Организация канонического проектирования ИС ориентирована на использование главным образом каскадной модели жизненного цикла ИС. Стадии и этапы работы описаны в стандарте ГОСТ 34.601-90.
В зависимости от сложности объекта автоматизации и набора задач, требующих решения при создании конкретной ИС, стадии и этапы работ могут иметь различную трудоемкость. Допускается объединять последовательные этапы и даже исключать некоторые из них на любой стадии проекта. Допускается также начинать выполнение работ следующей стадии до окончания предыдущей.
Стадии и этапы создания ИС, выполняемые организациями-участниками, прописываются в договорах и технических заданиях на выполнение работ:
Стадия 1. Формирование требований к ИС.
На начальной стадии проектирования выделяют следующие этапы работ:
обследование объекта и обоснование необходимости создания ИС;
формирование требований пользователей к ИС;
оформление отчета о выполненной работе и тактико- технического задания на разработку.
Стадия 2. Разработка концепции ИС.
изучение объекта автоматизации;
проведение необходимых научно-исследовательских работ;
разработка вариантов концепции ИС, удовлетворяющих требованиям пользователей;
оформление отчета и утверждение концепции.
Стадия 3. Техническое задание.
разработка и утверждение технического задания на создание ИС.
Стадия 4. Эскизный проект.
разработка предварительных проектных решений по системе и ее частям;
разработка эскизной документации на ИС и ее части.
Стадия 5. Технический проект.
разработка проектных решений по системе и ее частям;
разработка документации на ИС и ее части;
разработка и оформление документации на поставку комплектующих изделий;
разработка заданий на проектирование в смежных частях проекта.
выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами;
послегарантийное обслуживание.
Oбследование - это изучение и диагностический анализ организационной структуры предприятия, его деятельности и существующей системы обработки информации. Материалы, полученные в результате обследования, используются для:
обоснования разработки и поэтапного внедрения систем;
составления технического задания на разработку систем;
разработки технического и рабочего проектов систем.
На этапе обследования целесообразно выделить две составляющие: определение стратегии внедрения ИС и детальный анализ деятельности организации.
Основная задача первого этапа обследования - оценка реального объема проекта, его целей и задач на основе выявленных функций и информационных элементов автоматизируемого объекта высокого уровня [8]. Эти задачи могут быть реализованы или заказчиком ИС самостоятельно, или с привлечением консалтинговых организаций. Этап предполагает тесное взаимодействие с основными потенциальными пользователями системы и бизнес-экспертами. Основная задача взаимодействия - получить полное и однозначное понимание требований заказчика. Как правило, нужная информация может быть получена в результате интервью, бесед или семинаров с руководством, экспертами и пользователями.
По завершении этой стадии обследования появляется возможность определить вероятные технические подходы к созданию системы и оценить затраты на ее реализацию (затраты на аппаратное обеспечение, закупаемое программное обеспечение и разработку нового программного обеспечения ).
Результатом этапа определения стратегии является документ ( технико-экономическое обоснование проекта ), где четко сформулировано, что получит заказчик, если согласится финансировать проект, когда он получит готовый продукт (график выполнения работ) и сколько это будет стоить (для крупных проектов должен быть составлен график финансирования на разных этапах работ). В документе желательно отразить не только затраты, но и выгоду проекта, например время окупаемости проекта, ожидаемый экономический эффект (если его удается оценить).
Ориентировочное содержание этого документа:
ограничения, риски, критические факторы, которые могут повлиять на успешность проекта;
совокупность условий, при которых предполагается эксплуатировать будущую систему: архитектура системы, аппаратные и программные ресурсы, условия функционирования, обслуживающий персонал и пользователи системы;
сроки завершения отдельных этапов, форма приемки/сдачи работ, привлекаемые ресурсы, меры по защите информации;
описание выполняемых системой функций;
возможности развития системы;
информационные объекты системы;
интерфейсы и распределение функций между человеком и системой;
требования к программным и информационным компонентам ПО, требования к СУБД;
что не будет реализовано в рамках проекта.
На этапе детального анализа деятельности организации изучаются задачи, обеспечивающие реализацию функций управления, организационная структура, штаты и содержание работ по управлению предприятием, а также характер подчиненности вышестоящим органам управления. На этом этапе должны быть выявлены:
инструктивно-методические и директивные материалы, на основании которых определяются состав подсистем и перечень задач;
возможности применения новых методов решения задач.
Аналитики собирают и фиксируют информацию в двух взаимосвязанных формах:
функции - информация о событиях и процессах, которые происходят в бизнесе;
сущности - информация о вещах, имеющих значение для организации и о которых что-то известно.
При изучении каждой функциональной задачи управления определяются:
наименование задачи; сроки и периодичность ее решения;
степень формализуемости задачи;
источники информации, необходимые для решения задачи;
показатели и их количественные характеристики;
порядок корректировки информации;
действующие алгоритмы расчета показателей и возможные методы контроля;
действующие средства сбора, передачи и обработки информации;
действующие средства связи;
принятая точность решения задачи;
трудоемкость решения задачи;
действующие формы представления исходных данных и результатов их обработки в виде документов;