Бюджетный процесс в российском законодательстве - деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности
В соответствии с Бюджетным кодексом, правительство России вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального бюджета на очередной финансовый год не позднее 1 октября. Федеральный бюджет разрабатывается в соответствии с положениями ежегодного Бюджетного послания Президента РФ.
Федеральный бюджет рассматривается Госдумой в трёх чтениях.
В первом чтении принимаются основные параметры бюджета. Рассматривается:
- прогнозируемый объём доходов в очередной год и плановый период, с выделением объёма нефтегазовых доходов;
- приложения, с нормативами распределения доходов между уровнями бюджетной системы;
- общий объём расходов;
- верхний предел государственного внешнего и внутреннего долга;
- нормативная величина резервного фонда;
- дефицит или профицит федерального бюджета;
По Бюджетному кодексу, в процессе первого чтения Госдума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение правительства. В случае отклонения в первом чтении проекта федерального бюджета Госдума может:
- предоставить законопроект в согласительную комиссию(состав: совет федерации, правительство, Госдума);
- вернуть в правительство на доработку;
- поставить вопрос о доверии правительству.
Во втором чтении Госдума утверждает бюджет по разделам. Рассматривает:
- приложение к ФЗ, устанавливающие перечень главных администраторов доходов и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета;
- бюджетные ассигнования по разделам;
- программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;
- программа государственно внутренних и внешних заимствований;
В третьем чтении - по подразделам. Утверждается ведомственная структура расходов федерального бюджета.
После принятия федерального бюджета Госдумой, в течение 5 дней передает на рассмотрение в Совет Федерации, который рассматривает его, отклоняет или утверждает, в течение 14 дней. Одобренный Советом Федерации, закон передается в течение 5 дней Президенту РФ для подписания и обнародования в СМИ.
Выделяют следующие стадии бюджетного процесса:
- составление проектов бюджетов - подготовка экономического обоснования доходов и расходов бюджета;
- утверждение проектов бюджетов - принятие нормативных правовых актов о бюджете соответствующего уровня на очередной финансовый год;
- исполнение бюджетов - получение доходов бюджета и распределение бюджетных средств в соответствии с нормативно - актом о бюджете;
- контроль за исполнением бюджетов и отчет об исполнении бюджетов - текущий контроль за использованием бюджетных средств в процессе исполнения бюджета и подведение итогов исполнения бюджета по окончании финансового года.
Участниками бюджетного процесса РФ согласно п. 1 ст. 152 БК РФ являются:
- Президент Российской Федерации;
- высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;
законодательные органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления;
- исполнительные органы государственной власти;
- Центральный банк Российской Федерации;
- органы государственного финансового контроля;
- органы управления государственными внебюджетными фондами;
- главные распорядители бюджетных средств;
- главные администраторы доходов бюджета;
- главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета;