоту насыпи или глубину выемки, а так­же глубину резервов. Для сохранения колышков и вех, ко­торые при устройстве земляного полотна метают работе ме­ханизмов, их выносят и закрепляют на обрезах или других местах.

В процессе производства земляных работ строительная ор­ганизация обязана обеспечить сохранность разбивочных зна­ков, а при их повреждении немедленно восстановить. При вы­полнении работ по разбивке насыпи необходимо давать за­пас на ее осадку в зависимости от применяемых механизмов, высоты насыпи и применяемых грунтов.

Соответствие разбивки земляных работ проектным данным, после ее тщательной проверки до начала работ по устройству земляного полотна, оформляется актом за подписью предста­вителей заказчика и подрядчика. Выполнение земляных работ разрешается только после окончания всех геодезических раз­бивочных работ, установки соответствующих знаков и подпи­сания акта.

Контроль выполнения работ по устройству земляного полот­на. Перед началом возведения насыпи автомобильных дорог с площади, на которой будут выполняться работы, необхо­димо аккуратно снять и уложить за ее пределами дерновой покров и растительный слой грунта. После окончания строи­тельных работ снятый слой грунта перемещают на участки, с которых он был удален, и разравнивают.

В случае, если проектом предусмотрены устройство дрени­рующих и изолирующих слоев в земляном полотне, а также замена грунтов, не обеспечивающих прочности и устойчивости земляного полотна, следует проверить соответствие укладывае­мых грунтов проекту, качество их укладки в насыпь и уплот­нение.

Не разрешается оставлять разрывы в земляном полотне для последующего строительства на их месте водоотводных труб либо других искусственных сооружений. Строительство этих сооружений, а также выполнение сосредоточенных земляных работ в местах переходов через болото, транспортных развя­зок в двух уровнях, подходов к мостам должно быть выпол­нено до начала линейных земляных работ. При строительстве автомобильных дорог из цементобетон-ных, асфальтобетонных и битумоминеральных покрытий на сыпь, сооружаемая высотой более трех метров, должна быть закончена не позже чем за год до начала строительства по­крытий. Не допускается возведение насыпи из мерзлых и пе­реувлажненных глинистых грунтов.

Строительство цементобетонных, асфальтобетонных и биту­моминеральных покрытий в один календарный год с устрой­ством насыпи высотой более трех метров разрешается, если в проектно-сметной документации предусмотрены дополни­тельные меры по повышению устойчивости и уплотнению насыпи.

В этом случае устройство и уплотнение насыпи особо кон­тролируется лабораторией. Тело насыпи отсыпают из круп­нозернистых и среднезернистых с отсутствием пылеватых ча­стиц песков, а также из гравелистых, щебенистых и других морозоустойчивых грунтов. Основания таких насыпей долж­ны быть устроены из скальных, каменистых, щебенистых и других прочных и малосжимающих грунтов, либо грунты ос­нования заменяют на свайные или другие прочные осно­вания.

Отсыпку насыпи выполняют, как правило, из однородного грунта. Грунт в насыпи следует укладывать на всю ее ши­рину, начиная от краев до середины. Следующий слой грун­та отсыпают только после разравнивания и надлежащего уп­лотнения нижележащего слоя. Во время отсыпки насыпи, а также в случае, если по ней открыто движение транспорта, для равномерного уплотнения грунта в теле насыпи движение должно регулироваться.

Если необходимо сделать перерыв в производстве работ по устройству насыпи на 1...2 сут, то следует проверить каче­ство планировки отсыпанного участка насыпи и в случае не­обходимости провести дополнительную ее планировку с целью обеспечения хорошего отвода воды с ее поверхности.

Если устройство дорожной одежды на земляном полотне производить по истечении длительного периода, то верх его должен быть тщательно спланирован под двухскатный или односкатный профиль и уплотнен, а откосы земляного полот­на спланированы.

Толщину слоя отсыпаемого грунта назначают в зависимости от применяемых для уплотнения механизмов и используемого в насыпь грунта, уточняют пробным уплотнением. Перед уп­лотнением поверхность отсыпанного слоя планируют с ук­лоном 20...40 %о по направлению к бровкам земляного по­лотна.

