Реклама в широком смысле – это некие сообщения о товарах и услугах, распространяемые многочисленными производственными, торговыми или финансовыми компаниями с целью воздействия на потребителей. Рекламы в условиях конкуренции появляется так много, что людям стало сложно ориентироваться в ее многоцветии. Сегодня рекламисты вынуждены заниматься не только оформлением гранд-идеи в нужном формате. Они должны прилагать усилия, чтобы целевая аудитория вообще заметила сообщение и приняла его к сведению, а затем оценила преимущества рекламируемого продукта и пожелала его приобрести. Иначе вложения в рекламу окажутся «выброшенными на ветер». Достичь желаемого эффекта сложно, поскольку реклама – это информация, которую никто не обязан изучать.
Так как же рекламе попасть в поле зрения потенциальных потребителей и завоевать их симпатии?
В решении этой проблемы успешнее тот, кто лучше подкован знаниями психологии.
В психологическом плане рекламу можно определить как искусство производить направленное воздействие на людей с целью активизации сбыта. В этой связи можно выделить три основных направления, определяющих эффективность психологического воздействия рекламы на потребителя:
- проблемы восприятия потребителем рекламного сообщения;
- формирование в подсознании потребителя эффективного рекламного образа товара (услуги);
- формирование у потребителя желания (мотивации) выполнить рекламный призыв к действию (приобретению)[39].
Рассмотрим указанные направления подробнее.
Рекламная информация представляет собой комплекс раздражителей: цвета, изобразительных форм, контрастности и т.д. Чем сильнее раздражители, тем сильнее действие рекламы. Кроме того, важно добиться, чтобы коммуникант оценил информацию не только легко, но и некритически.
Чтобы спрогнозировать, будет ли адекватно воспринято рекламное обращение, в процессе его создания необходимо позаботиться о продуктивности раздражителей, а для этого – учесть особенности психической переработки информации.
Переработка информации, происходящая при рекламном воздействии на потребителя, включает следующие психические процессы (т.е. первичные регуляторы поведения человека[40]):
- ощущения – это отражение в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира при непосредственном их воздействии на органы чувств;
- восприятие – отражение в коре головного мозга предметов и явлений, действующих на анализаторы человека;
- внимание – определенная направленность и сосредоточенность психической деятельности;
- память – это форма психического отражения действительности, которая включает процесс запоминания, сохранения и последующего припоминания или узнавания;
- мышление – это обобщенное отражение в сознании человека предметов и явлений в закономерных связях и отношениях;
- эмоции – психические процессы, в которых человек переживает свое отношение к явлениям окружающей действительности[41].