Регистрация – это запись лиц, факторов и явлений с целью систематизации или придания им законности.
При регистрации документа происходит фиксация факта создания или получения документа путём присвоения ему индекса и записи соответствующих сведений о нём.
С позиции оценки соответствия регистрация на практике имеет два назначения:
1) как синоним сертификации; в западных странах часто сертификация заменяется словом "регистрация", каждое из которых обозначает одно и то же действие – оценка объекта (продукции системы качества, услуги и т.д.) третьей стороной (certification = registration); этот аспект очевиден и далее не рассматривается;
2) как включение продукции, услуги в реестр, регистр или официальное издание, где приводится перечень одобренной (признанной) продукции, услуги. В какой-то степени процедура включения в регистр (регистрация) аналогична процедуре утверждения (одобрения) типа, только не предусматривает непосредственной деятельности регулирующего органа в части испытаний и основана на анализе предоставляемых заявителем документов.
Включение в реестр (регистр), или регистрация продукции позволяет регулирующему органу оперативно определить изготовителя (поставщика) любого товара на рынке в случае выявления несоответствия установленным (заявленным) требованиям.
Подтверждение соответствия является одной из наиболее важных форм оценки соответствия.
Статья 2 федерального закона № 184-ФЗ определяет это понятие следующим образом.
Подтверждение соответствия – документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Подтверждение соответствия может осуществляться в двух формах: обязательной – на соответствие требованиям технических регламентов, и добровольной – для установления соответствия стандартам и другим документам добровольного применения (Рис.2.1). Подтверждение соответствия осуществляется в целях:
- удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров;
- содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;
- повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;
- создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.
Подтверждение соответствия осуществляется на основе принципов:
- доступности информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;
- недопустимости применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов;
- установления перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определённых видов продукции в соответствующем техническом регламенте;
- уменьшения сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя;
- недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определённой системе добровольной сертификации;
- защиты имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия;
Подтверждение соответствия разрабатывается и применяется равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.
Обязательное подтверждение соответствия согласно ст. 23 федерального закона "О техническом регулировании" осуществляется в формах декларирования соответствия и обязательной сертификации. Если до вступления в силу федерального закона осуществлялось обязательное подтверждение соответствия (в форме обязательной сертификации) продукции и услуг обязательным требованиям, предусмотренным законодательными актами, стандартами и другими нормативными документами, то теперь этот закон [3] определил, что обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом и исключительно на соответствие его требованиям.
Декларирование соответствия может осуществляться по одному из следующих вариантов:
1. Принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств;
2. Принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, дополненных доказательствами, полученными с участием третьей стороны, например органа по сертификации и(или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра).
Вариант декларирования соответствия с участием третьей стороны устанавливается в техническом регламенте в случае, если отсутствие третьей стороны приводит к недостижению целей подтверждения соответствия.
При декларировании соответствия на основании собственных доказательств заявитель самостоятельно формирует доказательственные материалы (результаты собственных исследований, испытаний, измерений и др.) в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.
При декларировании соответствия на основании, как собственных доказательств, так и полученных с участием третьей стороны, заявитель по своему выбору в дополнение к собственным доказательствам включает в доказательственные материалы:
– протоколы исследований (испытаний) и измерений, проведённых в аккредитованной испытательной лаборатории (центре);
– сертификат системы качества, в отношении которого предусматривается контроль (надзор) за объектом сертификации со стороны органа по сертификации, выдавшего данный сертификат.
Оформленная по установленным правилам декларация о соответствии подлежит регистрации органом исполнительной власти по техническому регулированию в течение трёх дней.
Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем.
Схемы сертификации, применяемые для сертификации определённых видов продукции, устанавливаются в соответствующих технических регламентах.
Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выданным заявителю органом по сертификации.
