По способу реализации информационные технологии делятся на традиционные и современные. Традиционные существовали в условиях централизованной обработки данных до периода массового использования ПЭВМ. Они были ориентированы, главным образом, на снижение трудоемкости пользователя. Новые (современные) информационные системы связаны, в первую очередь, с информационным обеспечением процесса управления в режиме реального времени.
Информационная технология является «традиционной», если ее использование в выделенном сообществе является общепринятой нормой, а сама технология на протяжении жизни поколения (25-лет) качественно не изменялась (табл. 2).
Таблица 2
Информационные технологии: традиционные, новые и новейшие
Информационные технологии
Признаки новизны
Примеры
Традиционные
Считаются обычными. Хорошо освоены и используются во всех организациях
Телефон
Радио
Почта
Пишущая машинка и т.д.
Новые
Считаются обычными. Осваиваются и используются во многих организациях
Радиотелефон
Мультимедия
Электронная почта Текстовый процессор
и т.д.
Новейшие
Считаются необычными. Осваиваются и используются в немногих организациях
Mimio (электронная доска)
IP-телефония и т.д.
Зарождающиеся
Существуют прототипы
Электронная книга (Устройство для чтения. Тексты изданий продаются через Интернет) и т.д.
Перспективные
Разрабатываются прототипы
???
Компьютер начал широко использоваться для подготовки и хранения документов около двадцати лет назад. Сегодня он практически вытеснил пишущую машинку, однако массовое освоение возможностей этой технологии продолжается. Компьютерную подготовку документов называют «новой» информационной технологией. За последние десять лет текстовый процессор претерпел и продолжает претерпевать качественные изменения (графический формат, голосовой ввод информации и т.п.). Не удивительно, что на большинстве рабочих мест его возможности не используют и на четверть. Пройдет немало времени, прежде чем базовые функции текстового процессора окончательно стандартизируются и будут массово освоены большинством пользователей, а сам текстовый процессор перейдет в разряд «традиционных» информационных технологий. Среди отличительных признаков «новой» технологии можно указать такие:
- она используется во многих местах, но не везде;
- она продолжает качественно изменяется;
- ее продолжают осваивать на рабочем месте.
Информационная революция продолжается, и мы постоянно слышим о «новейших» технологиях. Для массового сознания они необычны, а их освоение и использование идет в немногих передовых организациях. Отличительная особенность «новейших» технологий не только в том, что они только модны и удобны. Их продвигает экономическая выгода. Например, приобретение устройств для IP-телефонии, массовое производство которых и продвижение на рынке начала компания CISCO, это не только еще один шаг к «Великому Объединению», но и возможность существенно сэкономить на оплате услуг связи. Мимиограф динамически преобразует текст и изображение, формируемые на классной доске, в рисунок на экране компьютера. Этот рисунок можно не только сохранить и распечатать, но и передать обучающимся, которые находятся за пределами аудитории. Отличительная черта новейшей технологии в том, что она быстро дешевеет, быстро распространяется и незаметно превращается в «новую» информационную технологию. Граница между «новыми» и «новейшими» технологиями размыта. Например, можно считать видеоконференции новейшей технологией, хотя найдутся и такие, кто участвовал в них два десятка лет назад. И наоборот, мультимедийные игры появились сравнительно недавно, но сегодня они широко распространены.
Обсуждая информационные технологии, нельзя не упомянуть «зарождающиеся» технологии. Их отличительная особенность – потенциальная эффективность и малая распространенность. Их появление и распространение – конкретные шаги Великого Объединения, которое будет продолжать развертываться в ближайшие десятилетия. Характерный пример – «электронные книги», которые появились на рынке в последнем году второго тысячелетия. Превращение «зарождающихся» технологий в «новейшие» – это процесс не прогнозируемый, а управляемый.
Для полноты картины отметим «перспективные» технологии. Они и принципиально и практически возможны. О них любят говорить журналисты, их стоит иметь в виду, занимаясь стратегическим планированием. Но они не подходят для массового практического использования. Их можно «пощупать» только в лабораториях или на единичных объектах. Разработчики педагогических приложений вынуждены ждать, пока «перспективные» технологии превратятся в «новейшие».