Плотность грунта в насыпи контролируют отбором проб с каждого отсыпанного слоя по оси насыпи и на расстоянии 1,5...2,0 м от бровки земляного полотна. Если ширина отсы­паемого земляного полотна более 20 м, то берут дополни­тельные пробы между осью земляного полотна и бровками.

При высоте насыпи до 3 м пробы берут через каждые 200 м отсыпанного слоя, более 3 м — через каждые 50 м; в местах сопряжения земляного полотна с мостами, над тру­бами и в конусах мостов — из каждого отсыпаемого слоя.

Допустимое отклонение от оптимальной влажности грунта при его уплотнении для связных грунтов — ±10 %, для несвяз­ных — ±20%. Оптимальная влажность грунтов,% (СНиП 3.06.03-85):

Супесчаные 9…15
Песчаные 8…12
Пылеватые 16…22
Суглинистые 12…15
Тужелосуглинистые 16…20
Суглинистые пылеватые 18…21
Глинистые 19…23

 

Таблица 34. Требуемые коэффициенты уплотнения грунта в насыпи (СНиП 3.06.03-85)

Вид земляного полотна Часть земляного полотна Глубина слоя грунта от поверхности покрытия, м Типы покрытия для дорожно-климатических зон
Усовершенствованные капитальные Усовершенствованные облегчен-ные и переходные
II-III IV-V II-III IV-V
Насыпь Верхняя До 1,5   1,0…0,98 0,98…0,95   0,98…0,95   0,95
Нижняя неподтапливаемая 1,5…6,0 Более 6,0   0,95 0,98 - 0,95 - 0,95 - 0,95…0,90  
Нижняя подтапливаемая 1,5…6,0 Более 6,0   0,98…0,95 0,98 0,95   0,98 0,95   0,95 -   0,95
Выемки и естест­венные основания В зоне промерзания До 1,2* 1,0…0,98 0,98…0,95   0,98…0,95   0,95
Ниже зоны промерзания До 1,2* 0,95 0,95…0,92 0,95…0,92 0,90

Примечания:1.Звездочками отмечены значения, которые в IV—V климатических зонах принимаются равными 0,8 м.

2. Большие значения коэффициента уплотнения должны быть до стигнуты при строительстве цементобетонных и цементогрунтовых покрытий и оснований, а также усовершенствованных покрытий.

3. Отклонение значения коэффициента уплотнения в сторону понижения допускается не более чем в 10% испытываемых образцов и не должно превышать по абсолютной величине 0,04.

4. Разница между значениями коэффициента уплотнения по попаречному сечению в верхнем слое земляного полотна для автомобильных дорог с капитальными типами покрытия не должна превышать 0,02, для других типов —0,04.

Коэффициент уплотнения насыпи зависит от дорожно-клима-тической зоны, в которой ведут строительство, положения слоя грунта по высоте насыпи, а Также типа покрытия, уст­раиваемого на возводимой насыпи (капитальный, облегчен­ный, переходный) (табл. 34).

Если влажность грунта при его уплотнении менее опти­мальной, то его доувлажняют и, наоборот, при влажности грунта более оптимальной — его просушивают или заменяют привозным грунтом. Если во время уплотнения грунта в на­сыпи пошел дождь, работы следует прекратить и возобно­вить только после прекращения дождя и просушки насыпи до достижения грунтом оптимальной влажности.

При уплотнении грунта в насыпи необходимо учитывать, что при отсыпке насыпи из пылеватых грунтов скреперами и пра­вильном регулировании их ездок по всей ширине отсыпае­мой насыпи коэффициент уплотнения грунта в насыпи соста­вит 0,90, а при отсыпке насыпи при тех же условиях буль­дозерами — 0,75.

При отсыпке насыпи из неоднородных грунтов необходимо, чтобы поверхность слоев из менее дренирующих грунтов, если они располагаются под слоями из более дренирующих грунтов, была спланирована от оси к бровке насыпи с укло­ном 4...10 %о; если дренирующие слои расположены под ме­нее дренирующими слоями, то их поверхность должна быть спланирована горизонтально; откосы насыпи должны быть устроены из грунтов с лучшими дренирующими свойствами, чем тело насыпи; насыпь возводят из неоднородных грунтов только в том случае, если эти грунты представляют собой естественную карьерную смесь.

При устройстве выемок грунт из них следует выбирать с недобором 5...30 см в зависимости от типа и вместимости ковша применяемого экскаватора и других землеройных ме­ханизмов. Недобор грунта в выемке срезают при выполнении планировочных работ. Переборы грунта ниже проектных от­меток выемки не допускаются.

Выемки глубиной до 1 м, а также начальные участки глу­боких выемок следует выполнять раскрытыми, разделывая их под насыпь с целью предохранения от снежных заносов.

При устройстве выемок, запроектированных в переувлаж­ненных глинистых грунтах, необходимо качественно и в уста­новленный срок выполнять мероприятия по обеспечению устой­чивости откосов выемки. На участках с оползнями выемки устраивать запрещается.

До начала производства работ необходимо тщательно обсле­довать залегание и качество грунтов на участках разработки выемки. Кроме того, проверяется надежность водоотвода на участке, где запроектировано устройство выемки. Разработку выемки необходимо начинать с низовой стороны, чтобы обес­печить выход воды из разрабатываемой выемки

Поперечный профиль верха земляного полотна устраивают двухскатным на прямых участках и на горизонтальных кри­вых с радиусом более 3000 м для автомобильных дорог I ка­тегории и с радиусом более 2000 м — для дорог остальных категорий.

Поперечные уклоны верха земляного полотна зависят от покрытия дороги и принимаются, %о (СНиП 3.06.03-85).

Покрытия асфальтобетонные, дементобетонные 15…20
То же, из щебеночных, гравийных и других материалов, об­работанных черными вяжущими, а также мостовых всех типов, кроме булыжных   20…25
То же, щебеночные и гравийные белые 25…30
Мостовые из колотого и булыжного камня 30…40

На участках горизонтальных кривых меньших радиусов, а также при строительстве автомобильных дорог I категории с двухполосным движением верх земляного полотна устраивают с односкатным профилем с уклоном согласно проекту.

Поперечные уклоны, а также ровность земляного полотна контролируют при помощи шаблонов в период его окончания и завершения отделочных работ, а также перед устройством корыта для строительства дорожной одежды.

Продольный уклон верха земляного полотна устраивают в соответствии с проектом в зависимости от категории авто­мобильной дороги и условий местности, а также расчетной скорости движения транспортных средств (табл. 35). Соответ­ствие продольного уклона проектному контролируют при по­мощи нивелира и мерной ленты.

Таблица 35. Значения продольного уклона земляного по­лотна (СНиП 2.05.02-85)

 

Скорость движения, км/ч                
Продольный уклон, %0

 

Поперечный профиль обочин устраивают в зависимости от

типа их укрепления и климатических условий и принимают:

при засеве травами — 40 %о, при укреплении щебнем с при-

менением вяжущих — 30...40, белым щебнем или гравием —

40...60, а при укреплении одерновкой —50...80%о.

Поперечный уклон обочин контролируют с помошью шаб­лона или рейки с уровнем.

Ширина верха земляного полотна устраивается в зависи­мости от категории автомобильной дороги и рельефа мест­ности согласно СНиП 2.05 02-85 (табл. 36).

Если на автомобильной дороге I категории число полос движения транспортных средств больше четырех, то при со­ответствующем технико-экономическом обосновании в проект-но-сметной документации ширина земляного полотна по верху может быть принята более 27,5 м.

Земляное полотно на горизонтальных кривых устраивают с уширением внутренней его стороны в зависимости от кате-Юрии автомобильной дороги и радиуса горизонтальной кри-

 

Таблица 36. Значения ширины верха земляного полотна (СНиП 2.05.02-85)

Категория автомобиль­ной дороги Ширина верха земляного полотна, м
в нормальных усло­виях на особо трудных горных участках
I 27,5
II 10,5
III
IV
V 6,5

вой. Ширину земляного полотна проверяют мерной лентой не реже чем через каждые 100 м.

