Диаграмму состояния равновесной системы, состоящей из жидкой и кристаллической фаз, можно получить методами термического анализа, экспериментально изучая зависимость температуры системы от времени при медленном ее охлаждении. Такие графические зависимости называются кривыми охлаждения. Можно получить также и кривые нагревания. Во всех этих случаях давление остается постоянным. На основании таких термических кривых можно построить диаграммы плавкости, которые выражают зависимость температуры плавления смесей от их состава.
Рассмотрим вначале кривую охлаждения чистого расплавленного вещества.
Участок 1–2 - охлаждение жидкости, здесь система однокомпонентная и однофазная. Для данного случая правило фаз Гиббса имеет следующий вид: f = k – Ф + 1, так как изменяется только температура, давление – постоянное. Тогда f1-2 = 1 – 1 + 1 = 1 – система моновариантная.
Участок 2–3 – кристаллизация жидкости (затвердевание), здесь постоянная температура, так как выделяется теплота кристаллизации, которая компенсирует теплоотвод в окружающую среду. (Напомним, что DНплавления > 0 – эндотермический процесс; DНкристаллизации < 0 – экзотермический процесс). На участке 2–3 – система однокомпонентная и двухфазная (жидкость и кристаллы); f2-3 = 1 – 2 + 1 = 0 – система нонвариантная.
Участок 3–4 – охлаждение кристаллической фазы. Здесь система однокомпонентная и однофазная; f3-4 = 1 – 1 + 1 = 1 – система моновариантная.
Характер кривых охлаждения двух- и более компонентных систем может быть иным и зависит от свойств компонентов системы. При этом на кривых охлаждения могут наблюдаться различные изломы и площадки.
Неисправности электрооборудования
К наиболее уязвимым элементам в электрооборудовании машины относится электропроводка. Обрыв проводов и наконечников, повреждение изоляции, приводящее к короткому замыканию в цепи, — все это является следствием механического и теплового воздействия, недопустимого натяжения и скручивания проводов, трения их о металлические части трактора. Нередки случаи отказа в работе аккумуляторных батарей, стартеров, генераторов и регуляторов напряжения.
К неисправностям аккумуляторных батарей относят сульфатацию и короткое замыкание пластин; ускоренный саморазряд батарей (более 3% в сутки), вызванный посторонними примесями в электролите; трещины и пробоины в моноблоке. Признаки сульфатации пластин — снижение емкости аккумулятора, быстрое закипание электролита при зарядке и ускоренный разряд при пользовании стартером. Короткое замыкание пластин характеризуется уменьшением плотности электролита и резким понижением напряжения до нуля при испытании нагрузочной вилкой, а также слабым повышением плотности электролита при заряде аккумуляторной батареи.
Неисправность зарядной цепи проявляется в отсутствии или малом значении зарядного тока. Причинами могут быть проскальзывание ремня привода генератора, неисправность генератора (обрыв обмоток, короткое замыкание) или регулятора напряжения. В этом случае аккумуляторная батарея недозаряжается. Систематическая недозарядка аккумуляторной батареи происходит также из-за окисления контактирующих поверхностей и недостаточной затяжки наконечников. Перезарядка батареи может происходить из-за неисправности регулятора напряжения.
Неудовлетворительная работа стартера при исправной аккумуляторной батарее наблюдается из-за подгорания коллектора и щеток, разрегулирования реле включения, короткого замыкания в обмотках стартера, отсутствия контакта стартера с «массой». Разрыв в цепи питания — причина потери работоспособности любого потребителя тока.