Эта система наиболее явно наблюдается в Северной Корее, на Кубе, в Туркмении.
В командной экономике ресурсы (земля и капитал) находятся в собственности государства. Решения о том, что, как и для кого производить, принимает единый центральный государственный орган, он же (или другой центральный орган) осуществляет контроль за деятельностью предприятий. В командной системе отсутствуют частные предприниматели, поскольку единственным владельцем производства является государство. По этой причине государство является единственным работодателем, поэтому на рынке труда в командной экономике наблюдается монопсония (монополия покупателя). Все руководители предприятий являются наёмными работниками, они материально не выигрывают от успешной работы предприятия и не проигрывают от неэффективности дел.
Государство само принимает решения о принципах распределения благ, часто нормируя количество продукции, которую может приобрести потребитель. В командной экономике практически отсутствуют экономические стимулы для участия в экономической деятельности, все стимулы являются неэкономическими, от повышения социального статуса (почётная грамота, благодарность начальства) до страха перед наказанием.
Советская экономика была очень близка к командной.
Практически все ресурсы (земля, оборудование) находились в собственности государства. Несмотря на то, что в стране существовали деньги, цены на продукцию определялись государством вне зависимости от спроса и предложения продукции, значительная часть благ распределялась нерыночными способами ( с разрешения государства). Решения о производстве продукции принимал высший плановый орган - Государственный комитет по планированию (ГОСПЛАН).
Информация о запросах потребителей не доходила до Госплана СССР вовсе или доходила с запозданием. По этой причине потребители практически не имели возможности приобретать необходимую продукцию. Потребительская продукция, производимая советскими предприятиями, была, как правило, низкого качества из-за незаинтересованности производителя в эффективном производстве и отсутствия конкуренции. Кроме того государство принимало решение о производстве благ, ориентируясь не на нужды конечных потребителей, а на своё усмотрение. Поэтому значительную часть производимых в СССР благ составляли не потребительские товары, а вооружение и средства производства. С другой стороны благодаря такой экономической системе государство могло государство имело возможность привлечь значительные экономические ресурсы в приоритетные для государства отрасли экономики.
Государство, являясь единственным работодателем могло устанавливать низкий уровень оплаты труда, однако, гарантируя гражданам социальную защиту на уровне не ниже прожиточного минимума. Но средний уровень жизни в СССР был значительно ниже, чем в странах рыночной экономики.
Основные достоинства командной экономики:
· Наличие социальных гарантий (за счёт низкого среднего уровня жизни);
· Возможность привлечь значительные ресурсы в приоритетные отрасли экономики за счёт других отраслей;
· Относительное социальное равенство, равномерное распределение доходов (за счёт снижения эффективности производства по причине незаинтересованности работников и руководителей).
Основные недостатки:
· Неэффективное производство (из-за отсутствия экономических стимулов);
· Неразвитость многих отраслей экономики (из-за направления большей части ресурсов в те отрасли, которое государство считает приоритетными);
· Низкий средний уровень жизни ( из-за отсутствия эффективного производства в большинстве отраслей народного хозяйства;
· Наличие продукции, не пользующейся спросом, и дефицит необходимых благ (из-за громоздкой системы планирования и невозможности быстро и правильно определить необходимый объём производства.