Высоту насыпей и глубину выемок устраивают по проекту исходя из местных природно-климатических и гидрогеологиче­ских условий в соответствии с типовыми поперечными профи­лями, привязанными к месту производства работ. Отметку высоты насыпи и глубины выемок контролируют систематиче­ски нивелиром и мерной лентой.

По окончании работ по отсыпке насыпи и устройству вы­емок выполняют контрольную нивелировку продольного про­филя всего построенного земляного полотна и обязательно берут отметки в вершинах вертикальных кривых. При кон­трольной нивелировке отметки берут по оси и бровкам зем­ляного полотна.

Крутизну откосов насыпей и выемок устраивают в зависи­мости от высоты насыпи или глубины выемки, а также от ви­да применяемых при отсыпке грунтов и назначают (СНиП 2.05.02-85): для насыпей — 1 : 1,3, для выемок — от 1 :0,2 до 1 : 1,75. При необходимом обосновании для обеспечения без­опасности движения транспортных средств откосы выполняют более пологими. Крутизну откосов контролируют через каж­дые 100 м земляного полотна специальным шаблоном или ни­велиром с мерной лентой.

Положение земляного полотна в плане проверяют в процес­се его отсыпки теодолитом и мерной лентой, а перед нача­лом строительства дорожной одежды выполняют контрольную проверку - измеряют углы поворота и прямые между ними, правильность разбивки кривых.

При устройстве земляного полотна необходимо выполнятьтребования СНиП 2.05.02-85 и тщательно контролировать со­ответствие проекту фактического возвышения бровки земля­ного полотна над уровнем высоких вод, а также низа дорож­ной одежды над уровнем грунтовых или длительно стоящих поверхностных вод и над уровнем кратковременно стоящих поверхностных вод или над поверхностью земли с необеспе­ченным поверхностным стоком. Длительно стоящими водами считаются такие воды, которые стоят на поверхности земли более 20 сут, а кратковременно стоящими — менее 20 сут.

Возвышение низа дорожной одежды принимают в зависи­мости от вида грунтов, применяемых для строительства зем­ляного полотна, и климатической зоны района строительства дороги (табл. 37).

 

Таблица 37. Возвышение низа дорожной одежды над уров­нем вод не менее, м (СНиП 2.05.02-85)

Грунты, используемые для возведения насыпи Возвышение низа дорожной одежды для дорог по кли­матическим зонам
II III IV V
Песок средний и мелкий, супесь легкая крупная 0,7/0,5 0,6/0,4 0,5/0,3 0,4/0,2
Песок пылеватый, супесь легкая 1,2/0,6 0,8/0,5 0,8/0,4 0,7/0,3
Супесь пылеватая и тяжелая пылеватая; суглинок легкий, легкий пылеватый и тяжелый пылеватый   1,9/0,8   1,7/0,6   1,4/0,5   1,3/0,4
Суглинок тяжелый, глины 1,9/0,7 1,4/0,6 1,1/0,4 1, 0/0,4

Примечания: 1. В числителе указано возвышение низа дорож­ной одежды над уровнем грунтовых или длительно стоящих поверх­ностных вод, в знаменателе — то же, над поверхностью земли с не­обеспеченным поверхностным стоком или над уровнем кратковремен­но стоящих поверхностных вод.

2. За расчетный уровень грунтовых вод принимается расчетный осенний уровень.

3. Возвышение низа дорожной одежды над уровнем грунтовых вод, пониженных дренажом, принимается на 25 % больше.

4. При устройстве морозозащитных слоев возвышение низа дорож­ной одежды можно уменьшить на основании расчетов конструкции

дорожных одежд.

Возвышение низа дорожной одежды над уровнем грунтовых или длительно стоящих поверхностных вод и возвышение ни­за дорожной одежды над поверхностью земли на участках с необеспеченным поверхностным стоком или уровнем кратко­временно стоящих поверхностных вод проверяют перед уст­ройством дорожной одежды нивелиром. Фактический продоль­ный профиль сверяют с проектным, в случае несоответствия выполняют дополнительные земляные работы.

Превышение бровки земляного полотна над расчетным го­ризонтом воды с учетом подпора на подходах к малым мо­стам и трубам должно быть не менее 0,5 м при безнапорном режиме работы сооружения и не менее 1,0 м при полунапор­ном и напорном режимах.

Контроль устройства земляного полотна в особых условиях. При возведении насыпей на болотах проверяют соответствие размеров вертикальных песчаных дрен проекту и их качество. Устраивают дрены и возводят на них насыпь только в теп­лое время года и, как исключение, при температуре не ниже -5°С.

Перед отсыпкой насыпи необходимо убрать торф. Отсыпку насыпи следует выполнять в строгом соответствии проекту. При этом каждый последующий слой грунта должен отсы­паться только после достижения нижеотсыпанным слоем грун­та прочности, достаточной для восприятия нагрузки от после­дующего слоя. Для контроля осадки основания насыпи уста­навливают специальные марки и реперы, а также производят контрольное бурение скважин и испытание грунта на проч­ность.

Посадку насыпи на минеральное дно необходимо произво­дить посекционно. Сначала осуществляют посадку осевой сек­ции насыпи, равной 1/3 ширины всей насыпи, а затем отсы­пают и погружают боковые секции. Посадку насыпи выполня­ют только после ее полной проектной отсыпки. При этом необходимо вести тщательный контроль за равномерностью посадки.

Нижнюю часть насыпи на толщину не менее чем на 0,5 м больше глубины выторфовывания и расчетной осадки насыпи вместе взятых необходимо отсыпать из дренирующих грунтов. Глинистые грунты в нижнюю часть насыпи отсыпают в ис­ключительных случаях при наличии детального технико-эко­номического обоснования в проекте.

При отсыпке насыпи должна быть исключена возможность выдавливания или выпирания болотных отложений из-под тела насыпи, за исключением случаев, предусмотренных про­ектом. Осадка земляного полотна не менее чем на 80...90 % должна быть закончена до начала строительства дорожной одежды, а упругие деформации земляного полотна не должны превышать величину, допускаемую для типа покрытия, пре­дусмотренного проектом.

При устройстве насыпи из крупнообломочных грунтов верхняя часть ее должна отсыпаться на высоту до 1 м из этих грунтов, включающих фракции размером не более 250 мм, коэффициент уплотнения принимается согласно СНиП 3.06.03-85.

При сооружении земляного полотна на засоленных грунтах следует установить путем лабораторного анализа степень и качественный характер засоления.

Производство работ на участках с высоким уровнем грун­товых вод необходимо выполнять только в период, когда влажность грунтов наиболее близка к оптимальной. Верхний слой грунта, перенасыщенный солями, перед началом работ следует удалить.

При возведении насыпи на участках, подверженных ополз­невым явлениям, необходимо предусматривать дополнитель­ные меры по обеспечению устойчивости насыпи и откосов, а также близлежащего естественного грунта.

Эти мероприятия в основном сводятся к выполнению за­щитных, предупредительных и укрепительных устройств, обес­печивающих осушение участка производства работ, а также к предотвращению попадания дополнительной влаги на ополз­невые участки. В районе оползней насыпи устраиваются не выше 1 м и на более устойчивых частях косогора. Устройство выемок на участках, подверженных оползням, запрещается.

В районе карстовых явлений земляное полотно разреша­ется сооружать только в насыпях без устройства выемок. При этом необходимо принимать эффективные меры по защите уча­стка производства работ от инфильтрации воды. Источники и ключи на дне карстовых воронок должны быть отведены

Все карстовые воронки в пределах сооружаемой насыпи и полосы отвода заделываются глинистым грунтом, а щели — глинистым раствором. Мероприятия по устройству земляного полотна в районах карстовых явлений необходимо разраба­тывать в плане организации производства работ и обеспечи­вать их своевременное и качественное выполнение

При строительстве дорог в песках, покрытых растительно­стью, необходимо принимать меры против ее повреждения, нарушения рельефа и разрыхления поверхности песков. Ра­боты необходимо выполнять в период наибольшего увлажне­ния песка. Устройство насыпей следует вести без перерывов с немедленным укреплением построенных участков насыпи.