Орган по сертификации:
– привлекает на договорной основе для проведения исследований (испытаний) и измерений аккредитованные испытательные лаборатории (центры);
– осуществляет контроль над объектом сертификации, если такой контроль предусмотрен соответствующей схемой обязательной сертификации и договором;
– ведёт реестр выданных им сертификатов соответствия;
– информирует соответствующие органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов о продукции, поступившей на сертификацию, но не прошедшей её;
– приостанавливает или прекращает действие выданного им сертификата соответствия (если в ходе инспекционного контроля установлено, что продукция (объект сертификации) перестала соответствовать требованиям технического регламента);
– обеспечивает предоставление заявителю информации о порядке проведения обязательной сертификации;
– устанавливает стоимость работ по сертификации на основе утвержденной Правительством Российской Федерации методики определения стоимости таких работ.
Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию ведёт единый реестр выданных сертификатов соответствия.
После 1993 г. в Российской Федерации были зарегистрированы 19 систем обязательной сертификации.
Сертификат соответствия– документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Выдачей сертификата соответствия завершается процесс сертификации [3].
Сертификат соответствия должен содержать:
– наименование и местонахождение заявителя;
- наименование и местонахождение изготовителя продукции, прошедшего сертификацию;
- наименование и местонахождение органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия;
- информацию об объекте сертификации, позволяющую идентифицировать этот объект;
- наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого проводилась сертификация;
- информацию о документах, представленных заявителем в орган по сертификации в качестве доказательств соответствия продукции требованиям технических регламентов;
- срок действия сертификата соответствия.
Знак обращения на рынке. Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено (либо декларацией о соответствии, либо сертификатом соответствия) в порядке, установленном федеральным законом № 184-ФЗ, маркируется знаком обращения на рынке, приведённым на рис. 2.4.
Знак обращения на рынке (утвержденный постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2003 г. № 696) представляет собой сочетание букв "Т" (с точкой над ней) и "Р", вписанных в букву "С", стилизованную под измерительную скобу.
Изображение знака обращения на рынке должно быть одноцветным и контрастировать с цветом поверхности (продукции, её упаковки), на которую оно нанесено.
Знак обращения на рынке не является специальным защищённым знаком и наносится в информационных целях.
Маркировка этим знаком осуществляется заявителем самостоятельно любым удобным для него способом.
Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в установленном порядке, не может быть маркирована знаком обращения на рынке.
Добровольное подтверждение соответствия [14] осуществляется по инициативе заявителя в форме добровольной сертификации. Для этого должен быть заключён договор между заявителем и органом по сертификации. Как и на западе, добровольное подтверждение соответствия (добровольная сертификация) осуществляется для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, документам систем добровольной сертификации, условиям договора.
К объектам добровольной сертификации относятся: промышленная, сельскохозяйственная продукция, объекты строительства, услуги, системы качества, а также другие объекты, для которых установлены требования и методы (способы) проверки их соблюдения.
Предусмотрена демократическая процедура создания систем добровольной сертификации: она может быть создана юридическим лицом и(или) индивидуальным предпринимателем, их может быть несколько. Система добровольной сертификации допускает применение знака соответствия. Он на добровольной основе проставляется заявителем удобным для него способом [16]. По желанию учредителей системы последняя может быть зарегистрирована федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.
Требования к порядку осуществления добровольного подтверждения соответствия в рамках систем добровольной сертификации определены в ст. 21 федерального закона № 184-ФЗ.
В федеральном законе [3] форма подтверждения соответствияопределяется как порядок документального удостоверения соответствия продукции требованиям технических регламентов. Отличительным признаком формы является вид выходного документа, которым должно удостоверяться соответствие, – то ли это декларация о соответствии, то ли сертификат соответствия. В первом случае принимается документ заявителем, во втором – выдаётся органом по сертификации.
Понятие "схема подтверждения соответствия" в законе не приводится, но, на наш взгляд, вполне можно использовать ранее применяемое определение схемы сертификации: "совокупность действий, результаты которых рассматриваются в качестве доказательств соответствия продукции установленным требованиям" [14].
Таким образом, у каждой формы подтверждения соответствия есть присущие ей схемы декларирования и (или) схемы сертификации.
Иными словами, подтверждение соответствия продукции требованиям технических регламентов в установленной форме осуществляется согласно схемам декларирования или согласно схемам сертификации, каждая из которых представляет собой полный набор операций и условий их выполнения участниками этого процесса.
Схемы обязательного подтверждения соответствия могут включать одну или несколько операций, результаты которых необходимы для подтверждения соответствия продукции установленным требованиям, в том числе:
– испытания (типовых образцов, партий или единиц продукции);
– сертификацию системы (менеджмента) качества и/или анализ состояния производства;
– инспекционный контроль (продукции, производства, системы качества).
В федеральном законе "О техническом регулировании" предусмотрено, что схемы устанавливаются исключительно в техническом регламенте и не могут быть скорректированы в процессе взаимодействия органа по сертификации с заявителем.
В условиях реформирования системы технического регулирования еще большее значение приобретает система стандартизации, как один из инструментов технического регулирования. Утратив обязательный характер, добровольно применяемый стандарт сохраняет значение как инструмент подтверждения соответствия требованиям технических регламентов.
Список литературы
1. РМГ 29–99. Государственная система обеспечения единства измерений. Метрология. Термины и определения. – М. : ИПК Издательство стандартов, 2000. – 50 с.
2. Об обеспечении единства измерений : федер. закон РФ от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ.
3. О техническом регулировании : федер. закон РФ от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ.
4. ГОСТ Р 1.0–2004. Стандартизация в РФ. Основные положения.
8. Пономарёв, С.В. Управление качеством продукции. Введение в системы менеджмента качества / С.В. Пономарёв, С.В. Мищенко, В.Я. Белобрагин. – М. : Стандарты и качество, 2004. – 248 с.
9. История метрологии, стандартизации, сертификации и управления качеством : учебное пособие / сост. : С.В. Мищенко, С.В. Пономарёв, Е.С. Пономарёва, Р.Н. Евлахин, Г.В. Мозгова. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2003. – 94 с.
11. Сергеев, А.Г. Метрология : учебное пособие для вузов / А.Г. Сергеев, В.В. Крохин. – М. : Логос, 2000. – 408 с.
12. Димов, Ю.В. Метрология, стандартизация и сертификация : учебник для вузов / Ю.В. Димов. – СПб. : Питер, 2006. – 432 с.
13. Крылова, А.Г. Основы стандартизации, сертификации, метрологии : учебник для вузов / А.Г. Крылова. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 711 с.
14. Белобрагин, В.Я. Основы технического регулирования / В.Я. Белобрагин. – М. : Стандарты и качество, 2005. – 320 с.
15. Руководство ИСО/МЭК-2:1996. Стандартизация и смежные виды деятельности. Общий словарь. Русская версия. 1999.
16. Пономарёв С.В. История стандартизации и сертификации : учебное пособие / С. В. Пономарёв, Е.С. Мищенко: – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. – 92 с.
17. Аронов И., Версан В., Теркель А. Основные вопросы задания требований безопасности в технических регламентах//Стандарты и качество, 2003, сентябрь: http://www.stq.ru/riasite/index.phtml?page=1&tbl=tb_88&id=653
18. Груздов В. Техническое регулирование как механизм обеспечения технологической безопасности Российской Федерации//Стандарты и качество, 2003, март:
19. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник. – 4-е издание перераб. и доп. – М.: ЮРАЙТ, 2004.
20. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник/Ю.И.Борисов, А.С. Сигов, В.И. Нефедов и др.; Под ред. профессора А.С.Сигова. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005.
21. Обыденов А. Ю. Техническое регулирование: мировой опыт и российское законодательство//Информационно-аналитический бюллетень, 2003, №49: http://www.opec.ru/library/article.asp?d_no=4055&c_no=9&c1_no=