Система фин. права – объективно обусловленные системы общественных финансовых отношений, внутреннее ее строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.
Фин. право состоит из двух частей: общей и особенной.
- Общая часть фин. права содержит нормы, регулирующие общественные принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему органов государства, осуществляющую финансовую деятельность, правовое положение всех субъектов финансовых правоотношений.
- В особенной части можно выделить следующие разделы, в которых сгруппированы нормы регулирующие отношения в области:
1. бюджетной системы
2. государственных и муниципальных внебюджетных фондов
3. финансов государственных и муниципальных предприятий
4. государственных и муниципальных доходов
5. государственного и муниципального кредита
6. организации страхового дела
7. государственных и муниципальных расходов
8. банковского кредита
9. организации денежного обращения и расчетов
10. валютного регулирования
11. государственного регулирования финансового рынка, т.е. рынка финансовых услуг Источники фин. права РФ - это правовые акты представительных и исполнительных органов гос. власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы фин. права. - Конституция РФ, конституции и уставы субъектов Федерации. В них закрепляются основы правовой организации фин. деятельности государства в целом и по отдельным ее направлениям соответственно используем звеньям фин. системы.
- Источники права, которые содержат нормы и др. отраслей права – административного, гражданского, налогового и т.д. к ним относятся КоАП, ГК РФ, НК, а так же законы о местном самоуправлении, о банках, о предприятиях и предпринимательской деятельности и др.
- Новое содержание федеративных отношений в России вызвало к жизни и новые формы федеративного законодательства в области финансов основы регулирования, такие как Закон РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР», «Об основах налоговой системы в РФ», законы республик в составе РФ, краев, областей, решения органов местного самоуправления. Это, например, законы республик о бюджете, положения о внебюджетных фондах, положения о местных налогах и сборах.
- Нормы фин. права содержатся и в указах Президента, и в актах органов исполнительной власти - постановлениях Правительства РФ. - Большую группу источников фин. права составляют акты финансово-кредитных органов - Министерства финансов РФ, Центрального банка России, Государственной налоговой службы РФ /приказы, инструкции и др. - Фин. - правовые нормы могут содержаться в актах органов гос, управления - министерств, ведомств, комитетов, регулирующих вопросы финансов в пределах соответствующей отрасли или сферы управления, и наконец в локальных актах, принимаемых корпорациями.
Финансово-правовая норма- это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения правило поведения в отношениях, возникающих в процессе образования, распределенияи использования денежных фондов государства и муниципальных образований. В зависимости от характера воздействия на участников финансового отношения нормы финансового права подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.
- Обязывающие нормы устанавливают определенные права и обязанности участников финансовых отношений, требуют от них совершения определенных действий. Например, нормы налогового права предписывают субъектам налоговых отношений при наличии определенных условий уплатить налог в определенном размере и в определенный срок.
- Запрещающие нормы содержат запрет на совершение определенных действий, устанавливают обязанность участников финансовых отношений воздержаться от них.
- Уполномочивающие нормы устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамках. Данные нормы содержатся, например, в нормативно-правовых актах, регулирующих кредитные правоотношения.
В зависимости от своего содержания нормы финансового права могут быть материальными и процессуальными.
- Материальные финансово-правовые нормы закрепляют виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством, источники образования кредитных ресурсов банка, виды расходов, включаемых в бюджеты и внебюджетные фонды, т. е. материальное содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений.
- Процессуальные финансово-правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области сбора, распределения и использования государственных денежных фондов.
Структура финансово-правовых норм состоит из трех основных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, каждый из которых отражает особенности этой отрасли права.
- Гипотеза указывает на условия действия финансово-правовой нормы.
-Диспозиция устанавливает содержание самого правила поведения, т. е. предписывает совершение определенных действий по образованию, распределению или использованию государственных финансовых ресурсов, выражает содержание прав и обязанностей участников финансовых отношений.
-Санкции определяют меры ответственности, применяемые к нарушителям финансово-правовых норм. Финансово-правовые санкции соединяют в себе право восстановительные и штрафные элементы.
1.7 Финансовые правоотношения. Субъекты ПФ. Защита прав субъектов ФП. Финансовые правоотношения - это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов.
Финансовые правоотношения отличаются тем, что:
- они возникают в процессе финансовой деятельности государства;
- один из субъектов в этих правоотношениях - всегда управомоченный орган государства или высший, или местный орган государственной власти;
они всегда возникают по поводу денег, денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т. д.
В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: государственно - властный и имущественный.
Следует различать понятие «субъект финансового права» и «субъект финансового правоотношения».
Субъект финансового правоотношения - это реальный участник конкретных правоотношений.
Субъектами финансовых правоотношений могут быть физические лица, юридические лица, государственные образования и муниципальные образования. Особенностью финансовых правоотношений является то, что одним из субъектов этих отношений обязательно должен быть соответствующий орган государственной власти.
Финансовое правоотношение не может возникнуть между физическими лицами; физическими лицами и юридическими лицами, имеющими организационно - правовую форму, базирующуюся на частной собственности, а также между данными юридическими лицами. Субъектный состав финансового правоотношения определяется видом финансового правоотношения.
Предусмотрено два порядка защиты прав субъектов ФПО: 1. судебный - непосредственное обращение в суд, 2. внесудебный - административный.
В свою очередь обязательные субъекты тоже имеют право обращения в суд - ФЛ суд общей юрисдикции, ИП в арбитражный суд. Внесудебный порядок обращение субъектов к вышестоящим должностным лицам или органам. Публичные образования - о «бесспорном» списании денежных средств с должностных лиц: до обращения в суд, процедура, когда налогоплательщики субъекты делают процедуру, например: налогоплательщик добровольно решил доплатить недостающую часть денег. КС РФ определяет конституционность или не конституционность применяемых норм, особая роль межгосударственных органов - страсбургский суд.