Контроль устройства дополнительных слоев земляного по­лотна. При устройстве морозозащитных, изолирующих, дрени­рующих, выравнивающих и других дополнительных слоев зем­ляного полотна следует проверять качество применяемых ма­териалов, устройство водоотвода, сохранность и качество уло­женного дополнительного слоя.

Лаборатория должна дать заключение о качестве вывози­мых материалов для устройства дополнительных слоев земля­ного полотна и соответствии их проекту. Повреждение поверх­ности земляного полотна перед укладкой дополнительного слоя, а также загрязнение применяемых материалов не до­пускаются.

При устройстве дополнительных слоев земляного полотна должен быть обеспечен отвод поверхностных вод от участка производства работ с целью сохранения укладываемого мате­риала, а также его качественной укладки без перемеши­вания.

Толщина материала уложенного дополнительного слоя долж­на быть не менее, чем предусмотрено в проекте. Разравнива­ние и уплотнение дополнительного слоя выполняют с сохране­нием его проектной толщины по всей площади устройства. Первый слой грунта сверх дополнительного слоя необходимо отсыпать толщиной не менее 0,3 м способом «от себя», тща­тельно планировать и уплотнять.

Устройство земляного полотна при пониженных температу­рах. Все подготовительные работы по производству земляных работ завершают до начала заморозков. Необходимо прове­рить разбивку и установку дополнительных знаков, а также снегонезаносимых реперов; дополнительно обследовать устрой­ство водоотвода на участках производства земляных работ в зимних условиях; подготовить и принять меры по предотвра­щению снегозаносов подъездных путей; предохранению от про­мерзания земельных участков, намеченных к разработке в зим­ний период; произвести контрольное обследование грунтов на участках, предусмотренных к разработке, и сверить данные лабораторного обследования с проектными.

Для предохранения от промерзания участков земли, наме­ченных к разработке в зимний период, их вспахивают и боро-нуют, а затем накрывают утепляющим материалом (опилками, хворостом и др.) или задерживают на них снеговой по­кров.

Основание под устраиваемую зимой насыпь должно быть подготовлено в летний период, а непосредственно перед нача­лом укладки грунта — очищено от снега и льда. Необходимо наметить и осуществить мероприятия, обеспечивающие непре­рывность производства земляных работ.

При возведении земляного полотна на грунтах, подвержен­ных пучинообразованию, нижние слои насыпи следует отсыпать до наступления отрицательных температур.

В зимний период отсыпку насыпи рекомендуется производить из сухих среднезернистых и крупнозернистых песков, гравий-но-галечных и скальных грунтов, а также из глинистых грун­тов, имеющих влажность не выше границ раскатывания, раз­рабатываемых в карьерах или глубоких выемках. Отсыпка на­сыпей из жирных глин, меловых, тальковых и трепельных грун­тов запрещается.

Насыпи на болотах рекомендуется возводить в зимний пе­риод. При возведении таких насыпей с полным или частичным выторфовыванием разрешается устройство насыпи, располо­женной ниже грунтовых вод, из мерзлых песчаных грунтов с обязательной отсыпкой вышележащих слоев насыпи из талых грунтов.

В связных грунтах следует производить только сосредото­ченные земляные работы, такие как разработка выемок с от­сыпкой грунта в отвал или для устройства высоких насыпей. Если окончание отсыпки насыпи предусмотрено в зимнее вре-мя, нижние слои ее следует устраивать из хорошо дренирую­щих грунтов.

