Контроль готовности локатора к работе производится в соответствии с заводской инструкцией по эксплуатации и согласно технологии технического обслуживания данного типа РЛС. С методической точки зрения в работе с локатором при предполетном обслуживании необходимо произвести:
1. Оценку окружающей обстановки с точки зрения возможности наблюдения местных объектов и отсутствия крупных близко расположенных препятствий;
2. Внешний осмотр блоков, имеющих свободный доступ;
3. Подготовку к включению источников питания;
4. Установку органов включения и управления станцией в исходное положение;
5. Соблюдение правил техники безопасности в секторе возможного облучения и непосредственно на самолете перед включением РЛС;
6. Включение источников питания;
7. Проверку работоспособности РЛС;
8. Отыскание неисправного блока или узла, если обнаружено нарушение работы РЛС.
При проверке работоспособности локатора без помощи специальной аппаратуры заключение об исправности отдельных устройств и в целом станции делается по внешним признакам.
Такими признаками являются:
1. По передатчику: наличие контрастного изображения на экране ЭЛТ, а при отсутствии возможности наблюдать изображение— наличие линии развертки, свидетельствующее о существовании импульсов запуска, а значит, и об исправности модулятора;
2. По приемнику: наличие качественного изображения на экране ЭЛТ, изменение качества «картинки» при вращении ручки «Контраст» в режиме «Земля», а при отсутствии возможности наблюдать изображение — наличие шумов на линии, развертки;
3. По каналу развертки: наличие линии развертки по всей: длине нулевой азимутальной линии на шкале, возможность регулировки яркости линии развертки, вращение линии развертки синхронно с антенной, правильность формы масштабных полуколец, равенство расстояний между масштабными полукольцами, соответствие количества масштабных полуколец выбранному масштабу;
4. По каналу масштабных меток: наличие масштабных меток на линии развертки, возможность регулировки яркости масштабных меток, непрерывность масштабных полуколец при сканировании антенны, соответствие числа масштабных меток выбранному масштабу;
5. По каналу синхронизации: наличие линии развертки и масштабных меток на экране;
6. По схеме включения РЛС — возможность включения: любого рабочего режима через 4 мин после подключения источника питания;
7. По схеме управления антенной: сканирование антенны во всех рабочих режимах, кроме режима «Снос»; вращение антенны в режиме «Снос» при нажатии любой из кнопок и изменении скорости этого вращения при повороте ручки «Контраст»;
8. Изменение качества изображения ближних и дальних объектов при вращении ручки «Наклон»;
9. По схеме ВАРУ наличие затемненной полуокружности на экране ЭЛТ при включении соответствующих режимов и масштабов;
10. По схеме АПЧ качественное изображение на экране ЭЛТ.
Предполетная проверка должна производиться в определенной последовательности, для этого необходимо:
1. Убедиться, что в секторе обзора РЛС в пределах дальностей 1000—5000 м имеется отражающий ориентир, а в пределах 100 м нет крупных отражающих объектов. Невыполнение последнего условия может привести к ухудшению чувствительности приемника сильным отраженным сигналом.
2. Произвести внешний осмотр блоков, имеющих свободный доступ, убедиться в их чистоте, в отсутствии механических повреждений, в надежности крепления, в наличии металлизации и пломб.
3. Установить органы управления в исходное положение:
а) на блоке индикатора:
- нажать клавишу «Откл.»;
- переключатель «Режим» установить в положение «Готов»;
- ручку «Частота» установить в крайнее левое положение,
- ручку «Яркость» — в среднее положение,
- ручку «Наклон» — в положение «0»,
- ручку «Контраст» — в среднее положение,
- ручку «Метки» — в среднее положение,
- переключатель масштабов — в положение «30»;
б) на верхнем щитке пилота переключатели «Гроза Стабилиз.» и «Резервн. ПРД» установить в положение «Выключено».
4. Подготовить к работе источники и цепи электропитания, проверить номиналы напряжений бортсети + 27 В, 115 В 400 Гц и 36 В 400 Гц; убедиться, что АЗС ГК-5 «Гроза» на левой панели АЗС находятся в положении «Пит.», «Обдув», а A3 ЗК-5 и A3 ЗК-2 в положении «Гроза».
5. Убедиться в соблюдении правил техники безопасности.
Внимание! При установке переключателя режимов в любое рабочее положение (кроме «Готов») радиолокатор начинает излучать колебания СВЧ.
6.Включить станцию, для чего следует: на блоке индикатора нажать клавишу «РЛС»; включить самолетную гировертикаль, с которой связан радиолокатор ;прогреть станцию в течение 3—5 мин, в зависимости от температуры окружающей среды; проверить наличие свечения сигнальной лампочки в нижней части экрана индикатора; переключатель режимов установить в положение «Земля»; убедиться, что на экране появляется линия развертки, а лампочка подсвета шкалы индикатора гаснет; проверить наличие линии развертки и отсутствие подсвета в режимах «Метео» и «Контур», а в режиме «Снос» наличие линии развертки и подсвета шкалы.
7. Проверить исправность каналов развертки, меток и синхронизации:
а) отрегулировать линию развертки и метки: ручкой «Яркость» получить на экране развертку в виде мерцающей линии толщиной0,1—0,2 мм; ручками «Метки» и «Яркость» отрегулировать на экране масштабные метки так, чтобы они хорошо, но не слишком ярко, наблюдались на линии развертки. После чего следует убедиться, что масштабные метки описывают на экране правильные полуокружности в пределах ±100° относительно нулевой азимутальной риски;
б) проверить развертку на соответствие масштабов и на линейность, для чего поочередно установить масштабы 30, 50, 125, 250, 375 и убедиться в:
1. Наличии масштабных колец, форма которых должна иметь вид правильных полуокружностей, а расстояния между кольцами не должны отличаться более чем на 20%;
2. В Соответствии количества масштабных колец установленному масштабу, которое должно быть: на масштабе 30 — три кольца (по 10 км); на масштабе 50 — пять колец (по 10 км), на масштабе 125 — пять колец (по 25 км); на масштабе 250 — пять колец (по 50 км); на масштабе 375, т. е. 200—375 км — три-четыре кольца (по 50 км), допускается более яркое и даже сдвоенное изображение последнего кольца. На всех масштабах, кроме 375, последнее кольцо должно располагаться далее последней горизонтальной риски, нанесенной на линии нулевого азимута экрана, в то же время оно должно быть не ближе первой горизонтальной риски. 8. Проверить исправность приемника и передатчика: а) в режиме «Земля»:
3. На масштабе 30 км, при установке ручки «Наклон» в положение «0» проверить оптимальность настройки приемника, для чего:
- плавным медленным (1 оборот за 10 с) вращением ручки «Частота» из крайнего левого положения добиться появления на экране яркостных отметок известных для данного аэродрома ориентиров и местных предметов. Если получить изображения не удается, то необходимо выключить излучение установкой режима «Готов» и уточнить положение ручки «Наклон»;
- на блоках с ручной регулировкой частоты захвата вернуть ручку «Частота» в крайнее левое положение и снова, включив режим «Земля», повторить настройку приемника, плавно повернув ручку «Частота» до получения изображения на экране;
- на станциях, укомплектованных блоком с автоматическим захватом частоты, после небольшой выдержки повторно включить режим «Земля». Не более чем через 25 с изображение должно появиться;
- установить минимальную для данных условий освещенности яркость радиолокационного изображения;
- вращением ручки «Контраст» до упора вправо и влево убедиться в изменении качества изображения на экране. Поворот ручки вправо приводит к исчезновению отметок от отдельных отражающих объектов или изменению их конфигурации. В отдельных случаях этого может не произойти, однако при приближении к крайнему положению яркость элементов радиолокационного изображения должна уменьшаться;
- проверить эффективность действия регуляторов «Яркость» и «Метки»;
б) в режиме «Метео» проверяется работоспособность высокочастотной части антенны, для чего необходимо: ручкой «Наклон» поднять антенну на 5°, при этом изображение местных невысоких объектов должно исчезнуть с экрана, что свидетельствует о работе антенны узким лучом; установить режим «Земля», что должно сопровождаться восстановлением изображения на экране ЭЛТ, это свидетельствует о работе антенны с веерной диаграммой направленности;
в) в режиме «Контур» проверяется работоспособность схемы контурной индикации. С этой целью необходимо: добиться четкости изображения местных предметов регулятором «Наклон», что удобно сделать в режиме «Метео»; включить режим «Контур» и убедиться в появлении на месте ярких изображений затемненных участков, что свидетельствует о нормальной работе видеоусилителя контурной индикации; проверить действие схемы ВАРУ. Для этого в режиме «Контур» перейти с дальности 30 км на дальность 50км. При этом затемненная часть линии развертки должна уменьшаться примерно до половины ее длины;
г) в режиме «Снос» проверяется работоспособность схемы ручного управления вращением антенны, для этого следует: включить режим «Снос» и убедиться по линии развертки, что антенна остановилась, а шкала индикатора подсвечивается; убедиться, что нажатие любой из двух клавишей с индексом ДЛАА сопровождается поворотом антенны в плоскости азимута со скоростью меньшей, чем в других режимах; повернуть ручку «Контраст» вправо, это должно вызывать возрастание скорости поворота антенны;
д) в режимах «Земля» и «Контур» с резервным передатчиком, для чего: на верхнем щитке пилота включить переключатель «Ре-зервн. ПРД»; выполнить операции пунктов 8, а и 8, в (в части, касающейся проверки ВАРУ).
9. Выключить PЛC, для чего: нажать клавишу «Откл.»; установить органы управления на блоке индикатора и на верхнем щитке пилота в исходное положение; установить АЗСы питания МГВ и PЛC в исходное положение.