русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Место курса в системе управленческих дисциплин


Дата добавления: 2014-05-01; просмотров: 1247; Нарушение авторских прав


Впервые определение «научный менеджмент» стало использоваться в начале ХХ в. и связано с публикацией книги Тейлора «Принципы научного управления» в 1911 г. Дальнейшие работы А. Файоля, Г. Эмерсона, Г. Канта позволили обобщить обширный практический опыт и создать направления школы научного управления.

До сегодняшнего дня нерешенным остается вопрос: менеджмент — наука или менеджмент — искусство. Некоторые теоретики в области менеджмента считают, что управление — это искусство, которым можно овладеть через опыт, практическую деятельность. Современный менеджмент включает две такие неотъемлемые части, как теорию руководства и практические способы эффективного управления, или искусство управления.

Термин «искусство управления» встречается в трактатах древних мыслителей Китая, Рима, Греции. Содержание этих понятий имеет обширное толкование, вызванное спецификой общественного уклада различных стран. Так, например, в Римской империи искусство управления означало искусство властвовать, искусство государственного управления и подбора кадров.

Схематично научные основы практики управления можно представить следующим образом:

Научные основы менеджмента представляют собой методологическую базу управленческой практики, которая позволяет более рационально организовывать систему управления. Управлять, используя науку менеджмента, — означает познавать, выявлять законы экономического развития, планировать, организовывать, регулировать и контролировать развитие в соответствии с этими понятиями, своевременно выделять противоречия общественного развития и разрешать их.

С теоретической точки зрения менеджмент достаточно прочно вписывается в систему управленческих дисциплин. В данном случае подразумевается, что специальность, по которой ведется преподавание в вузе, имеет одноименное название.



Изначально подразумевается, что специалист в области менеджмента имеет высшее образование, так это необходимо для его профессиональной деятельности. В данном контексте как для всесторонне развитой личности необходимы знания в области математики, философии, педагогики, психологии и так далее, что закреплено также и государственными стандартами. Таким образом, изначально, чтобы получить необходимые теоретические познания в области менеджмента и стать профессионалом, необходимо знать многие дисциплины, и как для личности, так и для профессионала.

Задача менеджмента как дисциплины заключается в обобщении полученных знаний из различных областей и построение представление о системе их использования при управлении, т. е. практической деятельности. На практике же изучение менеджмента производится на первом или втором курсе, что при отсутствии практического опыта и необходимых знаний приводит к тому, что у слушателей не происходит усвоения необходимых управленческих знаний.

В последнее десятилетие прошедшего века для России одной из главных проблем в экономическом развитии стал недостаточный уровень образования и профессиональной подготовки кадров, в то время как ожидания и запросы работодателей возрастали. Поэтому, организациям придется взять на себя ответственность за повышение уровня образования своего персонала. Организации, полагавшиеся на действующую систему образования, часто проигрывали в конкурентной борьбе и, как следствие, вынуждены были активизировать деятельность в данной области, выделять средства на образование и повышение квалификации кадров.

В современных условиях ощущается острая необходимость в стратегической ориентации науки, культуры и просвещения, что, в частности, объясняется существованием корреляционной связи между уровнем культуры и творческой инициативой работников. Пока этим видам деятельности уделяется недостаточно внимания, и поэтому они утрачивают свою значимость. Но наука, культура и просвещение очень важны для сохранения специфических черт нации и перехода к качественному росту, основанному на использовании человеческого ресурса, одного из немногих возобновляемых ресурсов.

Сегодня работники не согласны с тем, чтобы вся их жизнь сводилась только к труду. Для того чтобы найти и удержать квалифицированных рабочих и техников, приходится быть более гибкими и перестраиваться с учетом новых требований. Они не могут дискриминировать женщин, должны с большим вниманием относиться к семьям сотрудников. Для того чтобы удержать человека в организации в течение 15—20 лет, необходимо активно помогать ему в трудные периоды жизни. Следует считать, что со временем старения работников и снижением степени их карьерного роста, а также с нежеланием некоторых из них уходить на пенсию в 65 лет необходимо в индивидуальном порядке разрешать возникающие вопросы.

В результате в 1990-е гг. организациями были запущены программы, предусматривающие возможность перехода персонала на работу по гибкому графику, введение неполной рабочей недели и нерабочих дней для сотрудников с детьми, оказание им, а также молодежи социальной помощи, разделение обязанностей между несколькими работниками, возможность перевода на другую работу без повышения, организацию надомного труда, как правило, с использованием персональных компьютеров.

Одним из признаков лояльности руководства по отношению к трудовому коллективу и поведения, способствующего нововведениям, является привлечение работников к активному участию в обсуждении проблем организации. Менеджер не должен воспринимать персонал как роботов, так как сотрудники, непосредственно участвующие в производстве и оказании услуг, являются наиболее перспективным источником предложений инновационного характера, направленных на повышение эффективности работы.

Для того, чтобы работники организации могли более активно участвовать в принятии решений, необходимо упростить существующую структуру бизнеса и устранить звенья управления, отделяющие рабочих от высших менеджеров. Это не означает, что следует полностью отказаться от услуг целого ряда руководителей среднего звена, достаточно смешать «белые» и «синие» воротнички и их обязанности. Организации, осуществившие такие преобразования, смогут быстрее приспособиться к требованиям заказчика и повысить качество продукции. Им легче перейти от массового к индивидуальному производству, ориентированному на определенного потребителя.

Возможно повысить эффективность и качество производства, если организация вместо обеспечения массового выпуска продукции за основу примет тематический (проектный) принцип построения организационных единиц. На наш взгляд, необходимо формировать немногочисленные структуры, небольшие отделы и их подразделения, ориентированные на определенные торговые группы. Это позволит более быстро выполнять заказы, улучшить информационный обмен, оперативно принимать решения и повысить заинтересованность работников в результатах труда.

Наиболее эффективным способом вознаграждения работников за труд является создание универсальной программы распределения прибыли между подразделениями компании начиная с торгового отделения и заканчивая руководящим органом. Так обеспечивается справедливое участие каждого работника в результатах деятельности. Причем принципиально важно отказаться от привилегий и побочных доходов членов руководства как оскорбительных и отгораживающих факторов от рядовых работников. Персональные лифты, столовые, специально выделенные у входа в здание места для парковки автомобилей отделяют людей, находящихся на верху служебной лестницы, от тех, кто внизу. Руководители высшего звена должны быть ближе к работникам, проявлять творческий энтузиазм, создавать благоприятную обстановку для всех. Для того чтобы выполнить данные требования, необходимо избавиться от лицемерия и цинизма.

Во многом переход к современной структуре бизнеса базируется на применении достижений информационных технологий в управлении. А. Тейлор отмечает, что массовое производство требует координации деятельности различных участков, оно невозможно без большого количества руководителей среднего звена. По мере совершенствования информационных технологий такая координация становиться ненужной, а распоряжения могут передаваться практически мгновенно, независимо от территориального фактора, а решения способны принимать низшие звенья.

Российские менеджеры должны четко осознать то, что необходимо делать в условиях усиливающейся глобализации в экономике. В настоящее время даже в розничной торговле и предпринимателям, оказывающим услуги местного масштаба, приходиться сталкиваться с конкуренцией иностранных компаний, сотрудничать с зарубежными кампаниями, получать товары из других стран. Начиная с 1990-х гг., процветали, как правило, те организации, которые учитывали специфику иностранных рынков, смогли понять то, как вести переговоры с зарубежными заказчиками и конкурировать с иностранными компаниями внутри страны и за ее пределами. В целом необходимо направить усилия на преодоление изоляции в сознании населения, наиболее полно информировать общество о возможностях зарубежных рынков и их неиспользованных ресурсах.

Развитие организации и вхождение в рынки других стран знаменует также и информационный прорыв, а от информации зависит достижение успеха в предпринимательской деятельности в долгосрочной перспективе. В современном мире уже нельзя выживать и процветать без того, чтобы не проникать на рынки других стран, что вызвано причинами как оборонительного, так и наступательного характера.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что в настоящее время в России происходит процесс формирования своей школы менеджмента. Ее специфика состоит в том, что в относительно небольшой промежуток времени необходимо было сформировать менеджеров-практиков, отвечающих международным стандартам. Данная задача по сегодняшний день практически не выполнена, несмотря на то, что ощущается большой дефицит управленческих кадров.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Объект и субъект менеджмента | Методологические основы менеджмента. Инфраструктура менеджмента


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.449 сек.