Понятие «управление знаниями» (КМ - Knowledge Management) появилось в середине 90-х годов в крупных корпорациях, где проблемы обработки информации приобрели особую остроту и стали критическими. При этом стало очевидным, что основным узким местом является обработка знаний, накопленных специалистами компании, так как именно знания обеспечивают преимущество перед конкурентами. Часто информации в компаниях накоплено даже больше, чем они в состоянии обработать. Различные компании пытаются решать этот вопрос по-разному, но при этом каждая компания стремится увеличить эффективность обработки знаний [44].
Ресурсы знаний различаются в зависимости от отраслей индустрии и приложений, но, как правило, включают руководства, письма, новости, информацию о заказчиках, сведения о конкурентах и данные, накопившиеся в процессе разработки. Для применения КМ-систем используются разнообразные технологии:
- электронная почта;
- базы и хранилища данных (Data Wharehouse);
- системы групповой поддержки;
- броузеры и системы поиска;
- корпоративные сети и Интернет;
- экспертные системы и базы знаний; интеллектуальные системы.
Традиционно проектировщики систем КМ ориентировались лишь на отдельные группы потребителей - главным образом менеджеров. Более современные КМ-системы спроектированы уже в расчете на целую организацию.
Хранилища данных [37], которые работают по принципу центрального склада, были одним из первых инструментариев КМ. Как правило, хранилища содержат многолетние версии обычной базы данных, физически размещаемые в той же самой базе. Когда все данные содержатся в едином хранилище, изучение связей между отдельными элементами может быть более плодотворным.
При этом активы знаний могут находиться в различных местах: в базах данных, базах знаний, в картотечных блоках, у специалистов и могут быть рассредоточены по всему предприятию. Слишком часто одна часть предприятия повторяет работу другой части просто потому, что невозможно найти и использовать знания, находящиеся в других частях предприятия.