Верхняя часть насыпи толщиной 0,8...1,2 м, а также откосы насыпи по всей их длине на расстояние 1 м в глубь тела на­сыпи должны отсыпаться только из талого грунта. Комья мерзлого грунта допускается укладывать в нижнюю часть на­сыпи, причем размер их должен быть не более 15...20 см, а количество — не более 15...20% массы всего уложенного грун­та. В этом случае для уплотнения грунта в теле насыпи необ­ходимо применять укаточные средства на пневмоколесном ходу массой 25...40 т.

Если грунт в насыпи уплотняют более легкими механизмами, то размер и количество укладываемых в насыпь мерзлых ко­мьев грунта соответственно уменьшается. Кроме того, мерзлый грунт в насыпи распределяют равномерно, не допуская его укладки в одном месте в виде гнезд.

Контрольные пробы мерзлого грунта отбирают до уплотне­ния из каждых 300...500 м3 грунта, уложенного в тело насы­пи. Общее количество мерзлого грунта в насыпи допускается не более 30 % общего объема отсыпанного грунта. Попадание снега и льда в тело насыпи недопустимо.

При засыпке устоев мостов, подпорных стенок, дорожных водопропускных труб и других искусственных сооружений при­менение мерзлого грунта запрещается.

Насыпи автомобильных дорог, возводимые на поймах рек или на затопляемых участках местности, а также регуляцион­ные земляные сооружения допускается возводить в зимнее время только из скальных крупнообломочных, крупнозернис­тых и среднезернистых грунтов. Насыпи на затопляемых пой­мах отсыпают до начала половодья на высоту не менее чем на 0,5 м выше отметки ожидаемого горизонта высоких вод с учетом высоты волны. Кроме того, до начала половодья должно быть выполнено предусмотренное проектом укрепление откосов насыпи.

Перед укладкой грунтов в насыпь методом стандартного уп­лотнения проверяют их влажность, которая должна быть оп­тимальной или близкой к оптимальной. Разрешается уклады­вать в тело насыпи несвязные грунты с влажностью, превыша­ющей оптимальную не более чем на 20...30 %, а связные — на 10%.

Необходимо следить за тем, чтобы укладка каждого слоя грунта в насыпь производилась до промерзания нижележаще­го слоя. Исходя из этого длину участка возводимой насыпи и уплотняющие средства назначают в зависимости от темпера­туры наружного воздуха и силы ветра. Время производства работ от выемки грунта в карьере до окончательного его уп­лотнения в теле насыпи не должно превышать 2...3 ч при тем­пературе наружного воздуха —10°С, 1...2 ч— при темпера­туре —10... —20°С и не более 1 ч при температуре ниже —20 °С.

При силе ветра более 3...4 баллов это время уменьшается вдвое. Кроме того, температура талого связного грунта в мо­мент окончания его уплотнения в теле отсыпаемой насыпи не должна быть ниже 2 °С.

Отсыпку насыпи следует производить на всю ее ширину серповидными горизонтальными слоями с обязательным обес­печением стока воды с поверхности земляного полотна с обес­печением качественного уплотнения каждого отсыпаемого слоя.

Отсыпку насыпи в зимнее время нужно производить, как правило, без перерывов. При необходимости устройства пере­рыва в производстве земляных работ по технологическим или погодным условиям отсыпанную часть насыпи следует тща­тельно спланировать и обеспечить отвод воды с ее поверхнос­ти. Перед возобновлением работ поверхность насыпи необхо­димо очистить от снега и льда. Если во время производства земляных работ пошел сильный снег, то работы необходимо прекратить.

При разработке выемок автомобильных дорог или земляных карьеров, из которых устраивается насыпь, необходимо прове­рить качество очистки поверхности грунта от снега, льда, кус­тарника и других загрязняющих предметов. Очистку разраба­тываемой площади выполняют из расчета не более чем на одну смену. Разрыхленный грунт в выемке или грунтовом карьере необходимо убирать в одну смену, а при температуре воздуха ниже —20 °С — в течение 3...4 ч.

Откосы выемок следует планировать только после полного оттаивания грунта. Для отвода воды с участка производства работ выемки, расположенные на уклоне, разрабатывают на­чиная с низовой их стороны.

При уплотнении грунта в насыпи следует дополнительно про­верять толщину отсыпаемых слоев грунта и соответствие коли­чества проходов уплотняющих средств требуемому коэффици­енту уплотнения. Для этого грунт отсыпают в насыпь слоями на 30...50 % больше, чем предусмотрено нормами для данного грунта и данного вида уплотняющих механизмов, и после каж­дого прохода уплотняющих средств отбирают пробу из нижней части слоя для лабораторного определения влажности и плот­ности грунта. Сопоставляя результаты испытания проб с тре­буемым значением плотности, определяют толщину оптималь­ного слоя отсыпки грунта и необходимое число проходов катков.

Для контроля качества уплотнения грунта при высоте насы­пи до трех метров через каждые 200 м берут пробы грунта по оси насыпи и на расстоянии 1,5 м от ее бровок. При высоте насыпи более трех метров такое же количество проб отбирают через каждые 50 м. Над искусственными сооружениями и в конусах насыпей мостов и путепроводов пробы отбирают из середины каждого слоя грунта толщиной 30 см и по две про­бы — при толщине слоя более 30 см.

Отклонение от предусмотренного СНиП 3.06.03-85 коэффи­циента уплотнения грунта допускается не более чем на 2 %. Для обеспечения качественного уплотнения гоунта в насыпи отсыпаемой в зимних условиях, на месте выполнения работ устанавливают посты производственных дорожных лаборато­рий.

При устройстве насыпей в зимних условиях высота их не ограничивается при средней температуре воздуха выше —5°С. При более низкой температуре воздуха отсыпка насыпей из связных грунтов высотой менее 2 м не разрешается.

Не разрешается устройство насыпи из мерзлых грунтов на­клонными слоями во избежание сползания их при оттаивании. Окончательную планировку земляного полотна разрешается производить только после полного оттаивания и просыхания грунта в насыпи.

Для обеспечения необходимой плотности грунта в насыпи и обеспечения оптимального режима уплотнения следует расчет­ным путем определить запас насыпи на усадку при оттаива­нии грунта. Запас этот не должен превышать 3...5 % высоты насыпи в районах с холодным климатом и 2...3% — с умерен­ным климатом. При этом меньшие значения принимаются при строительстве автомобильных дорог I...III категорий.

Досыпать насыпи, возведенные из глинистых грунтов в зим­них условиях, разрешается только весной или летом после того, как грунт в насыпи оттает и просохнет, а насыпь при­обретет устойчивое положение. Точное время досыпки на­сыпи устанавливает лаборатория взятием контрольных проб

грунта.

При устройстве земляного полотна на месте производства работ необходимо обеспечить постоянное наблюдение за тем­пературой наружного воздуха и отсыпаемого грунта количе­ством и продолжительностью выпадения осадков, направле­нием и скоростью ветра, количеством и размером мерзлых комьев грунта, укладываемых в насыпь, а также их равномер­ным распределением в теле насыпи. Все эти данные записывают в журнал производства работ. Кроме того, следует обеспечить контроль за состоянием насыпи и выемок как во время их устройства, так и до полного оттаивания грунта в весенний и летний периоды.

После окончания отдельных видов и этапов скрытых работ в обязательном порядке оформляются акты на скрытые рабо­ты, подписываемые заказчиком и подрядчиком. Без освидетель­ствования и составления акта на предшествующий вид работ последующие работы выполнять не разрешается.

Допустимые отклонения от проектных размеров при устрой­стве земляного полотна (СНиП 3.06.03-85) (±):

Высотные отметки продольного профиля, мм
Расстояние между осью и бровкой земляного полотна, см
Поперечный уклон. % 0,01
Разница между показателями плотности верхнего слоя грунта на одном поперечнике (для дорог с усовершенствованными ти­пами покрытий), %
Крутизна откосов, %
Поперечные размеры кюветов, нагорных и других канав (подну), см
Глубина кюветов при условии обеспечения стока, см
Продольный уклон дренажа, %
Ширина насыпных берм, см
Толщина слоя растительного грунта на откосах, %

 

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
КЭШ память | 


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.011 сек.