Бюджетное право – это подотрасль финансового права, которая рассматривает вопросы аккумулирования гос. финансовых ресурсов и вопросы по обеспечению денежными средствами бюджетные структуры государства.
Предметом бюджетного права является совокупность отношений, возникающих между субъектами правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней и бюджетов гос. внебюджетных фондов, а также отношений, возникающих между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления, рассмотрения, утверждения проектов бюджетов, исполнения бюджетов и контроля над исполнением. Носители юридических прав и обязанностей в отношениях по образованию, распределению и использованию бюджетов всех уровней являются субъектами бюджетного права. В круг субъектов бюджетного права РФ входят: - Президент РФ - ежегодно направляет Федеральному Собранию РФ Бюджетное послание, в котором определяется бюджетная политика РФ на очередной финансовый год; - органы законодательной власти, представительные органы местного самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджета соответствующего уровня бюджетной системы, осуществляют др. полномочия. Аналогичные полномочия законодательные органы осуществляют по отношению к ГВБФ; - органы исполнительной власти местного самоуправления составляют проект бюджета, вносят его на утверждение законодательного органа местного самоуправления, осуществляют исполнение бюджета, в том числе сбор доходов бюджета, управление гос., муниципальным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных органов, представительных органов местного самоуправления, осуществляют др. полномочия; - особо обширными полномочиями в области бюджетных правоотношений обладает Минфина; - ЦБ РФ (Банк России) совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Гос. Думе основные направления денежно-кредитной политики, обслуживает счета бюджетов, а так же осуществляет функции генерального агента по гос. ценным бумагам; - органами гос. и муниципального финансового контроля являются Счетная палата РФ, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, контрольные органы законодательных органов субъектов Федерации и представительных органов местного самоуправления. Они осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов ГВБФ, проводят экспертизу бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных правовых актов бюджетного законодательства РФ, ее субъектов, актов органов местного самоуправления; - главный распорядитель средств федерального бюджета - орган гос. власти РФ, определенный ведомственной классификацией расходов, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, главные распорядители средств регионального и местного бюджетов; - среди участников бюджетного процесса выделяются также получатели бюджетных средств, а так же кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов. Получатель бюджетных средств бюджетное учреждение или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью; - бюджетное учреждение - организация, созданная органами гос. власти РФ органами гос. власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета или бюджета ГВБФ на основе сметы доходов и расходов; - кредитные организации могут привлекаться для осуществления операций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе, а так же выполнять указанные функции Банка России в случае отсутствия его учреждений на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.
Бюджетными правоотношениями следует именовать те общественные отношения, которые урегулированы нормами бюджетного права. Они являются разновидностью финансовых правоотношений, так как возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов, сосредоточенных в государственном и местных бюджетах. Все бюджетные правоотношения могут быть разделены на группы: - отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов гос. внебюджетных фондов, осуществления гос. и муниципальных заимствований, регулирования гос. и муниципального долга; - отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением; - внебюджетные отношения, которые составляют отдельную группу бюджетных правоотношений.
Источник бюджетного права - это внешняя форма выражения нормы бюджетного права или, другими словами, нормативный правовой акт, содержащий нормы бюджетного права.
Систематизировать источники бюджетного права можно в зависимости от юридической силы нормативных правовых актов, начиная с Конституции РФ как правового акта, обладающего высшей юридической силой в Российской Федерации.
- Конституция РФ;
- федеральные конституционные законы;
- федеральные законы;
- подзаконные акты.
- уставы и конституции субъектов РФ;
- законы субъектов РФ;
- подзаконные акты;
- уставы муниципальных образований;
- собственно акты, регулирующие бюджетные отношения.
2.3 Бюджетная система РФ.
Бюджетная система Российской Федерации - это, согласно российскому законодательству, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов), местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов