Термин «менеджмент» является аналогом термина «управление», однако не в полной мере. Так как термин «управление» шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности (например, управление транспортными средствами), к разным средам деятельности (управление в живой и неживой природе, управление государством), к разным органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и в объединениях).
Методология исследования менеджмента подразумевает под собой исследование методов управления, а в свою очередь метод управления — это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.
Слово «метод» греческого происхождения (methodos), что в переводе означает способ достижения какой-либо цели. Посредством методов управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.
Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму. Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления (фирма, отдел, подразделение, компания и т. д.).
Содержание — это специфика приемов и способов воздействия.
Организационная форма — воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию, которое может быть прямое (непосредственное) или косвенное (постановка задачи и создание стимулирующих условий) воздействие.
В практике управления одновременно применяют различные методы и их сочетания, но в то же время в научной литературе не существует единого толкования содержания, объекта воздействия и классификации методов управления.
Методы управления
— это система способов воздействия субъекта управления на объект для достижения определенного результата.
Существует несколько подходов к классификации методов управления.
В числе которых можно выделить классификацию по содержанию воздействия:
— экономические;
— организационные;
— социально-психологические.
Основой данной классификации являются побудительные мотивы отдельных работников к труду, их потребности и интересы, определяющие поведение людей.
Экономические методы
основаны на социально-экономических законах и закономерностях развития объективного мира, природы, общества и мышления. Они опираются на систему экономических интересов личности, коллектива и общества. Экономические методы управления — это система экономических стимулов и рычагов, влияющих на производство не прямо, а косвенно, организующих деятельность предприятия и его работников в нужном для общества направлении.
Применение экономических методов управления необходимо для сознательного использования всей системы экономических законов и категорий общественного развития. Центральной проблемой коллективной организации труда является овладение экономическими методами управления, которые применительно к управлению организацией представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается эффект, удовлетворяющий требования коллектива в целом и личности в частности. Для обеспечения эффективности экономических методов необходимо, как минимум обеспечить «отзывчивость» организации на экономические рычаги. Следовательно, экономические методы способствуют выявлению новых возможностей, резервов, что особенно важно в переходный период, когда изменяется система материального стимулирования, основанная на учете экономических интересов.
Центральное место в системе методов управления занимают организационно-распорядительные методы.
Организационно-распорядительные методы,
включающие приемы и способы воздействия субъекта управления на объект, основанные на силе и авторитете власти, указов, законов, постановлений, приказов, распоряжений, инструкций и т. д. Они устанавливают обязанности, права, ответственность каждого руководителя и подчиненного (исполнителя), звена и уровня управления, а также призваны обеспечивать персональную ответственность работников аппарата управления за исполнение воли вышестоящих органов. Организационно-распорядительные методы базируются на правах и ответственности людей на всех уровнях хозяйствования и управления, предполагающих использование руководителем власти, ответственности подчиненных и создание системы организационных отношений.
Организационно-распорядительные методы основаны на организационных отношениях, существующих в любом обществе, социально-экономической системе. На их базе формируются организационные отношения, которые включают в себя отношения прав и ответственности, власти и компетентности. Анализ содержания управления организацией показал то, что вся система так или иначе пронизана организационно-распорядительной деятельностью.
Организационно-административное воздействие включает в себя следующие компоненты:
— виды и типы воздействия;
— адресат;
— постановка задания и определение критерия его выполнения;
— установление ответственности;
— инструктаж подчиненных и т. д.
В организации эти методы служат средством прямого воздействия на процесс производства товаров и труд работников, что позволяет координировать выполнение ими отдельных функций, решение задач, создает благоприятные условия для существования и развития управляемой системы, оказывает целенаправленное воздействие на объект управления. К характерным особенностям прямого воздействия относится непосредственная связь руководителя и подчиненного. Прямые воздействия ведут к усилению пассивности подчиненных, а иногда и к скрытому неповиновению. Поэтому наиболее эффективны косвенные методы воздействия, которые осуществляются посредством постановки задачи и создания стимулирующих условий.
Социально-психологические методы
построены на формировании и развитии общественного мнения относительно таких общественно и индивидуально значимых нравственных ценностей, как добра и зла, сути жизни, нравственных начал в обществе, отношений к личности и т. д. Они представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личные отношения и связи, возникающие в трудовом коллективе, а также на социальные процессы, протекающие в них.
Выделение данных методов управления является достаточно условным, так как все их многообразие охватить практически невозможно. Поэтому нами были выделены лишь основные, необходимые для понимания сущности управления
Тест по теме: «Введение в управление и менеджмент»
1. Выберите номер правильного ответа.
Английское слово «МЕНЕДЖМЕНТ» происходит от латинского слова «МАНУС», которое на русском языке означает:
А) деньги;
Б) купец;
В) рука;
Г) воин
2. Выберите номер правильного ответа.
МЕНЕДЖМЕНТ – это процесс:
А) обогащения менеджера путем использования конкуренции;
Б) достижения цели организации руками других людей;
В) изменения формы и содержания продукта в процессе производства;
Г) оптовый торговли промышленными товарами
3. Выберите номера правильных ответов.
Менеджмент – это:
А) управление хозяйственной деятельностью;
Б) государственное или общественное управление;
В) управление в неживой природе;
Г) управление лошадьми
4. Выберите номер правильного ответа.
В каком веке менеджмент выделился в самостоятельную область знаний:
А) 20в.
Б) 15 в.
В) 12 в.
Г) 19 в.
5. Выберите номер правильного ответа.
Теория управления – это:
А) уровень знаний, достигнутый преимущественно путем опыта и логическое обобщение опыта;
Б) динамическое выражение объективного, существенного, устойчивого, повторяющегося во времени;
В) взаимосвязи явлений, категорий, отношений
6. Выберите номер правильного ответа.
Кого называют «отцом менеджмента»:
А) Э.Мэйо;
Б) Дж. Сорос;
В) Ф. Тейлор;
Г) А. Файоль
7. Выберите номер правильного ответа.
Кто является автором 14 принципов управления:
А) Э.Мэйо;
Б) Паркерт-Фоллет;
В) А.Файоль;
Г) Ф. Тейлор
8. Выберите номер правильного ответа.
Подход, основанный на комплексном рассмотрении управления, называется:
А) процессным;
Б) ситуационным;
В) подходом с точки зрения научного менеджмента;
Г) системным
9. Выберите номер правильного ответа.
Основные правила, требования к системе управления, которые носят объективный характер, - это:
а) методы управления
б) закономерности управления
в) принципы управления
10. Выберите номер правильного ответа.
Последовательность, технология, алгоритм управленческой деятельности, ее динамика – это:
а) механизм управления
б) система управления
в) процесс управления
11. Выберите номер правильного ответа.
Что является конечной целью менеджмента коммерческой организацией:
А) поиск и освоение новых рынков;
Б) разработка стратегий развития фирмы;
В) обеспечение прибыльности или доходности предприятия;
Г) определение необходимых ресурсов и их источников;
Д) Постоянный контроль за эффективной деятельностью фирмы
12. Выберите номер правильного ответа.
В своем управленческом воздействии на объект, менеджмент имеет своей целью:
А) поддержать объект в желаемом состоянии;
Б) перевод объекта в новое состояние;
В) в зависимости от ситуации, либо поддерживать в желаемом состоянии, ибо перевести в новое;
Г) ограничить влияние внешних факторов на объект управления
13. Выберите номер правильного ответа.
Упорядоченные изменения свойства системы во времени или появление новых систем – это:
А) процесс;
Б) закон;
В) развитие.
14. На что нацелен интеграционный подход?
а) на исследование взаимосвязей;
б) на исследование покупателей;
в) на исследование и усиление взаимосвязей.
15. Выберите номер правильного ответа.
Главная задача менеджера в управлении персоналом – это:
А) осуществлять контроль за четким соблюдением режима рабочего дня;
Б) обнаружить ошибки в работе подчиненного;
В) организовать досуг подчиненных;
Г) поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения своих указаний.
16. Выберите номер правильного ответа.
Автор концепции человеческих отношений:
А) Дунаевский;
Б) Витке;
В) Богданов;
Г) Вебер
17. Выберите номер правильного ответа.
Какого вида управления не существует:
А) техническое
Б) государственное
В) идеологическое
Г) негосударственное
Д) хозяйское
18. Выберите номер правильного ответа.
Последовательность, технология. Алгоритм управленческой деятельности, ее динамика – это:
а) механизм управления
б) система управления
в) процесс управления
19. Выберите номер правильного ответа.
Отметьте самый конкурентоспособный ресурс управления: