Международная торговля связывает все страны мира в единую международную экономическую систему – мировую экономику.
Межд.торговля отражает современное состояние МРТ. Внешняя торговля отдельной страны позволяет оценить, насколько она вовлечена в МРТ, ее профиль производственной специализации.
Основу международного товарообмена составляют:
различия в обеспеченности ресурсами.
неравномерность развития отраслей. Продукция наиболее динамично развивающихся отраслей вывозится на мировой рынок.
ограниченность внутреннего рынка платежеспособностью населения. Борьба за внешние рынки сбыта
Заинтересованность отдельных стран в расширении торговых связей объясняется:
потребностями сбыта продукции на внешних рынках
необходимостью получения отдельных товаров извне
стремлением получить более высокую прибыль, чем во внутренней торговле (за счет использования более дешевой рабочей силы, сырья)
1. Мировой рынок. Конъюнктура мирового рынка.
Рынок — это определенный механизм реализации товаров, который может функционировать в самых разных местах — на примитивных базарах, в магазинах, на оптовых складах, биржах, аукционах и др.
Рынки бывают внутренние и мировые.
Внутренний рынок – форма товарообмена, при котором все сбывается потребителям данной страны.
Национальный рынок – внутренний рынок, часть которого ориентируется на иностранных покупателей.
Международный рынок – часть нац.рынков, которая непосредственно связана с зарубежными рынками
Мировой рынок – сфера устойчивых товарно-денежных отношений, основанных на МРТ и др. факторов производства.
Мировые рынки функционируют иначе, чем национальные рынки отдельных стран. Общие правила МТ регулируются ВТО. В каждом сегменте мирового рынка сложились свои традиции и практики торговли. Цены на торгуемые товары формируются на мировых рынках, а цены на неторгуемые – на национальных, могут различаться. Цены на торгуемые товары более однородны. На биржевые товары (однотипные и крупные сделки) – единая мировая цена в форме биржевой котировки, которая меняется в зависимости от конъюнктуры рынка каждый день.
Главный внешний признак мирового рынка – передвижение товаров и услуг между странами, т.е. межд. торговля, состоящая из двух встречных потоков – экспорта и импорта.
Состояние и тех и других весьма динамично. Положение внутреннего или мирового рынка, оцененное на какой-то определенный момент времени, называется конъюнктурой рынка. Это понятие включает соотношение спроса и предложения на рынке товаров и услуг, динамику цен, показатели курсов ценных бумаг и процентных ставок и другие, которые изменяются под влиянием конкретных условий реализации. Эти показатели зависят от социально-экономических сдвигов в обществе, изменений в политической жизни, демографических подвижек, научно-технических и природно-климатических изменений. Изучение конъюнктуры мирового рынка преследует цель выявить закономерные и случайные тенденции его развития.
Для определения содержания конъюнктуры мирового рынка важное значение имеют в первую очередь три главных элемента: СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ЦЕНА.
Спрос отражает уровень общественных потребностей. Величина спроса ограничена покупательной способностью потребителей. Предложение отражает динамику национального производства и представляет собой совокупность товаров. Соотношение спроса и предложения оказывает определяющее влияние на формирование уровня цен. Динамика цен на рынке отражает изменения в производительности труда и структуре общественного производства.
Мировой рынок мог достичь своего полного развития лишь при капиталистическом машинном производстве и вызванного им широкого международного разделения труда.
Хотя мировой рынок возник на основе развития национальных рынков, тем не менее он не тождествен им. По крайней мере можно отметить наличие следующих отличительных свойств:
– некоторые товары, участвующие в обращении внутри стран, совсем не выходят на мировой рынок;
– движение товаров на национальном рынке обусловлено экономическими факторами, т. е. производственными связями между предприятиями и другими организациями, а на мировой рынок огромное влияние оказывает внешнеэкономическая политика государств. Например, на пути иностранных товаров государство нередко воздвигает высокие таможенные барьеры, а при движении национальных товаров между своими областями, провинциями, штатами оно этого не делает;
– на мировом рынке существует особая система цен — мировые цены.
Не все производимые в мире товары и услуги попадают на мировой рынок. Многие из них предназначены только или в основном для внутреннего потребления (местный транспорт, ЖКХ, розничная торговля и т.п.). Таким товары называются НЕТОРГУЕМЫМИ, или неперемещаемыми, в отличие от ТОРГУЕМЫХ или перемещаемых товаров, которые являются предметом международной торговли
Мировые рынки функционируют иначе, чем национальные рынки отдельных стран. Общие правила мировой торговли регулируются Всемирной торговой организацией (ВТО).
Цены на торгуемые товары формируются на мировых рынках. Цены на торгуемые товары более однородны, тогда как цена на неторгуемый товар может существенно отличаться в разных странах.
На биржевые товары существует единая мировая цена – в форме биржевой котировки, которая меняется в зависимости от конъюнктуры рынка на протяжении каждого дня. Предметом биржевой торговли являются многие с/х товары (пшеница, рис, кофе, какао), большинство черных и цветных металлов, нефть и нефтепродукты, лес, хлопок и т.п. (в основном сырьевые товары).