При работе с панорамным локатором должны соблюдаться правила технической эксплуатации электроустановок, правила техники безопасности, санитарные нормы и правила работы с источниками электромагнитных полей.
Лица, допущенные к работе с локатором, обязаны: проходить периодический инструктаж по безопасным методам работы на рабочем месте и медицинский осмотр; иметь необходимую техническую квалификацию; знать приемы освобождения пострадавшего от токонесущих элементов и оказания первой помощи.
Предупреждения:
1. В локаторе применяются опасные напряжения: бортсети 115В 400Гц, импульсное до 7,5кВ в модуляторе, постоянное — 650В,в передатчике и в схеме питания ЭЛТ +18кВ.
2. Передатчик локатора вырабатывает электромагнитные колебания СВЧ порядка 9400 МГц, которые являются опасными для здоровья человека. Поэтому категорически запрещается включать передатчик РЛС, не убедившись в наличии мер, исключающих облучение людей.
Облучение СВЧ может привести к тяжелым заболеваниям нервной системы, органов внутренней секреции, зрения, крови и т. д.
Интенсивность СВЧ облучения характеризуется плотностью потока мощности.
Санитарными нормами Министерства здравоохранения установлены предельно допустимые величины интенсивности облучения лиц, находящихся в зоне действия СВЧ-генераторов при облучении: в течение всего рабочего дня — 10 мкВт/см2; более 2 ч за рабочий день 100 мкВт/см2; не более 15—20 мин за рабочий день (при обязательном пользовании защитными очками) — 1000 мкВт/см2.
Работать в лабораториях, мастерских и т. п., где превышены указанные величины, запрещается.
3. Антенна РЛС совершает качательные движения. В связи с этим перед включением локатора необходимо убедиться в том, что в носовой части самолета не производятся какие-либо работы.
4. При работе с включенной аппаратурой запрещается: открывать крышки блоков, снимать лючки и кожуха; заменять предохранители, лампы, детали и узлы; ставить перемычки на контакты блокировки; разъединять и соединять разъемы.
Размещение комплекта РЛС на самолете
Все блоки станции, за исключением антенны, размещены в герметичной части самолета. Антенный блок и часть волноводного тракта находятся в негерметичном носовом радиопрозрачном обтекателе.
Блоки 2Б и 7Б установлены на общей монтажной раме 34-Ж, размещенной в герметизированном отсеке под полом. Рядом с монтажной рамой размещены коммутационная коробка (блок 17), на ней эквивалент второго индикатора (блок 35). Слева от рамы 34-Ж размещен контрольный разъем и волноводный фланец для подключения пульта контроля работоспособности радиолокатора Гр11.
Индикатор радиолокатора (блок 4Н) расположен в средней части кабины на раме 33-Б. При ночных полетах освещение надписей на пульте индикатора осуществляется светом от самолетных светильников, размещенных вдоль верхней части приборной доски.
Для обеспечения нормального теплового режима приемопередатчиков в них подается охлаждающий воздух от специального мотора-вентилятора, не входящего в состав радиолокатора.
Электропитание радиолокатора на самолете осуществляется от трехфазной сети переменного тока с линейным напряжением 200В (фазовое напряжение 115В) и частотой 400 Гц, от трехфазной сети переменного тока 36В и частотой 400 Гц, от бортовой сети постоянного тока с напряжением 27 В. Для защиты электросетей самолета от коротких замыканий в сеть 27 В включен АЗС на 5А («РЛС-Откл.»), а в сеть 200 В 400 Гц и 36 В 400 Гц —плавкие предохранители. Включение радиолокатора «Гроза-154» осуществляется включением АЗС «РЛС-Откл.» щитка электропитания и последующим нажатием клавиши «РЛС» индикаторного блока.