Помимо частных кредитов на международном кредитном рынке широко представлены государственные кредиты (средне- и долгосрочные). Они выдаются из средств государственных бюджетов соответствующих стран или группы стран (рис.).
Рис. Государственные кредиты на международном кредитном рынке
Двустороннее государственное кредитование — это предоставление в основном целевых кредитов одним государством (кредитором) другому государству (заемщику). Основными государствам и кредиторами на международном кредитном рынке выступают промышленно развитые страны. Они предоставляют средства из своих государственных бюджетов другим государствам-заемщикам (дебиторам). Основными государствами-кредиторами в настоящее время являются Япония, Германия, США, Франция, страны Северной Европы (Бельгия, Голландия). Государства-заемщики — это, как правило, государства с формирующимися рынками (страны бывшего СССР, Центральной и Восточной Европы, Латинской Америки, Южной Азии, Африки и Ближнего Востока). Не следует, однако, относить промышленно развитые экономики к исключительно кредитующим. Большинство развитых государств выступают на международном кредитном рынке одновременно и как должники, и как кредиторы. Так, крупнейшими заемщиками являются США и Германия. Все государства, пользующиеся двусторонними государственными кредитами (заемщики и кредиторы), объединены в международный клуб — Парижский, который регулирует вопросы, связанные с соблюдением сроков погашения кредитов.
Межгосударственные или многосторонние государственные кредиты предоставляются государству-заемщику через международные финансовые организации: Международный валютный фонд, Всемирный банк, региональные банки и фонды, такие как Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Азиатский банк развития (АзБР), Межамериканский банк развития (МАБР), Африканский банк развития (АфБР) и проч. Все перечисленные международные кредиторы — крупнейшие участники международного кредитного рынка, совершающие на нем и другие операции (гарантийные, консалтинговые и т.д.). Для предоставления многосторонних займов группа государств может создавать специальный синдикат в целях кредитования заемщика или группы государств-заемщиков. Такие межгосударственные синдикаты кредиторов представляют собой вторую форму многостороннего кредитования.
Двусторонние и многосторонние кредиты предоставляются заемщикам — государствам с формирующимися рынками на условиях, которые значительно дифференцированы. По двусторонним кредитам к базовым процентным ставкам международного кредитного рынка (как правило, LIBOR) прибавляется процентная надбавка, размер которой зависит от кредитного рейтинга государства-дебитора. Кредитные рейтинги публикуются рядом агентств (Moody's, Standard & Poor's и т.п.), а методики расчета таких рейтингов предоставляет Базельский банк международных расчетов (БМР). Многосторонние кредиты предоставляются на льготных условиях, т.е. исходя из более низких процентов по сравнению со средними по аналогичному двустороннему кредитованию на международном кредитном рынке.
Международные государственные кредиты (двусторонние и многосторонние) — источник образования внешней задолженности государств. Внешний долг в настоящее время имеют все государства: и с развитыми, и с формирующимися рынками. Крупнейшими должниками-государствами являются США, Германия, Франция, Бразилия, Мексика, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Индия. Кризис внешней задолженности развивающихся стран 1982 г. во многом изменил структуру межгосударственного кредитования на международном кредитном рынке, перенеся центр тяжести с двустороннего на многостороннее кредитование, прежде всего через Международный валютный фонд и Всемирный банк.
Всего за период 1947—1998 гг. МВФ предоставил странам-членам кредиты на общую сумму 175,5 млрд СДР (приблизительно 247 млрд долл.), а вместе с льготными займами наименее развитым странам за счет специальных фондов — 263 млрд долл.
В 80-е гг. валютные трудности государств «третьего мира», порожденные кризисом внешней задолженности, побудили Фонд взять курс на значительное расширение своей кредитной деятельности. МВФ включился в урегулирование внешнего долга развивающихся стран, а также активизировал финансовую поддержку государствам, приступившим к макроэкономическим и структурным рыночным реформам. Ежегодный объем кредитов МВФ достиг максимума в 1983 г.— 17,2 млрд долл. (без льготных займов). Затем в связи с нехваткой ресурсов он стал снижаться, опустившись в 1988 г. до уровня 3,6 млрд долл.
С 90-х гг. возросли кредиты МВФ странам Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и бывшего СССР, предоставляемые в связи с большими трудностями, которые они испытывали в процессе глубоких социально-экономических преобразований, перехода к рыночной экономике. Из общей суммы кредитов МВФ за 1990—1998 гг., составившей 120,2 млрд долл., государства ЦВЕ получили 9,5 млрд долл., или 7,9%, Россия — 21,3 млрддолл. (17,7%). Из общей суммы одобренных Фондом в 1997/98 финансовом году резервных («стэнд-бай») и расширенных кредитов, составившей 40,9 млрд долл. (около 90%), были предназначены трем наиболее сильно пострадавшим от кризиса странам — Индонезии, Южной Корее и Таиланду. Эти кредиты являлись частью международной программы финансовой помощи названным странам в объеме 117,7 млрд долл. Реально к концу августа 1998 г. они получили от МВФ 26,8 млрд долл. В декабре 1998 г. МВФ выделил кредит Бразилии в размере 18 млрд долл. (в рамках коллективного пакета на сумму 41 млрд долл.) с правом использования в течение трех лет. Общая сумма непогашенной задолженности стран-членов по отношению к Фонду возросла с 30.3 в конце 1994 г. до 66,8 млрд СДР (94,0 млрд долл.) к концу 1998 г., т.е. за четыре года — в 2,2 раза. Структурно механизм кредитования МВФ стран-заемщиц выглядит следующим образом (рис.).
Рис. 10.8. Механизмы кредитования МВФ
Предоставление Фондом кредитов связано с выполнением определенных политико-экономических условий. Эта концепция («Вашингтонский консенсус») предполагает приватизацию предприятий, обеспечение рыночного ценообразования, либерализацию внешнеэкономической деятельности, а также достижение макроэкономической и финансовой стабилизации. Исходя из доминирующих в МВФ теоретических воззрений, его практические стабилизационные программы носят преимущественно дефляционный характер. Обычно они включают: сокращение государственных расходов, в том числе на социальные цели; увеличение налогов наличные доходы; сдерживание роста заработной платы; повышение учетных ставок; ограничение объема кредита, в том числе потребительского назначения: либерализацию внешнеэкономических связей; девальвацию национальной валюты, за которой следует удорожание импортируемых товаров, и т.п.